kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»                                                 В. Песков.

В начале XXI века подрастающее поколение оказалось в сложной экономической, психологической, экологической ситуации. Произошли значительные изменения в общественном строе страны. Встает вопрос о том, что остается неизменным в жизни общества - это наша история.

Краеведческая деятельность является комплексным видом обучения и способствует всестороннему развитию ребенка. Данная программа разработана для учащихся коррекционной школы  VIII вида, занимающихся в группе продленного дня. Детям с ограниченными возможностями  здоровья  необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств, способствует  развитию  навыков самостоятельной деятельности.

Образовательный потенциал необычайно широк. С помощью изучения краеведческого материала можно расширять и углублять знания, полученные детьми на занятиях в школе по таким предметам как,  история, география, чтение.

Следует отметить и воспитывающее значение краеведения. Краеведение – благодатная почва, позволяющая   воспитывает в душах детей чувство любви к родным местам. Помогает  лучше  познать и понять  природу,  историю своего  родного края. Соприкосновение с конкретными фактами истории родного города Кунгура, общение с участниками  значимых  исторических событий.

Кунгур и кунгурский край имеет много как архитектурных, так и природных памятников. Наша  школа  располагается в  старинном здании бывшей Городской думы и находится в двух шагах от исторического центра города.

Благодаря изучению простейших навыков  туризма, происходит еще один положительный момент - формирование самостоятельности, упорства, взаимовыручки и привития норм здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность программы  кружка «Ориентир» раскрывается в следующих принципах: отбор содержания, форм и методов изучения,  т.е. переход от простого к сложному, непрерывность,  систематичность и доступность  познавательного  материала.

Целью  краеведческой программы является:  способствовать формированию   основ культуры и гражданственности у детей с ОВЗ.

Задачи  программы:

Обучающие:

•формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края, его природных особенностях;

•обучение  первоначальным туристическим навыкам.

Воспитывающие:

•воспитание у детей патриотических качеств: чувство гордости за историческое прошлое земляков, уважение к родному краю;

•воспитание культуры поведения.

Развивающие:

•развитие  познавательной  активности, любознательности;

•способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи;

•развивать у детей двигательную сферу.

Объем учебного  материала  отводится  согласно учебно-тематического плана  36 час.  в год  (1 час в неделю).

Настоящая программа  включает  7  разделов.

•История родного края.

•География. Топонимика

•Этнография

•Архитектура

•Литература

•Народное творчество

•Азбука юного туриста.

Форма организации работы кружка предполагает  использование  активных форм работы:  пешеходные экскурсии,  фотопрогулки,  встречи с интересными людьми, видеоуроки,  составление презентаций.

Результативность обучения детей  отслеживается  через викторины, тесты,  различные игровые формы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

•основные исторические события родного края;

•старинные и современные названия улиц и архитектурные памятники  города;

•особенности природы Кунгурского края;

•культуры и традиции народностей, проживающих в Прикамье;

•известных  купцов, литераторов, деятелей родного  города, края;

•основные  туристические навыки.

Учащиеся должны уметь:

•ориентироваться в улицах родного города, исторических памятниках;

•самостоятельно составить рассказ о родном городе и известных людях Кунгура;

•находить отличия в  культуре  народов, проживающих в Прикамье;

•оказать первую доврачебную помощь при обработке ран, ссадин, ушибов;

•вязать основные узлы и петли;

•правильно собрать рюкзак, оборудовать место стоянки;

•находить лекарственные травы в природе.

Условия реализации программы.

1. Материально-технические.

Для реализации данной  программы на занятиях используется мультимедийная установка, ноутбуки.

2. Внешние условия.

Сотрудничество с:

детской библиотекой им. Б. Рябинина;

Кунгурским краеведческим музеем;

Домом детского туризма и экскурсий;

Домом детского творчества «Дар»

 3.  Методические.

Методическое  сопровождение:  программа,   методические пособия, книги  по туризму и краеведению. Для каждого занятия  имеются  папки с фотоматериалами,      рисунками, видеоматериалы,  коллекция   минералов и  окаменелостей. Дидактические материалы - карточки с творческими заданиями.  Подобрана литература для детей. 

Учебно - тематическое  планирование

5  класс

История

Две даты  основания Кунгура

Геральдика. Герб Кунгура

Ермак. Ермаково городище

Улицы родного города

Успенская улица

Киттарская улица

Острожная улица

Преображенская улица

География

Природа кунгурского края. Ее особенности

Растительный мир

Животный мир

Памятники природы. Ледяная и Спасская гора

Этнография

Народности Пермского края. Русские

Коми-пермяки              

Татары и башкиры

Архитектура

Кто такой архитектор             

Кунгур – город памятник

Каменные летописи города

Литература

П. Бажов – уральский сказочник

«Малахитовая шкатулка» - магия камня

В. Рапп – кунгурский сказочник

Игра «Вспомнить все»

Травоведение

Природные лекари

Съедобные  и ядовитые  ягоды, травы

Съедобные  и ядовитые  грибы.  Игра  «Грибники»

Азбука юного туриста

Значение прогулок походов  для  подрастающего организма

Туризм – средство познание края

Личное снаряжение туриста

Итоговое  занятие.  Игра «Рюкзачок»

Учебно - тематическое  планирование

6 класс

История

Город на Сибирском  тракте

Кунгур торговый. История  ярмарок

Кунгур купеческий

Игра «Веселая ярмарка»

Города Прикамья.

Чердынь

Соликамск и Усолье

Кунгур

Игра  «Кроссворд»

Топонимика края

Наука «топонимика»

Гидронимы Прикамья               

Топонимы городов

Игра - путешествие

Православная архитектура

Православный Кунгур

Храм Параскевы Пятницы

Богоявленский  и  Благовещенский соборы

Вознесенский храм

Скорбящинский храм

Тихвинский храм

Этнография

Народности Прикамья. Удмурты

Марийцы

Башкиры

Экскурсия в ТБЦ г. Кунгура

Народное творчество

Ремесла Кунгура. Гончары

Камнерезы

Экскурсия в магазин «Гончарная лавка»

Магия камня.  Встреча с интересным человеком

Медицина

Состав медицинской аптечки

Помощь при ушибе, ссадине, мозолях

Помощь при вывихе

Игра «Ускоренная помощь»

Азбука юного туриста

Что берем с собой в поход?

Как приготовить обед в турпоходе

Выбор места для прива

Учебно - тематическое  планирование

7 класс

Вводное занятие. Люби свой край

Древнее Прикамье.

Геологическое прошлое Земли. Геология

Что такое «палеонтология»

Развитие  планеты Земля

Пермское море и его обитатели

Археология

Что такое «археология»

Археологические памятники  Прикамья

Загадки камской чуди

Пермский звериный стиль

География

Прикамье на карте России

Пермь – главный город нашего края

Старинные города Прикамья

Реки края

Купечество Кунгура

Кунгур – город купеческий

Чайные короли России

Прогулка   к  памятнику «Самовар»

Купцы – кожевенники Кунгура

Медицина

Виды повязок

Оказание помощи при кровотечении              

Азбука юного туриста

Обустройство места стоянки

Виды костров 

Установка палатки

Итоговое занятие

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" »

МБС (К) ОУ для обучающихся с ОВЗ С(К) ОШ VIII вида



Согласовано

Зав. ВР

МБС (К) ОУ С(К)ОШ VIII вида

Пименовой Л.В.

_________________________




Программа

туристко-краеведческого кружка

«Ориентир»




Составила:

Воспитатель ГПД

I квалификационной

категории

Синицына Р.В.





2010 – 2013 гг.


Содержание


Пояснительная записка………………………………………………. 3

Учебно-тематическое планирование , 5 кл..…………………………6

Учебно- тематическое планирование, 6 кл.………………………….8

Учебно – тематическое планирование, 7 кл.………………………..10

Литература для детей ……………………………………………….11

Литература для педагога…………………………………………….. 12

Приложение……………………………………………………………13






































Пояснительная записка.


« Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»

В. Песков.


В начале XXI века подрастающее поколение оказалось в сложной экономической, психологической, экологической ситуации. Произошли значительные изменения в общественном строе страны. Встает вопрос о том, что остается неизменным в жизни общества - это наша история.

Краеведческая деятельность является комплексным видом обучения и способствует всестороннему развитию ребенка. Данная программа разработана для учащихся коррекционной школы VIII вида, занимающихся в группе продленного дня. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств, способствует развитию навыков самостоятельной деятельности.

Образовательный потенциал необычайно широк. С помощью изучения краеведческого материала можно расширять и углублять знания, полученные детьми на занятиях в школе по таким предметам как, история, география, чтение.

