Просмотр содержимого документа
«План работы кружка для 9 классов "Речь и культура общения"»
МКОУ СШ №3 г.Дубовка
План работы кружка для 9 классов
"Речь и культура общения"
Автор программы:
Матвеева Елена Евгеньевна,
учитель высшей
квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.
Кружок "Речь и культура общения" по русскому языку в 9 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повысить общую языковую культуру;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы кружка
Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.
Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем курса
Всего часов
Содержание занятия и виды деятельности учащихся
1. 2.
Что такое культура речи?
2
Понятие "культура речи".
2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского.
Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей.
3. 4.
Задача культуры речи.
2
4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения.
5. 6. 7.
Типы речевой культуры.
3
10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала.
8.
Особенности устной публичной речи.
1
Термин "ораторская речь", "публичная речь". Беседа.
9. 10.
Оратор и его аудитория.
2
Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей.
Навыки и умения оратора.
Работа со словарём. Коллективная работа в группах.
11. 12.
Ораторское искусство России
2
Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Подбор материала.
13. 14.
Произносительные нормы русского языка.
2
Термин "орфоэпия".Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений.
15. 16.
Требования к правильной речи.
2
Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения.
17. 18.
Интонация.
1
Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения.
Содержание программы
1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Форма занятия: викторина.
2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.
Форма занятия: лекция.
3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .
Форма занятия: проект.
4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.
Форма занятия: беседа.
5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.
Форма занятия: турнир.
6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Форма занятия: устный журнал.
7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.
Форма занятия: игра.
8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.
Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".
9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.
Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.
11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.
Форма занятия: дискуссия.
12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации.
Форма занятия: беседа.
13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.
Форма занятия: семинар.
14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.
Форма занятия: лекция, тест.
15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.
Форма занятия: практикум.
16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.
Форма занятия: ролевая игра.
17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.
Список использованных источников и литературы
1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.
2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.
4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.
5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.
7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.
8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.