kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить и систематизировать основные понятия: «лексическое значение слова». Задачи: усовершенствовать знания, закрепить умения употреблять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в речи; развить речь, обогащать словарный запас языка; способствовать воспитанию культуры речи. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков Вид урока: смешанный Оборудование: интерактивная доска, ватман, карандаши, карточки, тексты, толковый словарь. Критерии успешности работы учащихся Баллы Полнота организация Внешний вид работы Защита работы 5 4 3 2 Оценка «5» - 23 – 25 «4»- 17 – 20 «3» - 16 – 10 «2» - 9 -0 Выводы работы: Пожелание, поощрение для себя: Ход урока 1.Орг. момент. Психологический настрой, желают пожелания, улыбаются друг другу. 2. Деление на 4 группы, используя стикеры с названиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. (Знакомы ли вам эти термины?). - Какой раздел науки изучает синонимы, антонимы, омонимы, паронимы? 3. Подведение к теме урока и его целям через отгадывание загадки, пословицы, вопроса и ответа. Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы) Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы) Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы) Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы) I. Задание (работа в группе 3 мин) 1 группа «Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы. Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский) Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин) - Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин) 2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи. Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин) Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов) 3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении. В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы. Сытый медведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом. 4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами. Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне. Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться. (Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ). II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.) Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик? - Андреем зовут меня, дедушка. - Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём. - Да я поужинал, дедушка. - Али наше угощение хаешь? - Не браню, а сыт я, дедушка. Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д. Я буду играть в фильме заглавную роль. Он получил выговор за безответное отношенное к делу. Учитель предоставил новенького классу. Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы? Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну, Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну. Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду, Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду? Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ? Утро вечера мудренее. (Сущ.) Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.) Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.) III. Задание «Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники». А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе. Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.). В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?) Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости). Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит слово «онима». Слово онима в греческом языке обозначает «слово» и входит в семью родственных слов: омо – одинаковый омонимы си – точно такой же + онима синонимы анти – против антонимы пара – рядом паронимы Цель: повторить и систематизировать основные понятия: «лексическое значение слова». Задачи: усовершенствовать знания, закрепить умения употреблять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в речи; развить речь, обогащать словарный запас языка; способствовать воспитанию культуры речи. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков Вид урока: смешанный Оборудование: интерактивная доска, ватман, карандаши, карточки, тексты, толковый словарь. Ход урока 1.Орг. момент. Психологический настрой, желают пожелания, улыбаются друг другу. 2. Деление на 4 группы, используя стикеры с названиями: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. (Знакомы ли вам эти термины?). - Какой раздел науки изучает синонимы, антонимы, омонимы, паронимы? 3. Подведение к теме урока и его целям через отгадывание загадки, пословицы, вопроса и ответа. Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы) Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы) Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы) Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы) I. Задание (работа в группе 3 мин) 1 группа «Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы. Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский) Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин) - Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин) 2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи. Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин) Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов) 3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении. В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы. Сытый медведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом. 4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами. Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне. Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться. (Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ). II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.) Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик? - Андреем зовут меня, дедушка. - Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём. - Да я поужинал, дедушка. - Али наше угощение хаешь? - Не браню, а сыт я, дедушка. Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д. Я буду играть в фильме заглавную роль. Он получил выговор за безответное отношенное к делу. Учитель предоставил новенького классу. Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы? Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну, Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну. Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду, Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду? Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ? Утро вечера мудренее. (Сущ.) Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.) Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.) III. Задание «Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники». А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе. Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.). В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?) Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости).

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" »

Тема. Слово, его лексическое и грамматическое значение.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.


Цель: повторить и систематизировать основные понятия: «лексическое значение слова».


Задачи: усовершенствовать знания, закрепить умения употреблять синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы в речи;

развить речь, обогащать словарный запас языка;

способствовать воспитанию культуры речи.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: смешанный

Оборудование: интерактивная доска, ватман, карандаши, карточки, тексты, толковый

словарь.

Критерии успешности работы учащихся

Баллы

Полнота

организация

Внешний вид работы

Защита работы

5





4





3





2





Оценка




«5» - 23 – 25

«4»- 17 – 20

«3» - 16 – 10

«2» - 9 -0

Выводы

работы:


Пожелание, поощрение для себя:




Ход урока

1.Орг. момент. Психологический настрой, желают пожелания, улыбаются друг другу.


2. Деление на 4 группы, используя стикеры с названиями: синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы. (Знакомы ли вам эти термины?).


- Какой раздел науки изучает синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?


3. Подведение к теме урока и его целям через отгадывание загадки, пословицы, вопроса и ответа.

Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)

Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)

Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)


I. Задание (работа в группе 3 мин)

1 группа «Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы.

Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский)

Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин)

- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин)

2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи.

Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин)

Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов)

3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении.

В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы.

Сытый медведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом.

4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами.

Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.

Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.

(Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ).

II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.)

Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик? - Андреем зовут меня, дедушка. - Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём. - Да я поужинал, дедушка. - Али наше угощение хаешь? - Не браню, а сыт я, дедушка.


Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д.


Я буду играть в фильме заглавную роль.

Он получил выговор за безответное отношенное к делу.

Учитель предоставил новенького классу.


Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы?

Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну,

Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну.

Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду,

Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду?


Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ?


Утро вечера мудренее. (Сущ.)

Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.)

Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.)


III. Задание

«Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники».

А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе.

Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.).

В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?)

Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости).


Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит слово «онима».


Слово онима в греческом языке обозначает «слово» и входит в семью родственных слов:


омо – одинаковый омонимы

си – точно такой же + онима синонимы

анти – против антонимы

пара – рядом паронимы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"

Автор: Найзабекова Назгуль Турсымбаевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. "
    ["seo_title"] => string(34) "sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "213511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432065644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "План-конспект открытого урока "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "175197"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424249220"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "План-конспект урока русского языка в 10 классе "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-10-klassie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "129534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415721457"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства