Просмотр содержимого документа
«Приставка и ее роль в слове»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»
Красненского района
Белгородской области
Урок русского языка в 6 классе
«Приставка и ее роль в слове »
Подготовил и провел
учитель русского языка
и литературы
Дыбова Татьяна Ивановна
с. Лесное Уколово
Тема: Приставка и ее роль в слове
Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения изученных знаний о правописании приставок, способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:знают правила выполнения правописания приставок; умеют различать приставку при- и пре-.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - У УД):
Познавательные:
общеучебные - объяснение выбора буквы для правописания приставки; уяснение особенностей букв и, е в приставках; применение правила написания гласных в приставках при- , пре_
; логические - сопоставление гласных е, и в приставках и отражение их характеристики; осуществление анализа предложений на наличие в них слов с приставками пре -; при -.
Регулятивные: умеют ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено, и того, что еще неизвестно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении; выполняют правила гигиены письма.
Оборудование:
общеклассное: карточки для составления предложений
для каждого ученика: тетради,
для парной или групповой работы: карточки для индивидуальной работы
Тип занятия – обобщению знаний и способов деятельности.
Форма организации занятия – урок открытых мыслей
Оборудование: Подготовка к ГИА, карточки
Ход занятия
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
.
1. «Минутка приятных воспоминаний».
(Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться).
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Однажды молодой человек пришёл к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь». Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед юношей ложку, кружку и свечу и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку»,- ответил юноша. Произнеси это 5 раз. «Я выбираю ложку»,- послушно произнёс юноша 5 раз. «Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
Запишите слова и подчеркните в каждом слове первую букву. Петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба.
.- Какое слово получилось? (Приставки)
- О чем мы будем сегодня говорить?
Подготовка к работе. Работа в парах
I. Обсудите с соседом по парте и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
1. Что такое приставка? Как пишутся приставки со словом? (Приставка — часть слова - пиши слитно) оценивается
-Ребята, поиграем в игру «Ручеёк». Итак, правила игры: у каждого ученика есть карточка со словами. Ученики справа от меня сидят на месте, а дети слева от меня по сигналу подсаживаются к этим ребятам и ищут себе пару.
Эта приставка имеет значение «очень».
Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
Эта приставка имеет значение «пере-».
Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
-По какому принципу искали пару?
Этап выявления места и причины затруднения:
– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? – В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-? – Назовите такие слова.
Самостоятельная работа.
Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем взаиммопроверка.
оперная певица, исполнительница главных ролей _____________________
помеха на дороге ____________________________________________
первое представление пьесы, фильма _______________________________
человек с капризами ____________________________________________
история, передающаяся из уст в уста ________________________________
близкий знакомый, но не хороший друг _____________________________
нарушение правил ________
Физкультминутка
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Сделайте круговые движения руками. Наклоните голову вправо, влево, вперед, назад. Закройте глазки. Откройте.
2. Отгадайте загадку. День прибывает, а он убывает,(год, календарь)
Объясните правописание приставки в слове прибывает.
В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность.
3. Подготовка к ГИА Выборочный диктант. Выписать из текста слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Определить их значение. « В поисках Жар-птицы».
Целый день шел Иван-царевич пешком, ко всему присматривался, прислушивался. И только он хотел присесть отдохнуть, как нагнал его пребольшой Серый Волк и сказал, что заменит ему коня. Ночью привез Волк Ивана к превысокой каменной стене. За ней был сад, а в саду Жар-птица в золотой клетке». Ты Жар-птицу возьми, а к золотой клетке не притрагивайся». Царевич вынул Жар - птицу из клетки и пошел назад, но вдруг передумал и воротился назад. Очень ему приглянулась прекрасная золотая клетка! И только он к ней прикоснулся, как пошел стук и гром по всему саду. К той клетке были приведены струны. Караульные прибежали в сад, поймали Ивана-царевича и привели его к своему царю.
В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.
4. Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст: