- Составьте словосочетание к этому слову, запишите.
-Запишите пословицу: В квартире, где чистота и уют, люди культурно живут.
4. Изучение нового материала.
- Послушайте стихотворение и назовите однокоренные слова слову «сад»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово было корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов
Вот из садика - рассада
И ещё посадки рядом.
- Запишем эти слова: сад, садик, рассада, посадки
- Выделите в словах все части слова.(один ученик на и доске выделяет части слова).
- Почему осталась невыделенная часть в словах « рассада, «посадки»? (не знаем что это) - Какой у вас возникает вопрос? (как называется эта часть и как выделяется)
- Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
- Откройте учебник на стр.123 и прочитайте правило про себя. (дети читают)
-Что же это за часть слова?
- Что такое приставка?
- Где находится приставка в слове?
- Для чего служит приставка?
-Послушайте сказку о приставке.
Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.
- Почему приставка стоит вначале слова?
-Кто сможет расставить части слова в схеме правильно?(карточка на доске)
- А сейчас вы выполните упр.205 в учебнике на стр. 124. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Запишите словосочетания. В однокоренных словах выделите корень и приставку.
Составление алгоритма нахождения приставки.
- А как же найти приставку в слове. Давайте расставим по порядку рассыпавшийся алгоритм нахождения приставки. В какой последовательности нужно выполнить действия?
Укажи корень.
Назови часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.
Назови приставку.
Подбери однокоренные слова.
- Проверьте себя по учебнику (стр.125).
5.Физкультминутка.
С ПРИ- приставкою – присесть, С ПО- приставкою – подняться С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО- приставкой – посмеяться, С ВЫ- – вытягиваем руки, С О- – опустим их опять. Вот и все настало время С ПО- – зарядку повторять. С ЗА- – зарядку завершать.
6. Закрепление.
- Продолжим работу по учебнику. Найдите упр.206 на стр. 124.
- Прочитайте. Сравните пары слов по смыслу и по составу.
-Спишите слова с приставками, выделите приставки, составьте с этими словами словосочетания.
- Упр. 207. стр. 124. Прочитайте, отгадайте загадку. Спишите выделенные слова и обозначьте в них приставки.
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.