Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА ИМЕНИ А.КАСТЕЕВА
Разработка открытого урока по русскому языку
Тема: «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными»
2 курс казахское отделение
Рассмотрено и обсуждено
на заседании
кафедры общеобразовательных
дисциплин
зав. кафедрой:
протокол №
2013 г.
Преподователь русского языка литературы: Ералиева М.М.
Шымкент
Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки.
Тип урока: комбинированный Наглядные пособия: таблицы, схемы.
Содержание урока:
Лингвистическая разминка.
Понятие об основных группах СГШ.
Работа с учебником.
Словарная работа.
Конструирование предложений.
Домашнее задание.
Итогурока.
Ходурока
I. Лингвистическая разминка
Словарный комментированный диктант учащиеся «по цепочке» объясняют лексическое значение слов.
Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея. Задания:
1) Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами (блистательный - блестеть, пребывание ~ прибытие, сверхизысканный - сыграть - взимать (иска.), чересчур - чрезвычайный. Призадуматься - прервать).
Дополнительное задание: составить 10 предложений. П. Понятие об основных группах СПП
1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
(чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)
Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)
2. Подберем к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:
Предчувствовало (что?)
Дом (какой?) *
Добрались (когда?)
4. Сравним простые и сложноподчиненные предложения и сделаем выводы:
Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Основные группы сложноподчиненных предложений носят н / азвания, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)
Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное - задать правильно вопрос. Начнем с придаточных определительных. Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:
Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычке.
Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.
И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...
И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселья.
К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)
Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? ( С помощью союзных слов который, куда, что, где.)
Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.
-С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который- с
определением, что - с подлежащим или дополнением, куда, где- с
обстоятельством.)
Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное. Главное — на какой вопрос оно отвечает.
III. Работа с учебником
1.Прочитаем теоретический материал нас.43. Что нового вы узнали из статьи учебника?
(1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.
Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.
Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т.д.) и могут стоять как после, так идо определяемого слова. Для примера преобразуем СПП 1 с придаточным определительным с СПП с местоименно-определительным:
4. Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной привычки.)
Самостоятельное выполнение упражнений 199,200.
IV.Словарная работа.
Записать в словарик слова в рамках : активный, деятельный, идеология, идеологический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.
V.Конструирование предложений
1. Составим сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными, соответствующие схемам:
1)[-,(где...),].
(Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.)
2)[..то...],(что...).
(Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе.
3)[...тот], (кому...).
(Друг - это тот, кому можно доверять.)
4)[все, (кто...),
(Все, кто был в походе, еще больше сдружились за эти две недели.)
2. Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь.
3.Заменим сложноподчиненные предложения синтаксическими синонимами -простыми предложениями. Какие предложения вам кажутся предпочтительнее?
После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернемся к событиям этого матча.)
Гриб, что я нашел, оказался боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)
Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)