kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урока "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для совершенствования языковедческой компетентности через повторение орфограмм, связанных с глаголом, что будет способствовать воспитанию бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры.

 -развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развивать навыки правильного написания гласных в корнях с чередованием; развитие устной и письменной речи;

развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока - урок повторения.

Оборудование:

- интерактивная доска

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урока "Глагол" »

Тема урока : Глагол

Цели урока: создать условия для совершенствования языковедческой компетентности через повторение орфограмм, связанных с глаголом, что будет способствовать воспитанию бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры.

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развивать навыки правильного написания гласных в корнях с чередованием; развитие устной и письменной речи;

развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока - урок повторения.

Оборудование:

- интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент .

  2. Тренинг «Подари другу комплимент»

Учитель Мы продолжаем изучать, открывать тайны великого могучего русского языка.

Итак , друзья, начнём урок !

Затей у нас большой мешок.

А для кого они?

Для нас!

Скажем друг другу

В добрый час!

  1. Мотивация.

Как вы думаете, можно всё знать на свете?

А если нельзя знать, может быть не стоит учиться?

Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать всё новое.

Слово учителя. Наш сегодняшний урок – это путешествие в страну по имени Глагол, страну, знакомую и незнакомую. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Среди жителей этой страны есть и такие, которые имеют неопределенную форму. Много в этой стране тайн и загадок.

Что же делать нам, друзья,



Что же сделать?



Так нам жить уже нельзя:



Не познав глаголов.



Тайны нужно их раскрыть,



Все познать и изучить –



Вот задача!



И поэтому, друзья,



В путь отправиться пора,



Пусть нас ждет удача!



Итак, мы отправляемся в наше удивительное путешествие. Проверим вначале ваше лингвистическое здоровье.

Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.

На то и печь, чтобы пироги в ней печь.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Снежное покрывало все поле покрывало.

Слово учителя. Такие слова, которые совпадают в произношении и написании, ,называют омофонами. На доске написаны слова «рой», «три», «пила», «течь».

Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении. ( рой пчел – рой яму; три девицы – три щеткой; пила лекарство – острая пила; течь в крыше – долго течь).

Слово учителя. Молодцы, справились с заданием. Лингвистическое здоровье у вас хорошее. А мы подошли к грамматическому царству. Гостеприимно встречает нас царь Глагол. Давайте и мы с вами ему сделаем приятное: вспомним все то, что мы о нем знаем.

Ребята рассказывают о глаголе.

Глагол – необыкновенная часть речи, обладающая большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий, сопровождающих деятельность, труд человека.

Слово учителя. Различают несколько групп глаголов. На мантии нашего царя Глагола мы видим эти группы. Это 1.глаголы движения, действия (идти,

2.глаголы звучания ( говорить, кричать).

3.глаголы цвета (синеть, голубеть).

4. глаголы чувств ( радоваться, смеяться)..

Задание классу. В стихотворении Ф.И. Тютчева найти группы глаголов, которые в нем встречаются. Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится. Глаголы звучания: шумят, гласят. Глаголы цвета: блещут, белеет.

Вопрос классу. Какие глаголы здесь преобладают? ( глаголы движения).

Задание классу. Любите ли вы ходить в лес? Слушать пение птиц? Послушайте , как описывает А.Мельников-Печерский лесные голоса. Вы должны записать в тетрадь глаголы звучания.

Стоном стоят лесные голоса . Без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит черная желна, стучат по деревьям черные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, весело щебечут свиристели, малиновки. Все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью. ( Проверка записанных слов).

Слово учителя. Вы увидели, как умело пользуются глаголом писатели при описании различных действий.

Слово учителя. Путешествие наше продолжается. Вы видите, что в долине растут великолепные ромашки. Сорвем их и погадаем. Сейчас мы узнаем, как пишется НЕ с глаголами.

Вопрос классу. Вспомните правописание частиц НЕ и НИ ( стихотворение о названных частицах).



На меня взгляни: Не выучил – не делай,



Я – НЕ, а мой товарищ – НИ. Не знаешь – не спеши.



Так почему, скажи, подчас С глаголами отдельно



Не различают в классе нас? Частицу НЕ пиши.



Не с глаголами отдельно пиши: Частица НИ словечком И



Не сердись, не скучай, не спеши. Всегда легко заменится.



И если ты отбросишь НИ,



То смысл не изменится.



Задание классу. Ученик у доски должен нам объяснить, как пишется НЕ с глаголами, записанными на ромашках. Остальные внимательно слушают.



Слова на ромашках: не говорил, не писал, недоумевал, негодовал, не спрашивал, не читал, не был, нездоровится, не выступал, не достучался, не решил.

Слово учителя. Мы переходим в новую область страны Глагол: она называется Спряжение. В ней два района, в которых кипит работа. Жители так увлеклись ею, что забыли, в каком из районов они проживали раньше.

Задание классу. Помогите глаголам, данным на доске, вернуться домой. Два ученика у доски, остальные в тетрадях записывают глаголы в зависимости от спряжения.



