~~Доклад на тему: «Роль кружковой работы в изучении английского языка в 5-6 классах»
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Становится актуальным поликультурное образование, подразумевающее включение учащихся в диалог культур. Появляется потребность в расширении кругозора о других странах, их географии, истории, традициях, культуре, выдающихся людях. Кружковая работа предназначена для учащихся, с целью вызвать, интерес к изучению английского языка.
В условиях нового учебного плана единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм. Задача учителя - организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала ребят, увлекла их. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения английского языка в 5-11 классах 3 учебных часа в неделю. В соответствии с этими требованиями построены и программы учебно-методических комплексов. Но отведенного для изучения английского языка времени явно не достаточно для более качественного формирования социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, которая обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культурам различных стран, включение учащихся в диалог культур. Таким образом, возникает противоречие между потребностями учащимися, ограниченностью процесса изучения английского языка по времени и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, что и обусловило актуальность данного элективного курса. Кружковая работа для 5-6 классов представляет собой совокупность знаний о родной и иной культуре (когнитивный компонент), умений и навыков практического применения этих знаний в ходе взаимодействия с представителями иной культуры (деятельностный компонент), а также совокупность качеств личности, характеризующих ее способность и готовность к самопознанию, самоосознанию внутреннего мира, осознанному построению личностных планов межкультурной коммуникации и способствующих формированию собственной системы культурных ценностей (рефлексивный компонент).
Ориентируясь на предполагаемый конечный результат, содержание программы кружковой деятельности может иметь нескольких этапов, например:
• Попытка завязать переписку с английскими школьниками.
• Переписка по электронной почте.
• Подбор материала для занятий.
• Изучение страноведческого материала Великобритании.
• Изучение правил написания разного вида писем.
• Участие в коммуникационных викторинах, проектах, акциях.
• Изучение правил поведения в разных странах.
Основной целью кружковой работы является содействие формированию коммуникативной, межкультурной компетенции учащихся.
Образовательные цели: создать условия для глубокого понимания поликультурного пространства, способствовать включению школьников в международное сообщество, поиску друзей по переписке;
Развивающие цели: расширять страноведческий и лингвистический кругозор учащихся, развивать интерес к истории и культуре своей страны и готовность к деловому сотрудничеству и диалогу культур; развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные цели: воспитывать толерантность; культуру общения и культуру умственного труда.
Для достижения поставленных целей в рамках кружковой деятельности по английскому языку решаются следующие задачи:
• Развитие познавательных интересов учащихся в области страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников в Великобритании.
• Привлечение школьников к изучению международного детского и юношеского движения, к участию в интернациональных акциях солидарности.
• Установление дружеских связей с учащимися других стран путем переписки по электронной почте.
• Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении на английском языке в письменной форме.
• Расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции.
• Воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка, толерантности по отношению к своим сверстникам за рубежом, потребности в практическом использовании английского языка.
• Ознакомление с фразами и выражениями речевого этикета и грамматическими явлениями, характерными для устной и письменной речи.
• Научить учащихся вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета.
Форма проведения занятий может быть: участие в проектах, акциях, викторинах, заочные путешествия. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Кружковая работа может иметь итоговый контроль: квесты по культуре стран-партнеров.
На занятиях кружка могут использоваться: видео и аудиоматериалы, карта и репродукции достопримечательностей страны изучаемого языка, отрывки из адаптированных и неадаптированных художественных произведений английских писателей, а также аудиозаписи и страноведческие журналы. В ходе занятий ребята могут оформить уголок и альбом кружка, занося туда интересные факты: изображение о. Великобритания и его основных частей, символы стран, имена и произведения выдающихся людей, известнейших монархов Великобритании, название национальных праздников и названия видов спорта.