Программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 год), и примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков русского языка в 5 классе »
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелёва (ФГОС)
Автор: Смыслова Галина Фёдоровна-
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Вязовка»
Татищевского района Саратовской области
Пояснительная записка
Программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 год), и примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащиегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Курс отражает системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Курс учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацелить обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместное планирование деятельности с учителем.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основекомпетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.1
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающееформирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.
Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формированиефункциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия(способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия(способности ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Описание места предмета «Русский язык» в учебном плане 6 класса
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.
В 5 классе на изучение русского языка отводится 175 часов (5 часов в неделю)
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса МОУ «СОШ с. Вязовка», которые в 2014-2015 учебном году успешно освоили программу 4 класса по системе Виноградовой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Специфические особенности предмета «Русский язык» определяют пути достижения целей образования - личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являетсясистема ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Они включают в себя:
1)владение всеми видами речевой деятельности;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков;
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являютсязнания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Они включают в себя:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Содержание
Кол-во часов
Название раздела, темы
Основное содержание
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (22 ч)
5
Речь и речевое общение
Речь и общение
Виды монолога
Виды диалога
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Этикетный диалог, диалог-расспрос
Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику.
Приёмы работы с учебной книгой и словарём.
Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам
11
Текст
Основные признаки текста
Структура текста
Виды информационной переработки текста
Функционально-смысловые типы речи
Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста.
Тема, основная мысль текста.
Микротема текста.
Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
План текста (простой).
Повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности
2
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык
Официально-деловой стиль
Учебно-научный стиль
Публицистический стиль
Язык художественной литературы
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.
Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа. Личное (неофициальное) и официальное письмо.
Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление.
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.
Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Предложения с однородными членами.
Средства связи однородных членов предложения.
Обращение, его функции.
Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника
39
Правописание
Орфография
Пунктуация
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Орфограмма и орфографическое правило.
Орфографические правила, связанные с правописанием морфем.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.
Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами.
Употребление строчной и прописной буквы.
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.
Основные функции знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме.
Орфографические словари
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч)
5
Культураречи
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.
Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка
3
Язык и культура
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления.
Обращения в диалогах — побуждениях к действию.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе
Учебно-тематический план
№
п./п.
Тематический блок
Количество
часов (в год)
1
Глава 1. Наш родной язык.
19
2
Глава 2. На каком языке мы говорим.
19
3
Глава 3. Как язык служит для общения.
23
4
Глава 4. В чем заключается богатство языка.
20
5
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей.
23
6
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь.
23
7
Глава 7. Что такое современный язык.
18
8
Глава 8. Как язык объединяет народы.
25
Всего
175
Календарно – тематический план
№
п/п
Наименование раздела, общее количество часов
Вид
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Глава 1. Наш родной язык (19 ч.)
О языке и речи
1
Родной язык
Язык и речь
1
Система языка
Повторение изученного в начальной школе
2
Звуки и буквы
1
3
Состав слова
1
4
Имя существительное
1
5
Имя прилагательное
1
6
Местоимение
1
7
Глагол
1
8
Предложение
1
9
Контроль
Диктант
1
Правописание
10
Орфограммы и орфографические правила
Проверяемые безударные гласные в корне слова
1
11
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
1
12
Проверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова
Непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова
1
13
Двойные согласные в корне слова
Непроизносимые согласные
1
Текст
14
Признаки текста
1
15
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура. Культура речи
16
Культура речи
1
Повторение
17
Повторение
1
18
Развитие речи
Сжатое изложение «Не поискать ли Хомку»
1
19
Развитие речи
Сочинение « Поговорка в нашем доме»
1
Глава 2. На каком языке мы говорим(19 ч.)
О языке и речи
20
Общенародный русский язык
Русский литературный язык
1
21
Система русского литературного языка
1
Система языка
Фонетика.
22
Звуковой состав слова и транскрипция
Слог и ударение
1
23
Согласные звуки: шумные и сонорные
1
24
Согласные звуки: твердые и мягкие
1
25
Гласные звуки: ударные и безударные
1
Графика.
26
Буквы русского алфавита
Обозначение звука й
1
27
Фонетический разбор слова
1
28
Диктант
1
Правописание
29
Буквы а, у, и после шипящих
Буквы а, у, и, ы после ц
1
30
Буква ь как знак мягкости
Буква ь после шипящих
1
31
Разделительные ь и ъ
1
32
Собственные имена людей, клички животных
Географические названия
1
Текст
33
Тема и основная мысль текста
1
34
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
35
Нормы русского литературного языка
1
Повторение
36
Повторение
1
37
Развитие речи
Сжатое изложение «Кошка»
1
38
Развитие речи
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»
1
Глава 3. Как язык служит для общения (23 ч.)
О языке и речи
39
Разговорная и книжная речь
1
Система языка
Морфемика
40
Морфемы – значимые части слова
Образование форм слова
1
41
Основа слова
1
42
Корень слова и однокоренные слова
1
43
Суффиксы
1
44
Приставки
1
45
Варианты морфем
1
Словообразование
46
Образование слов с помощью приставок
1
47
Образование слов с помощью суффиксов
1
48
Образование слов способом сложения
1
49
Морфемный разбор слова
1
50
Контроль
Диктант
1
Правописание
51
Корни -зар-//-зор-,-гар-//-гор-
1
52
Корень –лаг-//-лож-
1
53
Корень –рос-//-раст-//-ращ-
1
54
Корень –скак-//-скоч-
Беглые гласные
1
Безударные гласные в приставках
1
55
Буква а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос-
Правописание приставок на з//с
1
Текст
56
Строение текста
План текста
1
57
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
58
Речевой этикет
1
Повторение
59
Повторение
1
60
Развитие речи
Изложение «Кипрей»
1
61
Развитие речи
Сочинение «Нет у нас лучших друзей, чем растения»
1
Глава 4. В чем заключается богатство языка (20 ч.)
О языке и речи
62
Разновидности русского языка
1
63
Стили литературного языка (общее понятие)
1
Система языка
Лексикология
64
Слово – основная единица лексики
Способы толкования слова
1
65
Однозначные и многозначные слова
1
66
Прямое и переносное значение слова
1
67
Тематические группы слов
1
68
Омонимы
1
69
Синонимы
1
70
Антонимы
1
Фразеология
71
Фразеологизмы
1
72
Словари русского языка
1
73
Контроль
Диктант
1
Правописание
74
Буквы о и ё после шипящих в корне
1
75
Гласные буквы и и ы в корне после приставок
1
Текст
76
Типы речи
1
77
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
78
Лексическое богатство русского языка и культура речи
1
Повторение
79
Повторение
1
80
Развитие речи
Изложение (упр.130)
1
81
Развитие речи
Сочинение – рассуждение (по упр.131)
1
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (23 ч.)
О языке и речи
82
Диалогическая и монологическая речь
1
Система языка
Синтаксис
83
Словосочетание и предложение
1
84
Синтаксический разбор словосочетания
1
85
Виды предложений
1
86
Распространенные и нераспространенные предложения
Главные члены предложения
1
87
Второстепенные члены предложения
1
88
Предложения с однородными членами
1
89
Предложения с обращениями и вводными словами
1
90
Синтаксический разбор простого предложения
1
91
Сложное предложение
1
92
Способы передачи чужой речи
1
93
Контроль
Диктант
1
Правописание
94
Тире между подлежащим и сказуемым
1
95
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
96
Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами
1
97
Знаки препинания в предложениях в сложном предложении
1
98
Знаки препинания в предложениях в предложениях с прямой речью
1
Текст
99
Повествование: рассказ
1
100
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
101
Формы обращения и речевой этикет
1
Повторение
102
Повторение
1
103
Развитие речи
Сжатое изложение «Маленькое чудовище»
1
104
Развитие речи
Составление плана текста упр.125
1
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (23 ч.)
О языке и речи
105
Речь устная и письменная
1
Система языка
Морфология
106
Части речи
1
Имя существительное
107
Имя существительное как часть речи
Разряды имен существительных по значению
1
108
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
1
109
Род имен существительных
Род несклонямых существительных
1
110
Склонение имен существительных
1
111
Число – непостоянный признак имен существительных
1
112
Падеж - непостоянный признак имен существительных
1
113
Морфологический разбор имени существительного
1
114
Контроль
Диктант
1
Правописание
115
Прописная буква в именах собственных
1
116
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-
1
119
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных
1
120
Правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик-
1
121
Слитное и раздельное написание не с существительными
1
Текст
122
Типы речи: рассуждение
1
123
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
124
Что такое грамматические нормы
1
Повторение
125
Повторение
1
126
Развитие речи
Подробное изложение «Галчонок»
1
127
Развитие речи
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
1
Глава 7. Что такое современный язык (18 ч.)
О языке и речи
128
Современный русский литературный язык
1
Система языка
Имя прилагательное
129
Имя прилагательное как часть речи
Разряды имен прилагательных по значению
1
130
Полная и краткая форма качественных прилагательных
1
131
Формы степеней сравнения качественных прилагательных
1
132
Склонение качественных и относительных прилагательных
1
133
Склонение притяжательных прилагательных
134
Морфологический разбор имени прилагательного
1
135
Контроль
Диктант
1
Правописание
136
Слитное и раздельное написание не с прилагательными
1
137
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных
138
Правописание нн и н в прилагательных
1
139
Правописание суффикса –ск-//-к- в именах прилагательных
1
Текст
140
Типы речи: описание предмета
1
141
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
142
Употребление имен прилагательных в речи
1
Повторение
143
Повторение
1
144
Развитие речи
Сочинение «Моя любимая книга»
1
145
Развитие речи
Подробное изложение «В королевстве кривых зеркал»
1
Глава 8. Как язык объединяет народы
О языке и речи
146
Русский язык – государственный язык РФ
1
Система языка
Глагол
147
Глагол как часть речи
1
148
Инфинитив
Вид глагола
1
149
Переходные и непереходные глаголы
1
150
Возвратные и невозвратные глаголы
1
151
Определение типа спряжения глаголов
1
152
Изменение глаголов по наклонениям
Изменение глаголов по временам
1
153
Изменение глаголов по лицам и числам
1
154
Изменение глаголов по родам и числам
1
155
Образование и изменение форм условного наклонения
1
156
Образование и изменение форм повелительного наклонения
1
157
Безличные глаголы
1
158
Морфологический разбор глагола
1
159
Контроль
Диктант
1
Правописание
160
Слитное и раздельное написание не с глаголами
1
161
Гласные е и и в корнях с чередованием
1
162
Суффиксы глаголов –ова-//-ева- и –ива-//-ыва-
1
163
Ь после шипящих в глаголах
1
Текст
164
Типы речи: описание состояния
1
165
Контроль
Комплексный анализ текста
1
Язык и культура
Культура речи
166
Употребление глаголов в речи
1
Повторение
167
Повторение
1
168
Развитие речи
Сочинение «Весенний вечер»
1
169
Развитие речи
Добрые пожелания друзьям
1
170
Обобщающий урок
1
171-175
Резерв
5
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку.
Речь и речевое общение
Ученик 5 класса научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения;
• нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения;
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль, комментировать ее в устной форме;
• передавать содержание аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Ученик 5 класса научится:
• понимать содержание прочитанных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приемы работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы ;
• извлекать из различных источников материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей;
• осуществлять переработку текста, передавая его содержание в виде плана • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Основная литература
Савчук Л.О. Русский язык. Программа: 5-9 классы. М: Вентана-Граф, 2013
Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2013
Дополнительная литература для учителя
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011
Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высш. и сред. пед.учеб. вузов и системы повышения пед. кадров/ под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2001
Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2008 г
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М., «Просвещение» , 2011
Репкин В. В. Экспериментальная программа развивающего обучения русскому языку. 5-9 классы. - Томск: Пеленг, 1997
Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение. - Томск: Пеленг, 1993.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Соколова Г. И. Создание условий для саморазвития учащихся в обучении. // Осмысление // Научно-практический сборник. – Самара, 1997
Цукерман Г. А. Психология и саморазвитие: задача для подростков и педагогов: Пособие для учителей. – М.: Интерпракс, 1994.
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.