конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"
Конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"
Цель: повторить и систематизировать основные понятия: «лексическое значение слова».
Задачи: усовершенствовать знания, закрепить умения употреблять синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы в речи;
развить речь, обогащать словарный запас языка;
способствовать воспитанию культуры речи.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: смешанный
Оборудование: интерактивная доска, ватман, карандаши, карточки, тексты, толковый
словарь.
Критерии успешности работы учащихся
Баллы Полнота организация Внешний вид работы Защита работы
5
4
3
2
Оценка
«5» - 23 – 25
«4»- 17 – 20
«3» - 16 – 10
«2» - 9 -0 Выводы
работы:
Пожелание, поощрение для себя:
Ход урока
1.Орг. момент. Психологический настрой, желают пожелания, улыбаются друг другу.
2. Деление на 4 группы, используя стикеры с названиями: синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы. (Знакомы ли вам эти термины?).
- Какой раздел науки изучает синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?
3. Подведение к теме урока и его целям через отгадывание загадки, пословицы, вопроса и ответа.
Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)
Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)
Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)
I. Задание (работа в группе 3 мин)
1 группа «Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы.
Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский)
Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин)
- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин)
2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи.
Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин)
Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов)
3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении.
В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы.
Сытый медведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом.
4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами.
Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.
Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.
(Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ).
II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.)
Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик? - Андреем зовут меня, дедушка. - Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём. - Да я поужинал, дедушка. - Али наше угощение хаешь? - Не браню, а сыт я, дедушка.
Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д.
Я буду играть в фильме заглавную роль.
Он получил выговор за безответное отношенное к делу.
Учитель предоставил новенького классу.
Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы?
Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну,
Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну.
Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду,
Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду?
Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ?
Утро вечера мудренее. (Сущ.)
Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.)
Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.)
III. Задание
«Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники».
А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе.
Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.).
В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?)
Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости).
Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит слово «онима».
Слово онима в греческом языке обозначает «слово» и входит в семью родственных слов:
омо – одинаковый омонимы
си – точно такой же + онима синонимы
анти – против антонимы
пара – рядом паронимы
Цель: повторить и систематизировать основные понятия: «лексическое значение слова».
Задачи: усовершенствовать знания, закрепить умения употреблять синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы в речи;
развить речь, обогащать словарный запас языка;
способствовать воспитанию культуры речи.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: смешанный
Оборудование: интерактивная доска, ватман, карандаши, карточки, тексты, толковый
словарь.
Ход урока
1.Орг. момент. Психологический настрой, желают пожелания, улыбаются друг другу.
2. Деление на 4 группы, используя стикеры с названиями: синонимы, антонимы,
омонимы, паронимы. (Знакомы ли вам эти термины?).
- Какой раздел науки изучает синонимы, антонимы, омонимы, паронимы?
3. Подведение к теме урока и его целям через отгадывание загадки, пословицы, вопроса и ответа.
Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)
Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)
Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)
I. Задание (работа в группе 3 мин)
1 группа «Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы.
Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский)
Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин)
- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин)
2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи.
Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин)
Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов)
3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении.
В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы.
Сытый медведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом.
4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами.
Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.
Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.
(Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ).
II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.)
Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик? - Андреем зовут меня, дедушка. - Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём. - Да я поужинал, дедушка. - Али наше угощение хаешь? - Не браню, а сыт я, дедушка.
Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д.
Я буду играть в фильме заглавную роль.
Он получил выговор за безответное отношенное к делу.
Учитель предоставил новенького классу.
Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы?
Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну,
Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну.
Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду,
Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду?
Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ?
Утро вечера мудренее. (Сущ.)
Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.)
Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.)
III. Задание
«Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники».
А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе.
Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.).
В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?)
Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приятелейу Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)
Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)
I.Задание (работа в группе 3 мин)
1 группа«Синонимы». Выпишите из предложений синонимы. Определите общее в значении каждого ряда синонимов. Докажите, что это синонимы.
Зима прошла в трудах, в работахнад книгой. (К.Паустовский)
Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин)
- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин)
2 группа «Антонимы». Выпишите антонимы. С какой целью они использованы в предложениях? Сделайте вывод о роли антонимов в речи.
Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин)
Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов)
3 группа Паронимы». Выпишите паронимы. Объясните различия в их значении.
В окнах домов зажглись праздничные огни новогодних ёлок. Этот праздный образ жизни угнетал Владимира, хотелось большой серьёзной работы.
Сытыймедведь лишь посмотрел на охотника и косолапо зашагал вглубь леса. Ужин был сытный, мы давно не ели так вкусно, с таким аппетитом.
4 группа «Омонимы». Выпишите омонимы. Объясните, почему эти слова называются омонимами.
Сто земель исходилИван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.
Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.
(Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ).
II. Задание «Проверь соседа! » (на обсуждение 1-2мин.)
Задание от группы Синонимы. Опишите участников диалога, их возраст, черты характера. Найдите повторяющиеся слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению. - Как кликать-то тебя, мальчик?- Андреем зовут меня, дедушка.- Ну-ка, Андрюшка, вечерять идём.- Да я поужинал, дедушка.- Али наше угощение хаешь?- Не браню, а сыт я, дедушка.
Задание от группы Паронимы. Исправьте ошибки, которые допустил в своём сочинении Коля. Объясните различие в лексическом значении слов главный и заглавный и т.д.
Я буду играть в фильме заглавную роль.
Он получил выговор за безответное отношенное к делу.
Учитель предоставил новенького классу.
Задание от группы Омонимы. Найдите омонимы в тексте. Выясните в толковом словаре, какие значения могут иметь данные омонимы?
Шёл я с сумкой за плечом. Шарю я в ключе по дну,
Вижу – бьёт в овраге ключ. Над водою спину гну.
Наклонившись над ключом, И если ключ я не найду,
Уронил я в воду ключ. Как домой я попаду?
Задание от группы Антонимы. Найдите антонимы. В каких ситуациях можно употребить эти пословицы? К какой части речи относятся антонимы ?
Утро вечера мудренее. (Сущ.)
Близкий сосед лучше дальней родни. (Прил.)
Человек от лени болеет ни, а от труда здоровеет. (Глаг.)
Лучше горькаяправда, чем сладкая ложь. (Прил., сущ.)
III. Задание
«Мир – это жизнь», «Цветы леса», «Словесный штамп», «Казахстан. Заповедники».
А) Самостоятельно изучите текст, обсудите в группе.
Б) Проиллюстрируйте основную мысль текста на ватмане (указать по возможности с., а., о., п.).
В) Защита презентации. ( Можно ли связать эти тексты между собой, что общего вы можете отметить?)
Г) Д/з. Написать небольшое эссе, из всего услышанного и увиденного используя син., ант., омон., пар. (дифференцированный подход по уровню успеваемости).
Рассмотрите таблицу и расскажите о словах, в состав которых входит слово «онима».
Слово онима в греческом языке обозначает «слово» и входит в семью родственных слов: