kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема – Паронимы.

Цель: организовать учебную деятельность взаимодействия и сотрудничества

для развития самостоятельности обучаемых в поиске знаний.

Задачи:

 - научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;

- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.

Формы работы – групповая и фронтальная.

Приемы – «Кубик», «Кластер»

                                              

Ход урока

Дети сформировали группы по карточкам с названиями «Слово», «Речь», «Мысль». Садятся за столы, на которых указатели по названиям групп.

  1. Стадия Вызов.

Применение  приема  «Кубик».

Слово учителя.

Сегодня  мы узнаем об очень интересных словах – паронимах. Знание и понимание паронимов поможет вам правильно употреблять их в речи, обогатит ваш словарный запас, научит мыслить. Но в начале нашей работы давайте вспомним, расскажем о других интересных словах – синонимах и антонимах. Быстро, увлекательно построить свои знания в логическую цепочку вам помогут  кубики, на каждой грани которых  вы прочитаете задания. Итак, за работу!

 . Группа «Слово» получает кубик с заданиями (на каждой грани по одному заданию):

1. Расскажите о синонимах. 2. К слову светлый подберите три синоима.

3. Составьте три  предложения с синонимами. 4. Сделайте морфемный разбор слова светлый.

 

. Группа «Речь» получает кубик со следующими заданиями:

  1. Расскажите об антонимах. 2. Подберите антоним к слову широкий.

3.Составьте предложения с этими антонимами. 4. Произведите фонетический разбор слова широкий.

. Группа «Мысль». Задания по кубику.

  1. Что называется лексикой? 2. Что такое лексикология? 3. Как человек пополняет свой словарный запас? 3. Если непонятно лексическое значение слова, к каким источникам следует обращаться?

Подготовка групп к выступлению – 5 мин.

Защита выполненных заданий – 3 мин.

  1. Стадия Осмысление.

Знакомство с темой № 40 на странице учебника

Использование приема  «Кластер»

Чтение, обсуждение в группах  темы – 5 мин.

Вопросы для обсуждения (на каждом столе лист с вопросами):

  1. Что особенного в звучании и написании паронимов?
  2. Что можно рассказать о паронимах абонент - абонемент, континент -контингент, жесткий – жестокий?
  3. Обратитесь к Толковому словарю Ожегова, чтобы правильно рассказать об этих паронимах.

Защита подготовленных кластеров – 3 мин.

  • : «Паронимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению».
  • Выполнение письменных заданий. Грамматический практикум.

Задание: составьте словосочетания, подбирая паронимы к существительным.

Вода                         Биография                             Внимание

День                         Визит                                     Голос

Капля                       Дистанция                              Доверие

Облака                     Лето                                       Человек

Осень                       Отчет                                     Смех

Слова для справок: дождевой - дождливый, короткий – краткий, особенный – особый.

4.Словарный диктант: страница № 125 учебника «Русский язык», упражнение 322. Задание: напишите слова, правильно расставив ударения, с помощью толкового словаря определите лексическое значение каждого слова.

3.Стадия Рефлексия.

1. Прием «Рефлексивное интервью».

Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку  знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»

Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).

 

Имя учащегося

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

 Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл

2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

2 балла

Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо»

4 балла – «Удовлетворительно»

Домашнее задание: составить собственный текст описательного типа, используя паронимы сытый – сытный,  написать свою творческую работу в тетради по развитию речи.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы" »

Урок № 50 Класс -5 Дата –


Тема – Паронимы.

Цель: организовать учебную деятельность взаимодействия и сотрудничества

для развития самостоятельности обучаемых в поиске знаний.

Задачи:

- научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;

- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.


Формы работы – групповая и фронтальная.

Приемы – «Кубик», «Кластер»

Ход урока

Дети поделились на группы по карточкам с названиями «Слово», «Речь», «Мысль». Садятся за столы, на которых указатели по названиям групп.

  1. Стадия Вызов.

Применение приема «Кубик».

Слово учителя.

Сегодня мы узнаем об очень интересных словах – паронимах. Знание и понимание паронимов поможет вам правильно употреблять их в речи, обогатит ваш словарный запас, научит мыслить. Но в начале нашей работы давайте вспомним, расскажем о других интересных словах – синонимах и антонимах. Быстро, увлекательно построить свои знания в логическую цепочку вам помогут кубики, на каждой грани которых вы прочитаете задания. Итак, за работу!


. Группа «Слово» получает кубик с заданиями (на каждой грани по одному заданию):

1. Расскажите о синонимах. 2. К слову светлый подберите три синоима.

3. Составьте три предложения с синонимами. 4. Сделайте морфемный разбор слова светлый.


. Группа «Речь» получает кубик со следующими заданиями:

  1. Расскажите об антонимах. 2. Подберите антоним к слову широкий.

3.Составьте предложения с этими антонимами. 4. Произведите фонетический разбор слова широкий.


. Группа «Мысль». Задания по кубику.

  1. Что называется лексикой? 2. Что такое лексикология? 3. Как человек пополняет свой словарный запас? 3. Если непонятно лексическое значение слова, к каким источникам следует обращаться?

Подготовка групп к выступлению – 5 мин.

Защита выполненных заданий – 3 мин.

  1. Стадия Осмысление.

Знакомство с темой № 40 на странице учебника

Использование приема «Кластер»

Чтение, обсуждение в группах темы – 5 мин.

Вопросы для обсуждения (на каждом столе лист с вопросами):

  1. Что особенного в звучании и написании паронимов?

  2. Что можно рассказать о паронимах абонент - абонемент, континент -контингент, жесткий – жестокий?

  3. Обратитесь к Толковому словарю Ожегова, чтобы правильно рассказать об этих паронимах.

Защита подготовленных кластеров – 3 мин.

Вывод: «Паронимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению».

  1. Выполнение письменных заданий. Грамматический практикум.

Задание: составьте словосочетания, подбирая паронимы к существительным.

Вода Биография Внимание

День Визит Голос

Капля Дистанция Доверие

Облака Лето Человек

Осень Отчет Смех

Слова для справок: дождевой - дождливый, короткий – краткий, особенный – особый.

4.Словарный диктант: страница № 125 учебника «Русский язык», упражнение 322. Задание: напишите слова, правильно расставив ударения, с помощью толкового словаря определите лексическое значение каждого слова.

3.Стадия Рефлексия.

1. Прием «Рефлексивное интервью».

Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»

Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).


Имя учащегося

Баллы

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл


2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

2 балла

Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо»

4 балла – «Удовлетворительно»



Домашнее задание: составить собственный текст описательного типа, используя паронимы сытый – сытный, написать свою творческую работу в тетради по развитию речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы"

Автор: Заводенко Бибинур Гупуровна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. "
    ["seo_title"] => string(34) "sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "213511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432065644"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "План-конспект открытого урока "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "175197"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424249220"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "План-конспект урока русского языка в 10 классе "Изобразительно - выразительные средства языка" "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-10-klassie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "129534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415721457"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Открытый урок русского языка на тему : "Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными ""
    ["seo_title"] => string(131) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-osnovnyie-vidy-slozhnopodchiniennykh-priedlozhienii-s-dvumia-ili-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "314461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459694570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства