Просмотр содержимого документа
«Паронимы. Толковый словарь. »
Тема: Паронимы. Толковый словарь.
Цели урока:
Образовательные:
- усвоение лексического понятия “паронимы”; - формирование умений:
а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова; б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).
Развивающие: развитие творческого воображения учащихся.
Воспитательная: воспитание коммуникабельных качеств, любви и уважения к звучащему слову.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Теоретическая разминка.
Задание: Записать определения )
Словарный состав языка изучает …(лексика)
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию … (синонимы)
Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению… (паронимы)
Слова, противоположные по лексическому значению …(антонимы)
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению… (омонимы)
3.Выход на понятие “паронимы”.
- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.
Объясните свой выбор.
Безымя(н,нн)ый мастер.
Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.
- Как называются слова, заключённые в скобках?
- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)
- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.)
1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. 2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. 3. Краски, растворимые в воде. 4. Способность к восприятию и различению запахов. 5. Очарование, притягательная сила. 6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. 7. Группа людей. 8. Овощ.
Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.
(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)
Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст)
Кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)
Возможные версии:
1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”. 2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя. 3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.
Вывод:
Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.
- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)
Что говорит словарь паронимов?
РЫБИЙ. 1. Относящийся к рыбе, принадлежащий ей. 2. перен. Бесстрастный, невыразительный, бесцветный, как у рыбы. Рыб|ий: 1) ~ий хвост; ~ья чешуя; ~ьи глаза, внутренности; 2) ~ьи глаза; ~ье выражение лица; ~ья натура.Посмотрели на крючок и увидели на нём рыбью губу. А.Чехов. Рыбья любовь. РЫБНЫЙ. Связанный с разведением и добычей рыбы, с изготовлением из неё продукции, с покупкой и продажей рыбы; (разг.) пахнущий рыбой.
Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
Слова “рыбий” и “рыбный”, “подпись” и “роспись” - паронимы.
- Какие из слов в кроссворде являются паронимами?
Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)
II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева.
III. Тренировочные упражнения:
1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.
Настя Кувшинчикова говорит:
- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…
Вова Бутузов внушительно сказал:
- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе.
(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)
- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)
Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.
Вы не навязывайте нам своего мнения, а .... нам самим делать выводы.
(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).
3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)
Дать в помощь два словосочетания:
Надеть одежду.
Одеть Надежду.
Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.
Игра “Одеть или надеть”
Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.
IV.Упражнение 294(устно)
V.Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?