1 спряжение: слушают, рисуют, пишут, колют, пашут, сеют, забивают, режут.

2 спряжение: ходят, глядят, косят, пилят, красят, едят.



Работа в группах составить грамматическую сказку « О спряжении глаголов». Давным – давно , когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя 2 сына: 1 спряжение и 11 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 11 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?



- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 11 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь Глагол перед просьбой и разрешил им остаться в царстве 11 спряжения, хотя и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 11 спряжению.

Вопрос классу. Какие же это глаголы?

Задание классу. Кто вспомнит стихи о названных глаголах?

Гнать, держать, смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Их: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Слово учителя. Перед нами равнина 3 времен. Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время ( текст стихотворения на парте, писать сверху карандашом ).

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по утрам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися

Проверка. Настоящее время: меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.



Прошедшее время: потянул, пронеслись, скрылися.

Будущее время: брызнет, заденешь.

Слово учителя. О времени можно сказать стихами А.И. Косоговского.



Прошедшее время сказало о том,



Как листья желтели над чистым прудом.



Смотрите, друзья, в настоящем сот мной,



Как ярко цветы полыхают весной.



А в будущем времени можем узнать,



Как будут ребята расти и мужать.





Слово учителя. Мы подошли к двум орфографическим озерам. Они очень похожи и расположены близко друг к другу. В одном из них можно купаться, а в другом нельзя. Каким орфографическим правилом объединены эти озера?

Правописание -ться и -тся.

Задание классу. Я буду вам читать пословицы и поговорки. Если в глаголах пишется мягкий знак, вы встаете, если нет, то остаетесь на своем месте. А помогут в правильном определении орфограммы строчки Т.К. Дончено

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать

Если мягкий знак в вопросе,

То в глаголы его вносим.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться..

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

День хвалится вечером.

Кто без дела божится, на того нельзя положиться.

Грамоте учиться, всегда пригодиться.

Недаром говорится, что дело мастера боится.



Слово учителя. А мы снова оказались у орфографических озер. В одном озере мы замечаем букву «е», а в другом – букву «и».

Вопрос классу. О чем же пойдет речь? Что это за орфограмма спряталась в озере? Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова.

Задание классу. Вы сейчас должны выполнить задание: вставить пропущенную букву в корне слова. Поможет вам правило:

В корнях с чередование

С особенным внимание

На суффикс посмотри:

Если в суффиксе есть «а»,

В корне «и» всегда пиши ( К.А.Бельчинский).

Дан текст:

Мы приехали на озеро отдыхать. Стали устра…ваться на берегу около раскидистого дерева. Мама расст…лила одеяла. Папа стал разб…рать палату и устанавл…вать ее . Сестра соб…рала ягоды. Я решил: проб…русь-ка я сквозь заросли камыша к воде, наб…ру чистой воды. Через полчаса все собрались на поляне, чтобы немного перекусить. Весь день мы р…звились, прыгали, играли в мяч. Вечером нужно было соб…раться домой. С сожалением расставались мы с озером.



Слово учителя. Приближается к концу наше путешествие по стране « Глагол». Много еще неизвестного и нового есть в этом замечательном царстве государстве .С ним вы будете и дальше встречаться. Попрощаемся с гостеприимным Глаголом и воздадим ему похвальное слово. А помогут нам в этом слова З.Царевой : «Глагол все заставляет действовать, двигаться. Если в мире будет движение, то будет радость, оживленность. А без глагола, без движения тяжело, трудно».



Да, многообразен мир глаголов. Любил глаголы Ф.И.Тютчев.



Задание классу. Вам предлагаю стихотворение Ф.И.Тютчева с пропущенными глаголами. Вы должны вставить свои глаголы. А потом сравним с авторским текстом.



Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная (воздвиглась) арка



В своем минутном торжестве!



Один конец в леса ( вонзила),



Другим за облака (ушла).



Она полнеба (обхватила)



И в высоте ( изнемогла).

Синквейн со словом глагол

Слово учителя. Рефлексия в конце урока.

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Был ли ты активен на уроке?

Ты сумел показать свои знания?

С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?

Был ли внимателен к тебе учитель?














































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
открытый урока "Глагол"

Автор: Касенова Аягойз Дюйсеновна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Открытый урок "Глагол""
    ["seo_title"] => string(20) "otkrytyi_urok_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "650986"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716190096"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Открытый урок на тему: Не с глаголами "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-na-tiemu-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "201492"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429076583"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок на тему "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(30) "otkrytyi-urok-na-tiemu-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "195610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427944484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Части речи. Глагол" "
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "115042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411801189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Открытый урок  - трениг по русскому языку в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Глагол. Закрепление. Синтаксическое употребление глаголов.""
    ["seo_title"] => string(145) "otkrytyiuroktrienighporusskomuiazykuv7klassieskazakhskimiazykomobuchieniiapotiemieglagholzakrieplieniiesintaksichieskoieupotrieblieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "305599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457965953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства