Предпрофильный курс по русскому языку «Культура речи»
Предпрофильный курс по русскому языку «Культура речи»
Данная рабочая программа предпрофильного курса " Культура речи" для 9 класс рассчитана на 17 часов.Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и на основе Программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предпрофильный курс по русскому языку «Культура речи»»
Предпрофильный курс по русскому языку «Культура речи»
Раздел I.Пояснительная записка
Рабочая программа данного предпрофильного курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и на основе Программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.
Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Раздел II. Учебно – тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1
Языковая норма и её виды
2
2
Культура речи
2
3
Коммуникативный аспект культуры речи
13
Всего 17 часов
Раздел III.Содержание учебного курса
Языковая норма и её виды (2 ч)
Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. Понятие экологии речи.
Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Культура речи (2 ч)
Понятие о культуре речи. Основные аспектыкультуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Коммуникативный аспект культуры речи (13ч)
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.
Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны уметь писать большинство предложенных в содержании курса текстов различного характера. Это будет выполняться на каждом из занятий, и будет оцениваться «зачтено»/ «незачтено»;
овладение учащимися вышеперечисленными основами умений будет способствовать их определению в выборе профиля, в частности, гуманитарного.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2009.
2. С.И. Львова. Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / — М. : Вентана-Граф, 2008.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991
Календарно- тематическое планирование
№
Тема раздела, тема занятия
Кол-во
часов
Дата план.
Дата факт.
Примечание
Языковая норма и её виды
1
Понятие литературного языка. Нелитературные" формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки. Понятие экологии речи
1
6/09
2
Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка
1
13/09
Культура речи
3
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи:нормативный, коммуникативный и эстетически
1
20/09
4
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1
27/09
Коммуникативный аспект культуры речи
5
Точность речи
1
4/10
6
Ясность речи.
1
18/10
7
Логичность речи.
1
25/10
8
Чистота речи.
1
1/11
9
Богатство и разнообразие речи
1
8/11
10
Выразительность речи.
1
15/11
11
Звуковая сторона русской речи.
1
29/11
12
Выразительные возможности, русского словообразования.
1
6/12
13
Лексическое богатство русского языка.
1
13/12
14
Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение.
1
20/12
15
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
1
27/12
16
Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Стилистические фигуры
1
10/01
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).