kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     

                                          ПРОГРАММА

        ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА   ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                      ДЛЯ 5 КЛАССА     «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»

                                                        (34 Ч).

 

Тема

Терминология

Практическая деятельность

Часы

1. Вводное занятие. Что такое грамота?

Язык, речь, слово, буква.

Беседа. Написание сочинения-миниатюры по пословице «Писать -то я пишу, а читать в лавочку ношу»

1

2. Путешествие в историю русской грамоты.

Работа с толковым словарём

Инсценировка эпизода «Урок в старину», выразительное чтение

1

3. История алфавита.

Звук и буква. Графика.

 

Сообщение о Кирилле и Мефодии. Решение кроссвордов.

1

4.Русский алфавит.

Графика.

Сопоставительный анализ 2алфавитов. Написание письма. Разгадывание загадок о буквах и книгах.

1

5 Ударение в словах

Нормы орфоэпии. Культура речи.

 

Разгадывание метаграмм, загадок. Работа с орфоэпическим словарём

1

6. «Можно ли сломать язык?»

Стиль текста

Практическая работа по редактированию текста.

1

7. Грамматика – наука о строе языка.

Морфология, синтаксис

 

Знакомство с историей создания учебников по грамматике. Разгадывание кроссвордов.

1

8.Двойственное число существительных.

Звательный падеж

Категория числа, падежа

Культура речи

Образование чисел существительного. Нахождение в тексте обращений.

1

9. Слово – единица речи. Язык и речь.

Понятие о внутренней и внешней оболочках слова

Работа с обратным словарём. Поиск слов, которые одинаково читаются справа налево и наоборот, выяснение лексического значения

1

10. Самые короткие и самые длинные слова.

Лексикон и лексика.

Игра «Звёздный час»

1

11. «Умный толковый словарь». Авторы словарей

Словарная статья

Практическая работа со словарём. Сообщение о Дале.

1

12.Лексика. Однозначные и многозначные слова.

Лекcическое значение слов

Практическая работа со словарём.

1

13.Прямое и переносное значение слов

Лексическое значение слов.

Работа с текстом. Нахождение слов с переносным значением.

1

14. Тропы.

 Метафора, сравнение.

Работа   с текстом по определению тропов.

1

15.Омонимы.

Омонимы

 

Работа с толковым словарём

1

16.Омофоны.

Омофоны

 

Выразительное чтение текста, игра буриме.

    1

17.Омоформы.

Грамматическая форма, омоформы, каламбур.

 

Работа с текстом, различение омонимов и омоформ, буриме.

   1

18. Омографы.

Омографы, орфоэпические нормы.

 Работа с толковым и орфоэпическим словарями. Сочинение юмористических рассказов- миниатюр с использованием омографов.

   1

19. Синонимы. Синонимический ряд.

Синонимы.

Редактирование текста. Работа со словарём синонимов.

   1 

20.Стилистические синонимы.

Стили речи.

Работа по редактированию текста.

   1

21. Эмоционально окрашенные слова.

Суффиксы эмоциональной оценки.

Редактирование текста с внесением положительного или отрицательного оттенка.

   1

22. Антонимы.

Антонимы, пословицы.

Работа со словарём антонимов. Написание сочинения по пословице с антонимами.

   1

23. Паронимы.

Паронимы.

Работа с толковым словарём. Творческая работа с текстом .

   1

24. Практическое занятие.

Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы.

 Лингвистическая игра  «Счастливый случай.

 1

25. Лексика. Устаревшие слова.

Архаизмы, историзмы.

Работа с толковым словарём. Сочинение- миниатюра по картине «Богатыри».

 1

26. Неологизмы.

Неологизмы.

Работа с периодической печатью, текстами художественных произведений. Составление толкового словарика неологизмов.

 1

27.Новая жизнь старых слов.

Неологизмы, устаревшие слова.

 Составление рассказов – миниатюр на юмористическую тему.

 1

28. Этимология. Исконно русские слова, их отличие от старославянизмов.

Этимология.

Стили речи..

Работа с текстом по различению старославянизмов и исконно русских слов, определение признаков. Составление рассказов – миниатюр разных стилей по опорным словам.

 1

29. Заимствования из греческого языка

Диалог, монолог. Лексика.

Работа со словарем иностранных слов. Составление рассказов с использованием заимствований

1

30. «Бонжур, Франция!»

Несклоняемые существительные

«В гостях у парижских кутюрье.»  Мода и французские слова.

