Конспект урока на тему "Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов»
Конспект урока на тему "Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов»
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять
их в речи;
воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
языковой вкус.
Задачи урока:
обучение грамотной речи;
обучение правильному лексическому анализу;
обучение правильному формулированию проблемы;
развитие навыка планирования учебных действий;
пополнение и активизация словаря;
развитие монологической речи.
Виды учебной деятельности:
поисковая, познавательная деятельность;
чередование индивидуальной и групповой работы;
решение лингвистических задач; сопоставление;
работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов
русского языка»); обобщение.
Методы работы: исследовательский, эвристический.
Обоснование выбора технологии обучения на уроке:
практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.
.........................
Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
I этап урока
Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к
рассмотрению словах первой, второй и третьей группы
и чем они различаются? Работаем в группах.
?
?
?
студёный ключ -
стальной ключ
печальный, грустный, унылый
одевать ребёнка -
надевать плащ
горький лук -
тугой лук
и т. п.
смеялся, хохотал
праздничный день –
праздная жизнь
Изучение таблицы. Обобщение. Выводы.
Ученики предлагают свои варианты определения.
II этап урока
Выполнение творческого задания.
Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.
Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:
паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;
смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;
надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».
те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.
III этап
Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.
Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?
Что мы для этого делали?
Закрепление. Творческая работа.
Ученики выполняют задание индивидуально.
Учитель: В литературе известен приём паронимического
противопоставления. Предлагаю для языкового анализа
четверостишие поэта К.Ваншенкина:
Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
Гордость с нами идёт, как доныне.
Я желаю тебе и себе –
Больше гордости, меньше гордыни.
Ученики работают в группах, предлагают истолкование лирического текста, объясняют, что нельзя смешивать понятия «гордость» и «гордыня», проясняют смысл сопоставления паронимов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять
их в речи;
воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
языковой вкус.
Задачи урока:
обучение грамотной речи;
обучение правильному лексическому анализу;
обучение правильному формулированию проблемы;
развитие навыка планирования учебных действий;
пополнение и активизация словаря;
развитие монологической речи.
Виды учебной деятельности:
поисковая, познавательная деятельность;
чередование индивидуальной и групповой работы;
решение лингвистических задач; сопоставление;
работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов
русского языка»); обобщение.
Методы работы: исследовательский, эвристический.
Обоснование выбора технологии обучения на уроке:
практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.
Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!
Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:
«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и
пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».
Как вы понимаете замечание писателя?
Задание:
- Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу
в словоупотреблении:
Пустошь пустырь
?
лугов(ая, ой)
городск(ая, ой)
застроить
засеять
раскорчевать
благоухающ(ая, ий)
Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.
Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова?
Чем различаются эти слова?
А знаете ли, как они называются?
...............................................
Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» - паронимы.
Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.
Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться
отличать их от других похожих слов, научиться различать
их значения и правильно употреблять эти слова.
Учитель: Хорошо. С чего лучше начать?
Ученики: Наверное, с наблюдения.
Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал - листы с материалом
для наблюдения.
I этап урока
Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к
рассмотрению словах первой, второй и третьей группы
и чем они различаются? Работаем в группах.
?
?
?
студёный ключ -
стальной ключ
печальный, грустный, унылый
одевать ребёнка -
надевать плащ
горький лук -
тугой лук
смеялся, хохотал
праздничный день –
праздная жизнь
строевая песня -
строевой лес
смотреть, глядеть
известный танцовщик -
умелый танцор
прилетела овсянка -
тарелка овсянки
здесь, тут
концертный абонемент –
абонент телефонной
сети
миру нужен мир
рыбак, рыболов, рыбарь
водные ресурсы -
водянистые стебли -
водяной двигатель
настроил много мостов –
настроил гитару
лицо, лик
обрывок верёвки -
отрывок из рассказа
творческий союз художников –
подчинительный союз
жилище, жильё
поклоняться красоте –
преклоняться перед
его отвагой
наточил косу -
заплела косу
окаймлять, обрамлять
приятное, красивое лицо -
этот человек -
яркая личность
Ученики: По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова
похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не
совпадают. Это омонимы.
Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут
быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как
различаются только оттенками значений. Это синонимы.
В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не
совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.
Учитель: Верно, в первой группе омонимы, во второй - синонимы,
в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать
определение этого понятия.
Ученики предлагают свои варианты определения.
II этап урока
Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова (раздаточный материал,
лист № 2).
Паронимы - это слова, близкие _________________(по звучанию), но не совпадающие по смыслу. Часто как паронимы выступают ____________ (однокоренные) слова, имеющие разные суффиксы и приставки, а следовательно, различающиеся по значению.
Учитель: Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув
Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они
сочетаются лексически и грамматически (работа парами).
цветочный
липы
сад
семена
пыльца
травы
клумба
магазин
вид
аромат
рассада
ваза
кадка
остров
цветущий
ветреный
юноша
двигатель
поведение
мельница
февраль
насос
ветряной
заплатить
за проезд
счета
высокую цену
проезд
пребывание (в санатории)
оплатить
Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.
Учитель: Однажды в библиотеке библиотекарь был удивлён, когда
школьник попросил выдать ему книгу по абоненту.
Почему произошло недоразумение? Какой вывод следует
сделать человеку, не желающему оказаться в смешном
положении?
Ученики: Наверное, надо научиться различать значения паронимов
и уметь правильно их употреблять.
Учитель: Выберите правильный вариант.
Я получил книги по межбиблиотечному (абоненту, абонементу).
Он стал (абонентом, абонементом) нашей библиотеки
в прошлом году.
Для справки:
найдите ответ на вопрос о правильном употреблении в толковом словаре паронимов (словари находятся на партах):
Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное
обслуживание, пользование чем-либо.
Театральный, концертный абонемент.
Абонемент в консерваторию, в бассейн, в спортзал.
Приобрести, покупать, потерять абонемент.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом
(лицо, учреждение, предприятие и т.д.)
Абонент телефонной сети.
Абонент библиотеки.
Учитель: Выберите правильный вариант.
Он настоящий мастер – (искусственный, искусный) краснодеревщик.
Ему надо сделать (искусственное, искусное) дыхание.
На этом празднике царит (искусственное, искусное) веселье.
Для справки (справочный материал из толкового словаря паронимов):
Искусный – обладающий высоким мастерством в чём-либо, умелый,
опытный.
Искусный ювелир, хирург.
Искусный повар, модельер.
Искусный – выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
Искусственный – не природный, сделанный наподобие настоящего, подлинного.
Искусственный интеллект.
Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:
паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;
смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;
надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».
те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.
III этап
Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.
Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?
Что мы для этого делали?
Ученики рассуждают о своих наблюдениях, вспоминают, как прояснялись неясные вопросы, анализируют собранные данные, готовят в группах анализ проделанной работы.
Учитель: Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным
языковым явлением?
Ученики ответили, что паронимия - интересное языковое явление.
Учитель: Использование паронимов в речи помогает передать тонкие
оттенки значений.
IV этап
Закрепление новых знаний.
Учитель: Прочитайте текст и выполните задания
Медведица кая
После дождливого дня по влажной песчаной тропе ползёт одинокая Медведица кая.
Она ползёт медленно и упорно и только ёжится, если падает на неё с неба запоздалая дождевая капля. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, ещё насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.
Тихо в лесу. Лишь вдали одиночная трель нарушила звенящую тишину.
С веток падают тяжёлые капли.
Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.
По влажной песчаной тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица кая.
(По Ю. Ковалю)
Найдите словосочетания с паронимами.
Сделайте морфемный разбор паронимов (в тексте).
Ученики выполняют задание индивидуально.
Учитель: В литературе известен приём паронимического
противопоставления. Предлагаю для языкового анализа
четверостишие поэта К.Ваншенкина:
Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
Гордость с нами идёт, как доныне.
Я желаю тебе и себе –
Больше гордости, меньше гордыни.
Ученики работают в группах, предлагают истолкование лирического текста, объясняют, что нельзя смешивать понятия «гордость» и «гордыня», проясняют смысл сопоставления паронимов.