Учебная дисциплина: русский язык
Курс: 5 класс
Номер урока в КТП: 79
Тема урока: «Лексика. Лексическое значение слов».
Преподаватель: Широкая Е.Н.
Название учебных пособий: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова М.: Просвещение, 2006.;
Цель: познакомить с определениями «слово», «лексика», «лексическое значение»..
Задачи:
- Когнитивная (знание и понимание): способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой
- Операциональная (уметь, знание как действие): развитие понятия о лексике и лексическом значении слова. Формирование умений собирать и систематизировать материал для самостоятельного анализа.
- Аксиологическая (ценить,владеть, знание как быть в ситуации): развивать интерес к русскому языку, к слову, его значению.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: 1) диалогический; 2) объяснительно-иллюстративный;3) частично-поисковый.
Применение элементов инновационных технологий:
интеграция, дифференцированное обучение, элементы эвристического поиска,
использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство» , «Русский язык».
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности воспитанников осуществляется через решение нестандартных лингвистических ситуаций, а также при проблемном способе изложения новой темы, проецирующейся на личный опыт воспитанников; коммуникативная компетенция.
ценностно-смысловая компетенция: культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень воспитанников через обращение к художественным текстам.
Оборудование: рабочие листы, учебник, средства ИКТ
Ход урока:
- Организационный момент. Начинаем урок русского языка. Сегодня вам предстоит интересная работа и в группах, и самостоятельная. Но каким бы видом работы вы не занимались, помните, что вы кадеты, что рядом с вами друзья, которых не купишь ни за какие деньги. Свою работу вы оцените по ходу урока, а также она будет оценена и моими помощниками. (Приложение 1). Сегодня это будут кадеты Ястребцев, Трипольский, Терещенко и Моргун.
Итак, приступаем. (Приложение 2). Откройте тетради, запишите дату урока, классная работа. Не забывайте о знаках завершения. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала замечательные слова Александра Ивановича Куприна о русском языке. Запишите их, оформляя как предложение с прямой речью. Проверьте, оцените свою работу, покажите цветом результат вашей работы.
- Определение темы урока.
- На доске у меня записаны слова, в ваших группах есть карточки со словами. Найдите соответствия.
На доске: фонетика, орфоэпия, орфография, синтаксис, лексика.
1 группа – звук
2 группа – предложение
3 группа – нормы произношения
4 группа – слабая позиция
Какое понятие осталось без ассоциативных слов? (лексика)
- Прочитайте предложение «Глокая кудра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Что обозначает это выражение? (Не можем сказать, так как не знаем лексического значений слов)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Лексика. Лексическое значение слов.) Запишите в тетради. Определите для себя задачи, которые вы хотели бы решить на уроке.
- Беседа учителя.
Лексика – один из самых интересов раздела русского языка, который включает в себя самые разные аспекты его изучения. Посмотрите на карту знаний, в которой отмечены понятия, которые встретятся вам при изучении лексики. Отметьте знаком «+» знакомые и незнакомые для вас слова (лексика, лексикология, многозначные слова, синонимы, архаизмы, паронимы, толковый словарь). (Приложение 3). Посмотрите в раздел учебника (стр. 315). Всё ли понятия лексики мы рассмотрим в 5 классе? (нет).
Да, лексика – один из самых обширных разделов русского языка, который изучает словарный состав языка. Вспомним библейскую фразу «Вначале было Слово». Почти все в мире названо: предметы, явления, действия. Почему, почти? Потому что есть явления, чувства, состояние души, которые трудно передать словами. И тогда на помощь людям приходит искусство: живопись, музыка. Послушайте, как замечательно передал зимнее настроение Великий композитор Вивальди в своих «Временах года».
- Работа в группах (Приложение 4):
1 группа – «Слово и его лексическое значение»
2 группа – «Однозначные и многозначные слова»
3 группа – «Прямое и переносное значение слова»
4 группа – «Толковые словари»
Защита проектов.
- Что вы нового узнали?
- Работа с текстом.
Прежде чем мы приступим к работе с текстом, я хочу вам на группу раздать по красному конверту, открыть который вы сможете, только выполнив все задания. Приступим.
Взвод маршировал так, как не ходил никогда. Раз! Раз! Раз, два, три! Левой! Левой! Печатая шаг, кадеты шли ровными рядами, со всех сил вбивая свои сапоги в асфальт плаца (1 группа). Шли так, словно осознавая свою исключительность, что это они — будущие генералы и полководцы, путешественники и изобретатели, писатели и художники! Они шли, и нельзя было не залюбоваться их выправкой и каким-то особым юношеским гонором, который был написан на их лицах, был в их движениях, который кричал о том, что никто и никогда не сможет сломить их характер, потому что им есть на кого равняться и у кого учиться любви и преданности Родине (2 группа)… Они осознавали свою причастность к огромному и дружному кадетскому братству (3 группа), которое имеет вековые традиции (4 группа) и обычаи, своих героев и великих людей, с кого можно и нужно брать пример, и кем они гордились!
- Прочитайте текст (вслух кадет Савченко)
- Определите:
Тему, основную мысль и стиль текста. Найдите средство художественной выразительности (метафору).
- Определите лексическое значение выделенных слов (в скобках указано цифрой группа, которая работает со словом). Зачитайте словарную статью.
- Работа с учебником. ПРОБЛЕМА: а если нет под рукой толкового словаря, как тогда мы объясним лексическое значение незнакомого нам слова? Откройте учебники стр. 135, прочитайте объяснение и посмотрите на примеры, приведенные в упр. 325.
- Самостоятельная работа Приложение 5).
Составьте самостоятельно словарную статью к следующим словам:
1, 2 группа – кадет
3, 4 группа – выправка
Прочитайте ваши записи. Сравните с записями толкового словаря. Кто оказался ближе?
- Где в обычной жизни мы пользуемся толковыми словаря, сами пытаемся объяснить лексическое значение слов? (откройте красные конверты, что в них?) Кроссворды (Приложение 6).
- Решите их. При правильном решении у вас должно открыться ключевое слово, выделенное по горизонтали в желтых клеточках.
1 группа – жизнь
2 группа – честь
3 группа – родина
4 группа – никому
Сложите из этих слов фразу, известную каждому кадету в училище. Встаньте, произнесите её. Жизнь – Родине, честь – никому!
- Подведение итогов.
- Какие цели ставили? Удалось ли их достичь?
- Что оказалось интересным на уроке?
- Как оценили вы свою работу?
- Как оценили работу в группах мои помощники?
- Задание для самоподготовки:
По выбору:
- Подобрать 2 высказывания о русском языке, которые могли бы стать эпиграфом к следующему нашему уроку.
- Из произведений Некрасова выписать 3 слова с их лексическим значением.