Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными
Способствовать правильно строить предложения сложной синтаксической конструкции; совершенствовать пунктуационные навыки.
Воспитывать умение самостоятельно добывать знания; толерантное и уважительное отношение к окружающему миру.
дать общее понятие о группах сложноподчиненных предложений по их значению ; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными »
Урок русского языка на тему: Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными в 11 классе с казахским языком обучения.
Г.С. Мамырханова, учитель русского языка и литературы: КГУ "Средняя школа Рыкова"
с. Катон - Карагай Катон - Карагайского района
Восточно - Казахстанской области.
Цели:
1. Обучающая: дать общее понятие о группах сложноподчиненных предложений по их значению ; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры.
Запишем предложения и определим в них второстепенные предложения, поставив соотвествующие вопросы:
1. Он чувствовал приближение весны. (чего ?) (Дополнение)
2.Мне подарили книгу Абая. (чью?) (Определение)
3. Особенно красива тайга летом. (когда?) (Обстоятельство)
2. Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:
1.Он чувствовал, что приближается весна.
2. Мне подарили книгу, которую написал Абай.
3.Особенно красива тайга, когда наступает лето.
Поставьте вопросы к придаточным предложениям :
1. приближение (чего?)
2. книгу (чью?)
3.красива (когда?)
Сравним простые и сложноподчиненные предложения и сделаем выводы:
1) Придаточные сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
2) Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
ІІІ. Слово учителя :
Основные группы СПП носят названия , сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и
обстоятельственные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
на интерактивной доске показать таблицу: Виды придаточных предложений.
Вид придаточного
На какой вопрос
отвечает
К чему относится
Место придаточного
Чем прикрепляется
1.Определительное
Какой ?
К сущ.в главном
предложении
После определяемого слова
Союзными словами который, что, где, куда,откуда, какой и др.
2.Местоименно -
определительное
Какой?
(Кто именно, что именно?)
К местоимению в значении сущ.
До и после определяемого слова
Союзными словами
Кто,что
3. Изъяснительное
Вопросы косвенных падежей
К словам со значением мысли,речи,чувства
Свободное (до,после,внутри главного предложения)
Союзами что,как,будто,чтобы; союз.словами кто,что, и др.; частицей ли
- как мы определяем, какой второстепенный член перед нами ? (по вопросу)
Точно также мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное - правильно задать вопрос.
В случае затруднения обращаясь к таблице, определяем к какой группе относится придаточное предложение. Итак, перед вами придаточные определительные.
Запишите предложения, задавая вопросы:
1.Всю жизнь я видел настоящими героями только людей(каких людей?), которые любят и умеют работать.
2.Над долиной(какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.
3.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.4. Село, из которого мы выехали скоро скрылось из вида.
- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному ? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)
Сделаем вывод, что для определения вида придаточного предложения необходимо задать вопрос, который и определит правильный ответ.
Посмотрите по электронный учебнику тему: " СПП с придаточными определительными" составьте кластер:
союзные слова
который
которая
которое
что,где,куда,откуда,
когда, какой
главное предложение
придаточное определительное
существительное
Запишите предложения задайте вопрос от главного к придаточному.
Нет той силы (какой той силы), которая позволила бы покинуть родные края.
Стояла такая ночь (какая ночь ?), что в темноте нельзя было различить даже окна.
Комната (какая ?), куда меня привели, была похожа, скорее на сарай.
И нищий наездник таится в ущелье (каком ?), где Терек играет в свирепом веселье.
IV. Работа с учебником
Прочитайте теоретический материал с. 150 - 151
с. 152 упр. 264 Прочитайте. Определите тип и стиль речи
Ответьте на вопросы к тексту: 1. Какие слова отражают назидательный характер статьи известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева ?
2. К кому обращены советы академика ? 3. Почему темой его обращения к молодежи является интеллегентность ? 4. Как он определяет интеллегентность ? 5. В чем отличие интеллегентности от образованности ? 6.Обязательна ли образованность для интеллегентности ? Что необходимо делать, чтобы стать интеллегентным человеком ?
7. Как интеллегентность связана с культурой ?
Словарная работа.
Записать в словарик слова в рамках на с.152: цивилизованный -ая,-ое,-ые
(рынок, человек, подход, содружество, публика, отношения)
2. Придаточные определительные относятся к контактному слову в главном предложении, которое является существительным. Контактные существительные могут выступать в роли любого главного члена предложения.
3. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда, и союзов что, чтобы.
4. Придаточные определительные могут занимать любую позицию по отношению к главному.
Домашнее задание: теоретический материал с.150 -151; упражнение 263.