| № п/п | Тема урока | К-во час | Дата план. | Дата факт. |
| | Тема 1. Введение (1 час + 1 КР) | | | |
| 1 | Язык как развивающееся явление. | 1 | | |
| 2 | Контрольная работа № 1 . Входной диктант | 1 | | |
| Тема 2. Повторение изученного в 6 классе (20 ч.+ 1 РР + 2КР) |
| 3 | Именные части речи. Имя существительное | 1 | | |
| 4 | Именные части речи: имя прилагательное | 1 | | |
| 5 | Именные части речи: имя числительное | 1 | | |
| 6 | Именные части речи: местоимение | 1 | | |
| 7 | Глагол как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | | |
| 8 | Начальная форма: неопределённая форма глагола (инфинитив). | 1 | | |
| 9 | Постоянные морфологические признаки глагола :вид глагола | 1 | | |
| 10 | Постоянные морфологические признаки глагола (переходные и непереходные глаголы, возвратные и невозвратные глаголы). | 1 | | |
| 11 | Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
| 12 | Работа над ошибками. Непостоянные морфологические признаки глаголов. Изменение глаголов по наклонениям | 1 | | |
| 13 | Условное наклонение. | 1 | | |
| 14 | Повелительное наклонение | 1 | | |
| 15 | Изъявительное наклонение (изменение глаголов по временам; изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам) | 1 | | |
| 16 | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам | 1 | | |
| 17 | Основные способы словообразования глаголов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. | 1 | | |
| 18 | Развитие речи № 1. Изложение-описание процессов труда | 1 | | |
| 19 | Правописание глаголов: НЕ с глаголами; -тся и -ться в глаголах; Ь в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих; Ь в глаголах повелительного наклонения | 1 | | |
| 20 | Правописание личных окончаний глаголов; правописание суффиксов –ова-(-ева -), -ыва- (-ива-) | 1 | | |
| 21 | Безличные глаголы (понятие о безличном предложении). | 1 | | |
| 22 | Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций | 1 | | |
| 23 | Культура речи. Правильное употребление глаголов (орфоэпические, грамматические, лексические нормы). | 1 | | |
| 24 | Трудные случаи правописания изученных частей речи. | 1 | | |
| 25 | Контрольная работа № 3. Тестовые задания. | 1 | | |
| Тема 3. Текстоведение. Стилистика (8 часов+ 2 РР + 1 КР) |
| 26 | Текст как продукт речевой деятельности. | 1 | | |
| 27 | Признаки, структура текста | 1 | | |
| 28 | Порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | | |
| 29 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | 1 | | |
| 30 | Функционально-смысловые типы текста. | 1 | | |
| 31 | Контрольная работа № 4. Изложение | 1 | | |
| 32 | Развитие речи № 2. Описание местности | 1 | | |
| 33 | Работа над ошибками. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально- деловом), языке художественной литературы | 1 | | |
| 34 | Развитие речи № 3. Публицистический стиль. Описание (портретный очерк, репортаж) | 1 | | |
| 35 | Фонетические, морфологические, синтаксические, лексические средства выразительности | 1 | | |
| 36 | Фонетические, морфологические, синтаксические, лексические средства выразительности | 1 | | |
| | Тема 4. Причастие как особая форма глагола (16 часов + 2 КР) | | | |
| 37 | Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | 1 | | |
| 38 | Морфологические признаки причастия (признаки прилагательного и глагола). | 1 | | |
| 39 | Причастный оборот. | 1 | | |
| 40 | Пунктуация: знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 1 | | |
| 41 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | |
| 42 | Склонение причастий. | 1 | | |
| 43 | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Наиболее употребительные суффиксы. | 1 | | |
| 44 | Правописание действительных причастий: безударные личные окончания причастий; написание суффиксов причастий -ущ-(-ющ-), - ащ-(-ящ-). | 1 | | |
| 45 | Контрольная работа № 5. Диктант. | 1 | | |
| 46 | Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. | 1 | | |
| 47 | Наиболее употребительные суффиксы. | 1 | | |
| 48 | Правописание страдательных причастий: написание суффиксов – ем-(-ом-), -им-; | 1 | | |
| 49 | Буквы а(я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени; | 1 | | |
| 50 | Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
| 51 | Правописание НЕ с причастиями. | 1 | | |
| 52 | Полные и краткие причастия | 1 | | |
| 53 | Культура речи. Правильное употребление причастий (орфоэпические, грамматические, лексические нормы). | 1 | | |
| 54 | Контрольная работа № 6. Тестовые задания. | 1 | | |
| Тема 5. Деепричастие как особая форма глагола (12 часов + 1 КР) |
| 55 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 1 | | |
| 56 | Деепричастный оборот | 1 | | |
| 57 | Пунктуация: знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом | 1 | | |
| 58 | Пунктуация: знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом | 1 | | |
| 59 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | | |
| 60 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | | |
| 61 | Суффиксы деепричастий совершенного вида | 1 | | |
| 62 | Суффиксы деепричастий несовершенного вида | 1 | | |
| 63 | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
| 64 | Контрольная работа № 7. Тестовые задания. | 1 | | |
| 65 | Культура речи. Правильное употребление деепричастий (орфоэпические нормы). | 1 | | |
| 66 | Культура речи. Правильное употребление деепричастий (грамматические нормы). | 1 | | |
| 67 | Культура речи. Правильное употребление деепричастий (лексические нормы). | 1 | | |
| | Тема 6. Наречие как часть речи (18 часов+2 КР+5 РР) | | | |
| 68 | Разряды наречий по значению. | 1 | | |
| 69 | Слова категории состояния. | 1 | | |
| 70 | Степени сравнения наречий. | 1 | | |
| 71 | Словообразование наречий. | 1 | | |
| 72 | Правописание наречий: слитное, раздельное и дефисное написание. | 1 | | |
| 73 | Правописание наречий: слитное, раздельное и дефисное написание. | 1 | | |
| 74 | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. | 1 | | |
| 75 | Урок развития речи №4. Публицистический стиль. Теория. Практикум. | 1 | | |
| 76 | Урок развития речи №5. Изложение. Портретный очерк. | 1 | | |
| 77 | Правописание -н- и –нн- в наречиях на –о, -е. | 1 | | |
| 78 | Суффиксы –о и –а на конце наречий. | 1 | | |
| 79 | Суффиксы –о и –а на конце наречий. | 1 | | |
| 80 | Правописание о – е (ё) на конце наречий после шипящих. | 1 | | |
| 81 | Урок развития речи №6. Устное высказывание на лингвистическую тему. | 1 | | |
| 82 | Урок развития речи №7. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | | |
| 83 | Ь знак на конце наречий после шипящих. | 1 | | |
| 84 | Тренинг по правописанию наречий | 1 | | |
| 85 | Наречия и слова категории состояния в предложении и тексте. | 1 | | |
| 86 | Урок развития речи №8. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | | |
| 87 | Культура речи. Правильное употребление наречий (орфоэпические, грамматические нормы). | 1 | | |
| 88 | Культура речи. Правильное употребление наречий (лексические нормы). | 1 | | |
| 89 | Контрольная работа № 8. Диктант | 1 | | |
| 90 | Анализ диктанта. Подготовка к КР | 1 | | |
| 91 | Контрольная работа № 9. Тестовые задания | 1 | | |
| 92 | Анализ КР. Обобщение по теме «Наречие» | 1 | | |
| | Служебные части речи и междометие (31 час) | | | |
| | Тема 7. Предлог как служебная часть речи (9 часов+2РР) | | | |
| 93 | Роль служебных частей речи | 1 | | |
| 94 | Предлог как часть речи. | 1 | | |
| 95 | Разряды предлогов: по происхождению (производные и непроизводные), по составу (простые, сложные и составные). | 1 | | |
| 96 | Разряды предлогов: по происхождению (производные и непроизводные), по составу (простые, сложные и составные). | 1 | | |
| 97 | Правописание производных предлогов. | 1 | | |
| 98 | Правописание производных предлогов. | 1 | | |
| 99 | Дефис в сложных предлогах. | 1 | | |
| 100 | Урок развития речи №9. Публицистический стиль | 1 | | |
| 101 | Урок развития речи №10. Сочинение – отзыв. | 1 | | |
| 102 | Дефис в сложных предлогах. | 1 | | |
| 103 | Предлог в предложении и тексте. | 1 | | |
| | Тема 8. Союз как служебная часть речи (10 часов+1РР+1КР) | | | |
| 104 | Союз как часть речи. | 1 | | |
| 105 | Разряды союзов по значению (сочинительные и подчинительные). | 1 | | |
| 106 | Группы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные, градационные. | 1 | | |
| 107 | Группы подчинительных союзов. | 1 | | |
| 108 | Разряды союзов: по составу (простые и составные), по употреблению (одиночные, повторяющиеся, двойные). | 1 | | |
| 109 | Разряды союзов: по составу (простые и составные), по употреблению (одиночные, повторяющиеся, двойные). | 1 | | |
| 110 | Правописание союзов. | 1 | | |
| 111 | Урок развития речи №11. Сбор материалов для написания выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | | |
| 112 | Правописание союзов. | 1 | | |
| 113 | Союз в предложении и тексте. | 1 | | |
| 114 | Контрольная работа №10. Тестовые задания | 1 | | |
| 115 | Анализ КР. Обобщение по теме . | 1 | | |
| | Тема 9. Частица как служебная часть речи (10 часов+1 РР+ 2 КР). | | | |
| 116 | Частица как часть речи. | 1 | | |
| 117 | Разряды частиц по значению и функции (смысловые и формообразующие). | 1 | | |
| 118 | Смысловые частицы: отрицательные, утвердительные, усилительные, вопросительные, восклицательные. | 1 | | |
| 119 | Смысловые частицы: уточняющие, выделительно-ограничительные, указательные, сомнения, смягчающая требование. | 1 | | |
| 120 | Формообразующие частицы | 1 | | |
| 121 | Формообразующие частицы | 1 | | |
| 122 | Урок развития речи №12. Написание выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | | |
| 123 | Контрольная работа №11. Сочинение | 1 | | |
| 124 | Правописание частиц. | 1 | | |
| 125 | Частица в предложении и тексте. | 1 | | |
| 126 | Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц (орфоэпические и грамматические нормы). | 1 | | |
| 127 | Контрольная работа №12. Тестовые задания | 1 | | |
| 128 | Анализ КР. Обобщение по теме | 1 | | |
| | Тема 10. Междометие как часть речи (2 часа+1РР) | | | |
| 129 | Особое место междометий в ряду частей речи. Виды междометий: по происхождению (непроизводные, производные); по структуре (простые, сложные, составные); по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные). Звукоподражательные слова. | 1 | | |
| 130 | Правописание: дефис в междометиях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 1 | | |
| 131 | Урок развития речи №13. Публицистический стиль. Характеристика литературного героя. | 1 | | |
| | Тема 11. Повторение изученного в 7 классе (3 часа+2 КР+3 РР+1 резерв) | | | |
| 132 | Повторение глагола и глагольных форм. | 1 | | |
| 133 | Повторение наречия и служебных частей речи. | 1 | | |
| 134 | Урок развития речи №14. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности («портретные» слова). | 1 | | |
| 135 | Урок развития речи №15. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью». | 1 | | |
| 136 | Урок развития речи №16. Диалог. Репортаж со спортивной арены. | 1 | | |
| 137 | Контрольная работа №13. Диктант | 1 | | |
| 138 | Повторение изученного. Подготовка к годовой контрольной работе. | 1 | | |
| 139 | Контрольная работа №14. Тестовые задания | 1 | | |
| 140 | Резерв. | | | |