1

31.Латинизмы, заимствования из немецкого и английского языков.

Лексика, лексическое значение. Несклоняемые существительные. Правописание сложных слов.

Работа с этимологическим, орфографическим  словарями. Составление рассказа- репортажа на спортивную тему с использованием заимствованной лексики.

1

32.Тюркизмы.

Фольклор, сказка.

Работа с этимологическим словарём. Сочинение сказки на восточный мотив с использованием тюркизмов. Использование тюркизмов в  загадках и пословицах

 

1

33.Конкурс на лучшего знатока русского языка.       

Фольклор, лексика, малые жанры.

Интеллектуальный марафон.

1

34.Заключительное занятие.

Грамматика, лексика, фольклор.

Составление кроссвордов на лингвистическую тему

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              По окончании 5 класса учащиеся будут знать:

      *историю возникновения  русского алфавита;

      * предмет изучения лексикологии и словообразования; основные способы

         толкования значения слов, способ подбора однокоренных слов, синонима

          и антонима;

      * сведения об истории возникновения  чисел и падежей  существительных;

      * причины изменения в грамматическом и звуковом облике слова;

      * характерные приметы заимствованных слов;

      *  начальные сведения о родах и жанрах фольклора и литературы;

      * типы речи;

      * элементы редактирования ;

      * художественный, деловой, разговорный стили речи;

      *  художественно – изобразительные средства языка  ( гипербола, эпитет,

         антитеза,  символ, аллитерация, сравнение, олицетворение);

       *  средства организации поэтической речи (рифма, строфа).

                  По окончании 5 класса учащиеся будут уметь:

     *  правильно произносить буквы русского алфавита;

     *пользоваться  толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями,

        словарями синонимов, антонимов, иностранных слов;

     *подбирать синонимы и антонимы, составлять синонимические ряды;

     *различать омонимы и омонимичные формы, паронимы;

     * уметь составлять связные высказывания на языковые темы;

     * оперировать языковыми терминами, изученными в 5 классе;

     * определять тему и идею текста;

     * составлять простой план текста;

     * редактировать текст: выявлять и исправлять речевые и композиционные

          ошибки в чужом и своём высказывании.  

      * писать сочинения на простейшие темы объёмом до 0,5 листа;

      * разъяснять значение известных  изобразительно-выразительных средств 

           языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе. »

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 КЛАССА «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»

(34 Ч).


Тема

Терминология

Практическая деятельность

Часы

1. Вводное занятие. Что такое грамота?

Язык, речь, слово, буква.

Беседа. Написание сочинения-миниатюры по пословице «Писать -то я пишу, а читать в лавочку ношу»

1

2. Путешествие в историю русской грамоты.

Работа с толковым словарём

Инсценировка эпизода «Урок в старину», выразительное чтение

1

3. История алфавита.

Звук и буква. Графика.


Сообщение о Кирилле и Мефодии. Решение кроссвордов.

1

4.Русский алфавит.

Графика.

Сопоставительный анализ 2алфавитов. Написание письма. Разгадывание загадок о буквах и книгах.

1

5 Ударение в словах

Нормы орфоэпии. Культура речи.


Разгадывание метаграмм, загадок. Работа с орфоэпическим словарём

1

6. «Можно ли сломать язык?»

Стиль текста

Практическая работа по редактированию текста.

1

7. Грамматика – наука о строе языка.

Морфология, синтаксис


Знакомство с историей создания учебников по грамматике. Разгадывание кроссвордов.

1

8.Двойственное число существительных.

Звательный падеж

Категория числа, падежа

Культура речи

Образование чисел существительного. Нахождение в тексте обращений.

1

9. Слово – единица речи. Язык и речь.

Понятие о внутренней и внешней оболочках слова

Работа с обратным словарём. Поиск слов, которые одинаково читаются справа налево и наоборот, выяснение лексического значения

1

10. Самые короткие и самые длинные слова.

Лексикон и лексика.

Игра «Звёздный час»

1

11. «Умный толковый словарь». Авторы словарей

Словарная статья

Практическая работа со словарём. Сообщение о Дале.

1

12.Лексика. Однозначные и многозначные слова.

Лекcическое значение слов

Практическая работа со словарём.

1

13.Прямое и переносное значение слов

Лексическое значение слов.

Работа с текстом. Нахождение слов с переносным значением.

1

14. Тропы.

Метафора, сравнение.

Работа с текстом по определению тропов.

1

15.Омонимы.

