Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Главные члены предложения"»
Тема урока: Главные члены предложения.
Класс:7
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), частично-поисковый, творческий, исследовательский.
Цели: •учебно-познавательные:
обобщение и систематизация изученного по теме «Главные члены предложения»;
закрепление у учащихся навыка нахождения грамматической основы, определения способов их выражения; формирование орфографических и пунктуационных навыков;
формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.
интеллектуально-развивающие:
развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
воспитание чувства культуры интеллектуального труда;
развитие творческого подхода.
воспитывающая:
формирование у учащихся коммуникативных умений;
воспитание сознательного отношения к учению, стремления к достижению успеха.
Содействие формированию патриотических чувств; привитие любви к своей стране, к культуре своего народа.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, раздаточные материалы для учащихся, маркеры.
Применяемая технология: Технология развития критического мышления с применением мультимедиатехнологии.
Ход урока
1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока (4 мин.)
Психологическая установка на урок:
Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? А теперь улыбнитесь друг другу. Я тоже хочу улыбнуться вам. Пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло, уютно на душе, и пусть хорошее настроение останется у вас на весь день!
I.Стадия вызова.
Прочитайте стихотворение, определите тему урока: (слайд 3).
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
прежде всего отыщите глагол,
глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
между другими словами,
то подчеркните его поскорей
сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы «кто?», «что?»
к другим словам направляем,
и подлежащее, как на крючок,
на эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
и миг подчеркнем без сомненья,
и полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Тема нашего урока, как вы догадались, - «Главные члены предложения».
На сегодняшнем уроке мы обобщим и отчасти проконтролируем уровень усвоения вами теории и частично практики изучаемого вопроса.
Наш урок проходит под девизом «Спешите делать добрые дела». Как вы понимаете значение этого выражения? (ответы учеников)
- И жизнь нашей процветающей страны ознаменовывается славными делами, мировыми событиями.
- Ребята, а какое важное событие в нашей стране произойдет в 2017 году?
- Правильно, 22 ноября 2012 года в результате тайного голосования представителей 161 государства - члена Международного бюро выставок на 152-й генеральной Ассамблее этой организации столица Казахстана Астана набрала большинство голосов и была объявлена местом проведения ЭКСПО-2017 с темой «Энергия будущего». Как истинные патриоты нашего государства, мы испытываем чувство гордости за то, что такое значимое и масштабное мероприятие будет проходить именно в нашей стране.
Итак, лексическая тема нашего урока: «Астана ЭКСПО- 2017».
2. Словарно-орфографическая работа. (2 мин.) Чтение с пометками (слайд 5).
Всемирная выставка или Э́кспо (Expo) — международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.
Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите
На какие вопросы они отвечают?
Какими частями речи выражаются?
Для чего служат?
II. Стадия осмысления.
4. Работа с текстом. (4 мин.) Спишите, вставьте пропущенные окончания. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
(слайд 13).
Астана – нов.. чудо света. Астану строили лучш… архитекторы мира. Молод… столица имеет все основания для того, чтобы войти в число 30 лучших город… мира. Современн… столица Казахстана растет и преображается, становится все более привлекательн.. для жителей Казахстана и зарубежных гостей. Астана – это город, где можно получить хорош… образование и найти работ...
5. Тестовая работа или стратегия РКМЧП «Верные и неверные утверждения», или «Знаете ли вы…» (слайд 14,15,16,17,18),(ключи к тестам). (3 мин.)
6. Работа по учебнику: упражнение 88. (5 мин.)
Спишите. Найдите подлежащее и от них к выделенным сказуемым поставьте вопрос. Укажите, чем выражено сказуемое. (слайд 19).
1 группа, 3,4 абзац -2 группа), за 3 минуты должны пересказать текст. (слайд 20).
22 ноября 2012 года в результате тайного голосования представителей 161 государства-члена Международного бюро выставок на 152-й Генеральной Ассамблее этой организации столица Казахстана Астана набрала большинство голосов и была объявлена местом проведения ЭКСПО-2017.
Эта выставка в Астане продлится 3 месяца - с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Ожидается, что участие в ней примут около 100 стран мира и около 10 международных организаций.
Главная цель этого мероприятия – публичная демонстрация новейших научно-технических достижений и перспектив развития; ознакомление с историей, традициями и культурой стран - участниц, а также расширение международных экономических, политических, научных и культурных связей.
ЭКСПО-2017 станет одним из ключевых событий в новейшей истории Казахстана, а проведение этого мероприятия внесет огромный вклад в формирование имиджа нашей страны, развитие экономики и культуры.
8. Творческая работа. Пятистишие- Синквейн (4 мин.) Синквейн– своеобразное стихотворение - миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: (слайд 21). 1-я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное 2-я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных 3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета).
3 глагола 4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов. 5-я строка Кто? Что? (вывод ,резюме). 1 существительное.
Ответы учащихся:
Назерке: (слайд 22)
Подлежащее, • Главное, необходимое, • Говорит, называет, указывает. • Без него обойтись трудно. • Предмет!
Диана: (слайд 23)
Сказуемое, • Главное, необходимое, • Сообщает,открывает,рассказывает. • Без него как-то скучно. • Действие!
Придумайте предложение или рисунок (в виде эмблемы) на всемирную выставку Астана ЭКСПО -2017. (даются листы, цветные маркеры) (слайд24).
III. Стадия рефлексии.
10. Подведение итогов. Вывод: (3 мин.)
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа. (слайд 25,26).
Подлежащее- главный член предложения, оно называет то, о чем говорится в предложении, и чаще всего отвечает на вопросы кто? что?
Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного.
Выставка принесет экономический эффект нашему государству.
Подлежащее может выражаться и другими частями речи, употребленными в значении существительного.
Мы хорошо учимся. Сытый голодного не разумеет. Учиться – дело каждого.
Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, например, когда оно имеет значение совместности. Такие сочетания состоят из формы И.п. одного существительного (или местоимения) и формы Т.п. с предлогом с – другого: Мать с отцом рассказали нам о выставке, а мы с братом внимательно слушали. Подчеркивается подлежащее одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Способы выражения сказуемого в русском языке очень разнообразны. Оно может выражаться спрягаемой формой глагола (Он читает), инфинитивом (Жить – Родине служить), именем существительным (Жизнь – это игра), именем прилагательным (Она красивая).
Выступление по одному человеку от группы. Учащиеся после прочтения текста, восстанавливают его в группах по памяти. (слайд 27,28)
Всемирные выставки являются прекрасной возможностью представить свою страну в самом выгодном свете. Всемирные выставки – уникальные по своему масштабу, новаторству и количеству посетителей события.
Благодаря ЭКСПО, мы еще раз откроем миру наш динамичный, растущий, гостеприимный Казахстан. ЭКСПО принесет Казахстану многомиллиардные инвестиции, а это наше процветание, наша стабильность, наше развитие. И вера в то, что мы обязательно войдем в число развитых стран мира.
12. Заключительная часть: (3 мин.)
— Ребята, как вы думаете, где вы сможете применить знания и умения, полученные сегодня на уроке? - Какую оценку вы дадите вашей работе и моей? Если наш урок обогатил вас чем-то новым, создал прекрасное настроение, вызвал желание быть нужным своей стране, нарисуйте в тетради солнышко.
Если вам что-то не понравилось, но в душе всё равно светло и радостно, нарисуйте цветок.
Если же вам на уроке было скучно и неинтересно, то нарисуйте тучку.
Обратитесь друг к другу по имени и пожелайте доброго, удачного дня, а затем подарите свое хорошее настроение тому, кого встретите за пределами этого кабинета. 13. Информация о домашнем задании. (1 мин.) (слайд 29).
Упражнение 89. (подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения)
Написать сочинение – рассужение на тему «Какова роль проведения ЭКСПО для моей страны»
В своем обращении к народу Казахстана 6 декабря 2012 года Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подчеркнул, что "успех Астаны в борьбе за право проведения ЭКСПО-2017 – это успех всего народа Казахстана. У меня нет никаких сомнений, что все казахстанцы примут активное участие в подготовке к Международной выставке. Я верю, что ЭКСПО-2017 будет еще одной золотой страницей нашей истории".
- Ребята, к этому времени вам исполнится 17 лет и вам откроются новые перспективы в будущем. Мы верим в вас, в наше будущее!