ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 КЛАССА «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
(34 Ч).
Тема
Терминология
Практическая деятельность
Часы
1. Вводное занятие. Что такое грамота?
Язык, речь, слово, буква.
Беседа. Написание сочинения-миниатюры по пословице «Писать -то я пишу, а читать в лавочку ношу»
1
2. Путешествие в историю русской грамоты.
Работа с толковым словарём
Инсценировка эпизода «Урок в старину», выразительное чтение
1
3. История алфавита.
Звук и буква. Графика.
Сообщение о Кирилле и Мефодии. Решение кроссвордов.
1
4.Русский алфавит.
Графика.
Сопоставительный анализ 2алфавитов. Написание письма. Разгадывание загадок о буквах и книгах.
1
5 Ударение в словах
Нормы орфоэпии. Культура речи.
Разгадывание метаграмм, загадок. Работа с орфоэпическим словарём
1
6. «Можно ли сломать язык?»
Стиль текста
Практическая работа по редактированию текста.
1
7. Грамматика – наука о строе языка.
Морфология, синтаксис
Знакомство с историей создания учебников по грамматике. Разгадывание кроссвордов.
1
8.Двойственное число существительных.
Звательный падеж
Категория числа, падежа
Культура речи
Образование чисел существительного. Нахождение в тексте обращений.
1
9. Слово – единица речи. Язык и речь.
Понятие о внутренней и внешней оболочках слова
Работа с обратным словарём. Поиск слов, которые одинаково читаются справа налево и наоборот, выяснение лексического значения
1
10. Самые короткие и самые длинные слова.
Лексикон и лексика.
Игра «Звёздный час»
1
11. «Умный толковый словарь». Авторы словарей
Словарная статья
Практическая работа со словарём. Сообщение о Дале.
1
12.Лексика. Однозначные и многозначные слова.
Лекcическое значение слов
Практическая работа со словарём.
1
13.Прямое и переносное значение слов
Лексическое значение слов.
Работа с текстом. Нахождение слов с переносным значением.
1
14. Тропы.
Метафора, сравнение.
Работа с текстом по определению тропов.
1
15.Омонимы.
Омонимы
Работа с толковым словарём
1
16.Омофоны.
Омофоны
Выразительное чтение текста, игра буриме.
1
17.Омоформы.
Грамматическая форма, омоформы, каламбур.
Работа с текстом, различение омонимов и омоформ, буриме.
1
18. Омографы.
Омографы, орфоэпические нормы.
Работа с толковым и орфоэпическим словарями. Сочинение юмористических рассказов- миниатюр с использованием омографов.
1
19. Синонимы. Синонимический ряд.
Синонимы.
Редактирование текста. Работа со словарём синонимов.
1
20.Стилистические синонимы.
Стили речи.
Работа по редактированию текста.
1
21. Эмоционально окрашенные слова.
Суффиксы эмоциональной оценки.
Редактирование текста с внесением положительного или отрицательного оттенка.
1
22. Антонимы.
Антонимы, пословицы.
Работа со словарём антонимов. Написание сочинения по пословице с антонимами.
1
23. Паронимы.
Паронимы.
Работа с толковым словарём. Творческая работа с текстом .
1
24. Практическое занятие.
Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы.
Лингвистическая игра «Счастливый случай.
1
25. Лексика. Устаревшие слова.
Архаизмы, историзмы.
Работа с толковым словарём. Сочинение- миниатюра по картине «Богатыри».
1
26. Неологизмы.
Неологизмы.
Работа с периодической печатью, текстами художественных произведений. Составление толкового словарика неологизмов.
1
27.Новая жизнь старых слов.
Неологизмы, устаревшие слова.
Составление рассказов – миниатюр на юмористическую тему.
1
28. Этимология. Исконно русские слова, их отличие от старославянизмов.
Этимология.
Стили речи..
Работа с текстом по различению старославянизмов и исконно русских слов, определение признаков. Составление рассказов – миниатюр разных стилей по опорным словам.
1
29. Заимствования из греческого языка
Диалог, монолог. Лексика.
Работа со словарем иностранных слов. Составление рассказов с использованием заимствований
1
30. «Бонжур, Франция!»
Несклоняемые существительные
«В гостях у парижских кутюрье.» Мода и французские слова.
1
31.Латинизмы, заимствования из немецкого и английского языков.
Лексика, лексическое значение. Несклоняемые существительные. Правописание сложных слов.
Работа с этимологическим, орфографическим словарями. Составление рассказа- репортажа на спортивную тему с использованием заимствованной лексики.
1
32.Тюркизмы.
Фольклор, сказка.
Работа с этимологическим словарём. Сочинение сказки на восточный мотив с использованием тюркизмов. Использование тюркизмов в загадках и пословицах
1
33.Конкурс на лучшего знатока русского языка.
Фольклор, лексика, малые жанры.
Интеллектуальный марафон.
1
34.Заключительное занятие.
Грамматика, лексика, фольклор.
Составление кроссвордов на лингвистическую тему
1
По окончании 5 класса учащиеся будут знать:
*историю возникновения русского алфавита;
* предмет изучения лексикологии и словообразования; основные способы
толкования значения слов, способ подбора однокоренных слов, синонима
и антонима;
* сведения об истории возникновения чисел и падежей существительных;
* причины изменения в грамматическом и звуковом облике слова;
* характерные приметы заимствованных слов;
* начальные сведения о родах и жанрах фольклора и литературы;
* типы речи;
* элементы редактирования ;
* художественный, деловой, разговорный стили речи;
* художественно – изобразительные средства языка ( гипербола, эпитет,
антитеза, символ, аллитерация, сравнение, олицетворение);
* средства организации поэтической речи (рифма, строфа).
По окончании 5 класса учащиеся будут уметь:
* правильно произносить буквы русского алфавита;
*пользоваться толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями,
словарями синонимов, антонимов, иностранных слов;
*подбирать синонимы и антонимы, составлять синонимические ряды;
*различать омонимы и омонимичные формы, паронимы;
* уметь составлять связные высказывания на языковые темы;
* оперировать языковыми терминами, изученными в 5 классе;
* определять тему и идею текста;
* составлять простой план текста;
* редактировать текст: выявлять и исправлять речевые и композиционные
ошибки в чужом и своём высказывании.
* писать сочинения на простейшие темы объёмом до 0,5 листа;
* разъяснять значение известных изобразительно-выразительных средств
языка.