Омонимы


Работа с толковым словарём

1

16.Омофоны.

Омофоны


Выразительное чтение текста, игра буриме.

1

17.Омоформы.

Грамматическая форма, омоформы, каламбур.


Работа с текстом, различение омонимов и омоформ, буриме.

1

18. Омографы.

Омографы, орфоэпические нормы.

Работа с толковым и орфоэпическим словарями. Сочинение юмористических рассказов- миниатюр с использованием омографов.

1

19. Синонимы. Синонимический ряд.

Синонимы.

Редактирование текста. Работа со словарём синонимов.

1

20.Стилистические синонимы.

Стили речи.

Работа по редактированию текста.

1

21. Эмоционально окрашенные слова.

Суффиксы эмоциональной оценки.

Редактирование текста с внесением положительного или отрицательного оттенка.

1

22. Антонимы.

Антонимы, пословицы.

Работа со словарём антонимов. Написание сочинения по пословице с антонимами.

1

23. Паронимы.

Паронимы.

Работа с толковым словарём. Творческая работа с текстом .

1

24. Практическое занятие.

Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы.

Лингвистическая игра «Счастливый случай.

1

25. Лексика. Устаревшие слова.

Архаизмы, историзмы.

Работа с толковым словарём. Сочинение- миниатюра по картине «Богатыри».

1

26. Неологизмы.

Неологизмы.

Работа с периодической печатью, текстами художественных произведений. Составление толкового словарика неологизмов.

1

27.Новая жизнь старых слов.

Неологизмы, устаревшие слова.

Составление рассказов – миниатюр на юмористическую тему.

1

28. Этимология. Исконно русские слова, их отличие от старославянизмов.

Этимология.

Стили речи..

Работа с текстом по различению старославянизмов и исконно русских слов, определение признаков. Составление рассказов – миниатюр разных стилей по опорным словам.

1

29. Заимствования из греческого языка

Диалог, монолог. Лексика.

Работа со словарем иностранных слов. Составление рассказов с использованием заимствований


30. «Бонжур, Франция!»

Несклоняемые существительные

«В гостях у парижских кутюрье.» Мода и французские слова.


31.Латинизмы, заимствования из немецкого и английского языков.

Лексика, лексическое значение. Несклоняемые существительные. Правописание сложных слов.

Работа с этимологическим, орфографическим словарями. Составление рассказа- репортажа на спортивную тему с использованием заимствованной лексики.


32.Тюркизмы.

Фольклор, сказка.

Работа с этимологическим словарём. Сочинение сказки на восточный мотив с использованием тюркизмов. Использование тюркизмов в загадках и пословицах



33.Конкурс на лучшего знатока русского языка.

Фольклор, лексика, малые жанры.

Интеллектуальный марафон.


34.Заключительное занятие.

Грамматика, лексика, фольклор.

Составление кроссвордов на лингвистическую тему














По окончании 5 класса учащиеся будут знать:

*историю возникновения русского алфавита;

* предмет изучения лексикологии и словообразования; основные способы

толкования значения слов, способ подбора однокоренных слов, синонима

и антонима;

* сведения об истории возникновения чисел и падежей существительных;

* причины изменения в грамматическом и звуковом облике слова;

* характерные приметы заимствованных слов;

* начальные сведения о родах и жанрах фольклора и литературы;

* типы речи;

* элементы редактирования ;

* художественный, деловой, разговорный стили речи;

* художественно – изобразительные средства языка ( гипербола, эпитет,

антитеза, символ, аллитерация, сравнение, олицетворение);

* средства организации поэтической речи (рифма, строфа).

По окончании 5 класса учащиеся будут уметь:

* правильно произносить буквы русского алфавита;

*пользоваться толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями,

словарями синонимов, антонимов, иностранных слов;

*подбирать синонимы и антонимы, составлять синонимические ряды;

*различать омонимы и омонимичные формы, паронимы;

* уметь составлять связные высказывания на языковые темы;

* оперировать языковыми терминами, изученными в 5 классе;

* определять тему и идею текста;

* составлять простой план текста;

* редактировать текст: выявлять и исправлять речевые и композиционные

ошибки в чужом и своём высказывании.

* писать сочинения на простейшие темы объёмом до 0,5 листа;

* разъяснять значение известных изобразительно-выразительных средств

языка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе.

Автор: Алдошина Татьяна Алексеевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-viesielaia-ghrammatika"
    ["file_id"] => string(6) "142568"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418315482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства