План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы"
План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы"
Тема – Паронимы.
Цель: организовать учебную деятельность взаимодействия и сотрудничества
для развития самостоятельности обучаемых в поиске знаний.
Задачи:
- научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.
Формы работы – групповая и фронтальная.
Приемы – «Кубик», «Кластер»
Ход урока
Дети сформировали группы по карточкам с названиями «Слово», «Речь», «Мысль». Садятся за столы, на которых указатели по названиям групп.
Стадия Вызов.
Применение приема «Кубик».
Слово учителя.
Сегодня мы узнаем об очень интересных словах – паронимах. Знание и понимание паронимов поможет вам правильно употреблять их в речи, обогатит ваш словарный запас, научит мыслить. Но в начале нашей работы давайте вспомним, расскажем о других интересных словах – синонимах и антонимах. Быстро, увлекательно построить свои знания в логическую цепочку вам помогут кубики, на каждой грани которых вы прочитаете задания. Итак, за работу!
. Группа «Слово» получает кубик с заданиями (на каждой грани по одному заданию):
1. Расскажите о синонимах. 2. К слову светлый подберите три синоима.
3. Составьте три предложения с синонимами. 4. Сделайте морфемный разбор слова светлый.
. Группа «Речь» получает кубик со следующими заданиями:
Расскажите об антонимах. 2. Подберите антоним к слову широкий.
3.Составьте предложения с этими антонимами. 4. Произведите фонетический разбор слова широкий.
. Группа «Мысль». Задания по кубику.
Что называется лексикой? 2. Что такое лексикология? 3. Как человек пополняет свой словарный запас? 3. Если непонятно лексическое значение слова, к каким источникам следует обращаться?
Подготовка групп к выступлению – 5 мин.
Защита выполненных заданий – 3 мин.
Стадия Осмысление.
Знакомство с темой № 40 на странице учебника
Использование приема «Кластер»
Чтение, обсуждение в группах темы – 5 мин.
Вопросы для обсуждения (на каждом столе лист с вопросами):
Что особенного в звучании и написании паронимов?
Что можно рассказать о паронимах абонент - абонемент, континент -контингент, жесткий – жестокий?
Обратитесь к Толковому словарю Ожегова, чтобы правильно рассказать об этих паронимах.
Защита подготовленных кластеров – 3 мин.
: «Паронимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению».
Выполнение письменных заданий. Грамматический практикум.
Задание: составьте словосочетания, подбирая паронимы к существительным.
Вода Биография Внимание
День Визит Голос
Капля Дистанция Доверие
Облака Лето Человек
Осень Отчет Смех
Слова для справок: дождевой - дождливый, короткий – краткий, особенный – особый.
4.Словарный диктант: страница № 125 учебника «Русский язык», упражнение 322. Задание: напишите слова, правильно расставив ударения, с помощью толкового словаря определите лексическое значение каждого слова.
3.Стадия Рефлексия.
1. Прием «Рефлексивное интервью».
Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»
Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).
Имя учащегося
1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.
Хорошо - 2 балла. Не очень хорошо – 1 балл
2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.
Хорошо - 2 балла.
Не очень хорошо – 1 балл
3.Соблюдал (а) культуру общения в группе
2 балла
Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»
5 баллов – «Хорошо»
4 балла – «Удовлетворительно»
Домашнее задание: составить собственный текст описательного типа, используя паронимы сытый – сытный, написать свою творческую работу в тетради по развитию речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы" »
Урок № 50 Класс -5 Дата –
Тема – Паронимы.
Цель: организовать учебную деятельность взаимодействия и сотрудничества
для развития самостоятельности обучаемых в поиске знаний.
Задачи:
- научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;
- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.
Формы работы – групповая и фронтальная.
Приемы – «Кубик», «Кластер»
Ход урока
Дети поделились на группы по карточкам с названиями «Слово», «Речь», «Мысль». Садятся за столы, на которых указатели по названиям групп.
Стадия Вызов.
Применение приема «Кубик».
Слово учителя.
Сегодня мы узнаем об очень интересных словах – паронимах. Знание и понимание паронимов поможет вам правильно употреблять их в речи, обогатит ваш словарный запас, научит мыслить. Но в начале нашей работы давайте вспомним, расскажем о других интересных словах – синонимах и антонимах. Быстро, увлекательно построить свои знания в логическую цепочку вам помогут кубики, на каждой грани которых вы прочитаете задания. Итак, за работу!
. Группа «Слово» получает кубик с заданиями (на каждой грани по одному заданию):
1. Расскажите о синонимах. 2. К слову светлый подберите три синоима.
3. Составьте три предложения с синонимами. 4. Сделайте морфемный разбор слова светлый.
. Группа «Речь» получает кубик со следующими заданиями:
Расскажите об антонимах. 2. Подберите антоним к слову широкий.
3.Составьте предложения с этими антонимами. 4. Произведите фонетический разбор слова широкий.
. Группа «Мысль». Задания по кубику.
Что называется лексикой? 2. Что такое лексикология? 3. Как человек пополняет свой словарный запас? 3. Если непонятно лексическое значение слова, к каким источникам следует обращаться?
Подготовка групп к выступлению – 5 мин.
Защита выполненных заданий – 3 мин.
Стадия Осмысление.
Знакомство с темой № 40 на странице учебника
Использование приема «Кластер»
Чтение, обсуждение в группах темы – 5 мин.
Вопросы для обсуждения (на каждом столе лист с вопросами):
Что особенного в звучании и написании паронимов?
Что можно рассказать о паронимах абонент - абонемент, континент -контингент, жесткий – жестокий?
Обратитесь к Толковому словарю Ожегова, чтобы правильно рассказать об этих паронимах.
Защита подготовленных кластеров – 3 мин.
Вывод: «Паронимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению».
Выполнение письменных заданий. Грамматический практикум.
Задание: составьте словосочетания, подбирая паронимы к существительным.
Вода Биография Внимание
День Визит Голос
Капля Дистанция Доверие
Облака Лето Человек
Осень Отчет Смех
Слова для справок: дождевой - дождливый, короткий – краткий, особенный – особый.
4.Словарный диктант: страница № 125 учебника «Русский язык», упражнение 322. Задание: напишите слова, правильно расставив ударения, с помощью толкового словаря определите лексическое значение каждого слова.
3.Стадия Рефлексия.
1. Прием «Рефлексивное интервью».
Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»
Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).
Имя учащегося
Баллы
1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.
Хорошо - 2 балла.
Не очень хорошо – 1 балл
2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.
Хорошо - 2 балла.
Не очень хорошо – 1 балл
3.Соблюдал (а) культуру общения в группе
2 балла
Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»
5 баллов – «Хорошо»
4 балла – «Удовлетворительно»
Домашнее задание: составить собственный текст описательного типа, используя паронимы сытый – сытный, написать свою творческую работу в тетради по развитию речи.