Следует отметить и воспитывающее значение краеведения. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывает в душах детей чувство любви к родным местам. Помогает лучше познать и понять природу, историю своего родного края. Соприкосновение с конкретными фактами истории родного города Кунгура, общение с участниками значимых исторических событий.

Кунгур и кунгурский край имеет много как архитектурных, так и природных памятников. Наша школа располагается в старинном здании бывшей Городской думы и находится в двух шагах от исторического центра города.

Благодаря изучению простейших навыков туризма, происходит еще один положительный момент - формирование самостоятельности, упорства, взаимовыручки и привития норм здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Ориентир» раскрывается в следующих принципах: отбор содержания, форм и методов изучения, т.е. переход от простого к сложному, непрерывность, систематичность и доступность познавательного материала.

Целью краеведческой программы является: способствовать формированию основ культуры и гражданственности у детей с ОВЗ.

Задачи  программы:

Обучающие:

  • формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края, его природных особенностях;

  • обучение первоначальным туристическим навыкам.

Воспитывающие:

  • воспитание у детей патриотических качеств: чувство гордости за историческое прошлое земляков, уважение к родному краю;

  • воспитание культуры поведения.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности, любознательности;

  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи;

  • развивать у детей двигательную сферу.

3

Объем учебного материала отводится согласно учебно-тематического плана 36 час. в год (1 час в неделю).

Настоящая программа включает 7 разделов.

  • История родного края.

  • География. Топонимика

  • Этнография

  • Архитектура

  • Литература

  • Народное творчество

  • Азбука юного туриста.

Форма организации работы кружка предполагает использование активных форм работы: пешеходные экскурсии, фотопрогулки, встречи с интересными людьми, видеоуроки, составление презентаций.

Результативность обучения детей отслеживается через викторины, тесты, различные игровые формы.


Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события родного края;

  • старинные и современные названия улиц и архитектурные памятники города;

  • особенности природы Кунгурского края;

  • культуры и традиции народностей, проживающих в Прикамье;

  • известных купцов, литераторов, деятелей родного города, края;

  • основные туристические навыки.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в улицах родного города, исторических памятниках;

  • самостоятельно составить рассказ о родном городе и известных людях Кунгура;

  • находить отличия в культуре народов, проживающих в Прикамье;

  • оказать первую доврачебную помощь при обработке ран, ссадин, ушибов;

  • вязать основные узлы и петли;

  • правильно собрать рюкзак, оборудовать место стоянки;

  • находить лекарственные травы в природе.


Условия реализации программы.


1. Материально-технические.

Для реализации данной программы на занятиях используется мультимедийная установка, ноутбуки.

2. Внешние условия.

Сотрудничество с:


4

- детской библиотекой им. Б. Рябинина;

- Кунгурским краеведческим музеем;

- Домом детского туризма и экскурсий;

- Домом детского творчества «Дар».

3. Методические.

Методическое сопровождение: программа, методические пособия, книги по туризму и краеведению. Для каждого занятия имеются папки с фотоматериалами, рисунками, видеоматериалы, коллекция минералов и окаменелостей. Дидактические материалы - карточки с творческими заданиями. Подобрана литература для детей.








































5


Учебно - тематическое планирование

5 класс


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма проведения

История

1

Две даты основания Кунгура

1

урок-презентация

2

Геральдика. Герб Кунгура

1

урок-практикум

3

Ермак. Ермаково городище

1

видеоурок

Улицы родного города

4

Успенская улица

1

экскурсия

5

Киттарская улица

1

экскурсия

6

Острожная улица

1

экскурсия

7

Преображенская улица

1

экскурсия

8

Итоговое занятие

1

викторина


ИТОГО:

8 час.


География

1

Природа кунгурского края. Ее особенности

1

беседа

2

Растительный мир

2

игра

3

Животный мир

2

игра

4

Памятники природы. Ледяная и Спасская гора

2

урок- презентация

5

Итоговое занятие

1

тест


ИТОГО:

8 час.


Этнография

1

Народности Пермского края. Русские

1

видеоурок

2

Коми-пермяки

1

встреча с гостем

3

Татары и башкиры

1

виртуальная экскурсия

4

Итоговое занятие

1

экскурсия в ККМ


ИТОГО:

4 час.


Архитектура

1

Кто такой архитектор

1

урок - игра

2

Кунгур – город памятник

1

Виртуальная экскурсия

3

Каменные летописи города

1

урок-презентация

4

Итоговое занятие

1

устный журнал


ИТОГО:

4 час.


Литература

1

П. Бажов – уральский сказочник

1

занятие в библиотеке

2

«Малахитовая шкатулка» - магия камня

1

встреча с геологом

3

В. Рапп – кунгурский сказочник

1

беседа

4

Итоговое занятие

1

игра «Вспомнить все»


ИТОГО:

4 час.


Травоведение

1

Природные лекари

1

встреча с медиком школы

2

Съедобные и ядовитые ягоды, травы

1

видеоурок

3

Съедобные и ядовитые грибы

1

игра «Грибники»

4

Итоговое занятие

1

викторина


ИТОГО:

4 час.


Азбука юного туриста

1

Значение прогулок походов для подрастающего организма

1

урок в парке

2

Туризм – средство познание края

1

Экскурсия в ДДЮТиЭ

3

Личное снаряжение туриста

1

Практическое занятие

4

Итоговое занятие

1

игра «Рюкзачок»


ИТОГО:

4 час.



ВСЕГО ЗА ГОД :

36 час.






































7









Учебно - тематическое планирование

6 класс


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма проведения

История

1

Город на Сибирском тракте

1

урок - презентация

2

Кунгур торговый. История ярмарок

1

литературный урок

3

Кунгур купеческий

1

урок - презентация

4

Итоговое занятие. Игра «Веселая ярмарка»

1

Игра


5

Города Прикамья. Чердынь

1

урок - презентация

6

Соликамск и Усолье

1

урок - презентация

7

Кунгур

1

экскурсия

8

Итоговое занятие. Кроссворд

1

игра

Топонимика края

9

Наука «топонимика»

1

Беседа

10

Гидронимы Прикамья

1

работа с картой

11

Топонимы городов

1

урок-практикум

12

Итоговое занятие.

1

игра - путешествие

Православная архитектура

13

Православный Кунгур

1

экскурсия

14

Храм Параскевы Пятницы

1

экскурсия

15

Богоявленский и благовещенский соборы

1

виртуальная экскурсия

16

Вознесенский храм

1

работа с фотоматериалом

17

Скорбящинский храм


работа с фотоматериалом

18

Тихвинский храм

1

экскурсия

Этнография

19

Народности Прикамья. Удмурты

1

урок - презентация

20

Марийцы

1

урок - презентация

21

Башкиры

1

урок - презентация

22

Экскурсия в ТБЦ г. Кунгура

1

экскурсия

Народное творчество

23

Ремесла Кунгура. Гончары

1

практическое занятие

24

Камнерезы

1

практическое занятие

25

Камнерезы

1

практическое занятие

26

Экскурсия в магазин «Гончарная лавка»

1

экскурсия

27

Магия камня

1

встреча с интересным человеком

Медицина

28

Состав медицинской аптечки

1

практикум

29

Помощь при ушибе, ссадине, мозолях

1

практикум

30

Помощь при вывихе

1

практикум

31

Итоговое занятие. Игра «Ускоренная помощь»

1

игра

Азбука юного туриста

32

Что берем с собой в поход?

1

игра

33

Как приготовить обед в турпоходе

1

беседа

34

Выбор места для привала

1

игра

35

Экскурсия в ДДЮТи Э

1

экскурсия

36

Итоговое занятие за год

1

тест


ВСЕГО ЗА ГОД :

36 час.




















































Учебно - тематическое планирование

7 класс


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма проведения

Вводное занятие

1

Люби свой край

1

урок-презентация

Древнее Прикамье

2

Геологическое прошлое Земли. Геология

2

видеоурок

3

Что такое «палеонтология»

1

урок-презентация

4

Развитие планеты Земля

2

викторина

5

Пермское море и его обитатели

2

экскурсия


ИТОГО:

8 час.


Археология

6

Что такое «археология»

1

видеоурок

7

Археологические памятники Прикамья

2

виртуальная экскурсия

8

Загадки камской чуди

2

урок-игра

9

Пермский звериный стиль

2

мастер-класс

10

Итоговое занятие

1

тест


ИТОГО:

8 час.


География

11

Прикамье на карте России

1

видеоурок

12

Пермь – главный город нашего края.

1

встреча с гостем

13

Старинные города Прикамья

4

виртуальная экскурсия

14

Реки края

1

урок - практикум


ИТОГО:

7 час.


