Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Главные члены предложения"»
Дата _____________________
Тема: Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения
Цель урока:
повторить понятие главных членов предложения; отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.
Задачи:
- познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении
- способствовать развитию мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, развивать творчество учащихся по предмету;
- формировать интерес к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу;
Ход урока
Организационный момент. Создание коллаборативной среды
- Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему!
"Хвалилки".
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
«Ваза с цветами»
-Садитесь на свои места. Откройте рабочие тетради и запишите число. (Двадцать восьмое февраля. Классная работа.)
-один из учеников вставляет орфограммы у доски с объяснением.
-О чём вам говорит эта дата? Сегодня последний день зимы и завтра начинается долгожданная весна. А весна чаще всего ассоциируется с цветами.
-Посмотрите, у вас на партах лежат цветы, выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению. (оформление вазы с цветами, оговариваем причину выбора синего цвета)
Свой цветок дети подписывают.
-похожий букет цветов я раздам каждому из вас. Сегодня это будет наш оценочный лист. Выполняя задания урока мы будем раскрашивать наши цветы.
Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.
Жёлтый- было понятно, но допустил ошибки при выполнении.
Красный- было трудно, не смог выполнить задание.
Актуализация знаний
"БИНГО”
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис (изучающий строениесловосочетанийипредложений ). В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме.
Поиграем в игру «Бинго»
-на партах у вас лежат карточки с ответами. Внимательно прочитайте их. Ваша задача, читая вопрос на слайде, найти на поле карточки соответствующий ответ и закрыть его фишкой.
ВОПРОСЫ
- Предложение в котором что-то сообщается или повествуется, называется…
-Предложение в котором содержится вопрос, называется…
-Предложение в котором содержится просьба или приказ, называется…
-Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется…
невосклицательное
повествовательное
восклицательное
вопросительное
подлежащее
сказуемое
нераспространённое
побудительное
распространённое
- №1 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем букете цветок, на котором написано слово «Бинго» и раскрасьте его
Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.
Жёлтый- было понятно, но допустил ошибки при выполнении.
Красный- было трудно, не смог выполнить задание.
3. Изучение нового материала. Самоопределение к деятельности.
2) Назовите тему урока (Главные члены предложения) По другому ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Чему будем учиться на уроке ? Сформулируйте задачи урока (вспомнить что такое главные члены предложения, учиться их находить, контролировать себя и товарищей, сравнивать с эталоном)
4.Работа в группах
-деление класса на две группы по жребию ( , )
-ваша задача составить кластер по своей теме. Стр80
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Главный член Выражено сущ. или мест. Подчёркивается Кто?Что?
предложения в И.П.
СКАЗУЕМОЕ
Главный член Выражено глаголом Подчёркивается Что делает?
предложения Что сделает?
- вспомним правила работы в группе. (слайд)
- защита кластеров спикером группы
- сформулируем правило
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначаето ком илио чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным или местоимением. Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает,чтов предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
Составить алгоритм нахождения главных членов предложения.
Вспомните, что такое алгоритм?
(Это определённая последовательность действий, выполнение которых приводит к заданной цели.)
У вас на партах конверты с полосками. На них записаны шаги, которые нужно выполнить для того, чтобы найти в предложении грамматическую основу. Вам нужно расположить данные шаги в нужном порядке.
Алгоритмнахождения грамматической основы.
1. Прочитай предложение.
2. Определи, о ком или о чём говорится в предложении?
3. Задай вопрос (кто? или что?)
4. Найди подлежащее.
5. Подчеркни одной чертой.
6. Определи, что именно говорится о подлежащем?
7. Задай вопросы (что делает? что сделает?..).
8. Найди сказуемое.
9. Подчеркни двумя чертами.
10. Прочитай грамматическую основу.
5. Пробное учебное действие.
-Составьте предложения со словами, найди грамматическую основу :
Когда? Кто? Что делал (а) ? Где?
Ваня, загорал, на пляже, летом.
Оля ,купалась, в озере, вчера.
Мама ,сварила, сегодня, борщ.
Коля ,гулял , весной ,в лесу.
-№2 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем букете цветок, на котором написано слово «ПРОБА» и раскрасьте его
Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.
Жёлтый- было понятно, но допустил ошибки при выполнении.
Красный- было трудно, не смог выполнить задание.
6. Музыкальная разминка ЧУДАРИКИ «САМОЛЁТ»
7. Задание «Поймай основу» – В каждом предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.
Весна пришла в наши края. Она окрасила всю землю в зеленый цвет. Цветным ковром раскинулись по земле цветы. Тут и там красуются тюльпаны в садах. В воздухе доносится аромат сирени.
- проверка по слайду.
-подчеркните главные члены предложения. Определите, какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое.
- проверка по слайду
-№3 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем букете цветок, на котором написано слово «Поймай основу» и раскрасьте его
Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.
Жёлтый- было понятно, но допустил ошибки при выполнении.
Красный- было трудно, не смог выполнить задание.
8. Работа в паре
-стр. 80 упр208
-соедините слова в грамматическую основу так, чтобы получилось предложение.