Купечество Кунгура

15

Кунгур – город купеческий

1

виртуальный экскурс в прошлое

16

Чайные короли России

1

виртуальная экскурсия

17

Прогулка к памятнику «Самовар»

1

урок-прогулка

18

Купцы – кожевенники Кунгура

1

практическое занятие

19

Итоговое занятие

1

кроссворд


ИТОГО:

5 час.


Медицина

20

Виды повязок

2

практикум

21

Оказание помощи при кровотечении

2

практикум


ИТОГО:

4 час.


Азбука юного туриста

22

Обустройство места стоянки

1

прктикум

23

Виды костров

1

практикум

24

Установка палатки

1

практикум

25

Итоговое занятие

1

практикум


ИТОГО:

4 час.



ВСЕГО ЗА ГОД :

36 час.








Литература для детей


1. Андрейчук В.Н., Бобров А.Б. Кунгурская ледяная пещера. – Пермь,1990.

2. Балабанов И.В. Узлы. – Москва, 1998.

3. Баяндина Н.П. Пермь купеческая. – Пермь, 2002.

4. Баяндина Н.П. Пермь торговая: рынок – это целый мир. – Пермь, 2002.

5. Белковская Т.П. О черном аисте и белом подснежнике. По страницам Красной книге. – Пермь, 1987.

6. Блейз А. Все о динозаврах. – Москва, 2001.

7. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. – Пермь, 2003.

8. Верхоланцев В.С. Город Пермь: его прошлое и настоящее. – Пермь, 2002.

9. Грехова Л.И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2003.

10. Зиновьев Е.А. Жемчужины Прикамья: по страницам Красной книги Пермской области. – Пермь, 2003.

11. Красная Книга Среднего Урала. – Екатеринбург, 1996.

12. Куликов В.М. Словарь юного туриста. – Москва, 2003.

13. Лебедева Г.М. Рюкзачок: напутствие туристу – новичку. – Пермь, 1983.

14. Мушкалов С.М. Забытое кунгурское купечество. – Кунгур, 2001.

15. Рапп В.В. Железный орел. – Пермь, 2002.

16. Рапп В.В. Путеводитель по Кунгуру и Ледяной Пещере.- Пермь, 1999.

17. Реестр. Особо охраняемые природные территории Пермской области. –

Пермь, 2002.

18. Сборник. Туристическая игротека. – Москва, 2003.

19. Чагин Г.Н., Оборин В.А. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1988.

20. Черных Е.А.,.Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. Экологокраеведческая хрестоматия. – Пермь, 2000.




















Литература для педагога


1. Аксельрод В.И. Наследие и современность. – Москва, 1995.

2. Ануфриева Г.Г. Аптека природы. – Киров, 2001.

3. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экокультуры младших школьников. – Москва, 2002.

4. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья. – Пермь, 2001.

5. Елтышева Л.Ю. Кунгур в старых фотографиях - Кунгур, 1999.

6. Золотов Е.Д. Боль души. – Кунгур, 2002.

7. Иванов А. Вниз по Теснин. Чусовая: путеводитель. – Пермь,2004.

8. Константинов Ю.С. Туристская игротека. – Москва, 2000.

9. Крайнева И.Н. Узлы простые, забавные, сложные – С.Петербург, 1997.

10. Круглый год: русский земледельческий календарь. – Москва, 1989.

11. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – Москва, 1999

12. Лепихина З.Я. Православный Кунгур. – Кунгур,1999.

13. Мушкалов С.М. Грибушины и время. – Кунгур, 2000.

14. Мушкалов С.М., Ренева О.А. Ярмарки на Урале. История и современность. – Кунгур, 2002.

15. Назаров Н.Н., Шарыгин Н.Д. География Пермской области. – Пермь, 1999.

16. Природная география Пермской области. Хрестоматия. – Пермь, 2001.

17. Попов И.Б. Вишерский край – особо охраняемые природные территории. – Пермь, 2003.

18. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – Москва, 1988.

19. По Пермскому краю: Туризм в Пермской области. – Пермь, 2005.

20. Савенко Е.В. Путешествуем по Чусовой: книга для юных путешественников. – Екатеринбург, 1993.

21. Туризм в Пермской области. – Пермь, 2002.

22 . Управа г.Кунгура. Кунгур в старинных фотографиях и документах. –Кунгур, 1999.

23. Чагин Г.Н. Народы Прикамья. – Пермь, 2002.

  1. Чуприянов В.И., Чуприянова М.Н. Тайны земли Пермской. – Пермь,2003.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир"

Автор: Синицына Римма Викторовна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства