kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать правильно строить предложения сложной синтаксической конструкции; совершенствовать пунктуационные навыки.
Воспитывать умение самостоятельно добывать знания; толерантное и уважительное отношение  к окружающему миру.
дать общее понятие о группах сложноподчиненных предложений по их значению ; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными »

Урок русского языка на тему: Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными в 11 классе с казахским языком обучения.



Г.С. Мамырханова, учитель русского языка и литературы: КГУ "Средняя школа Рыкова"

с. Катон - Карагай Катон - Карагайского района

Восточно - Казахстанской области.

Цели:

1. Обучающая: дать общее понятие о группах сложноподчиненных предложений по их значению ; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры.

Развивающая : способствовать правильно строить предложения сложной синтаксической конструкции; совершенствовать пунктуационные навыки.

Воспитательные: воспитывать умение самостоятельно добывать знания; толерантное и уважительное отношение к окружающему миру.

Методы урока : словесные, практические, работа с текстом, беседа, словарная работа, самостоятельная работа, углубление и пояснение изученного.

Оборудование урока: интерактивная доска, электронный учебник. учебник (УМК)

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

І. Лингвистическая разминка

Словарный комментированный диктант: ученики" по цепочке" объясняют орфограммы в словах: древняя культура, цивилизация, рдеть, симфония, изысканный, дебаты, прения, дискуссия, интегрировать, миссия, рачительный,возлияние,монархия,лощина, тоталитаризм.

ІІ. Понятие об основных группах СПП.

Запишем предложения и определим в них второстепенные предложения, поставив соотвествующие вопросы:

1. Он чувствовал приближение весны. (чего ?) (Дополнение)

2.Мне подарили книгу Абая. (чью?) (Определение)

3. Особенно красива тайга летом. (когда?) (Обстоятельство)

2. Подберите к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

1.Он чувствовал, что приближается весна.

2. Мне подарили книгу, которую написал Абай.

3.Особенно красива тайга, когда наступает лето.

Поставьте вопросы к придаточным предложениям :

1. приближение (чего?)

2. книгу (чью?)

3.красива (когда?)

Сравним простые и сложноподчиненные предложения и сделаем выводы:

1) Придаточные сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

ІІІ. Слово учителя :

Основные группы СПП носят названия , сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и

обстоятельственные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

на интерактивной доске показать таблицу: Виды придаточных предложений.

Вид придаточного

На какой вопрос

отвечает

К чему относится

Место придаточного

Чем прикрепляется


1.Определительное

Какой ?

К сущ. в главном

предложении

После определяемого слова

Союзными словами который, что, где, куда,откуда, какой и др.

2.Местоименно -

определительное

Какой?

(Кто именно, что именно?)

К местоимению в значении сущ.


До и после определяемого слова

Союзными словами

Кто,что

3. Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

К словам со значением мысли,речи,чувства

Свободное (до,после,внутри главного предложения)

Союзами что,как,будто,чтобы; союз.словами кто,что, и др.; частицей ли


- как мы определяем, какой второстепенный член перед нами ? (по вопросу)

Точно также мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное - правильно задать вопрос.

В случае затруднения обращаясь к таблице, определяем к какой группе относится придаточное предложение. Итак, перед вами придаточные определительные.

Запишите предложения, задавая вопросы:

1.Всю жизнь я видел настоящими героями только людей(каких людей?), которые любят и умеют работать.

2.Над долиной(какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.

3.Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 4. Село, из которого мы выехали скоро скрылось из вида.

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному ? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

Сделаем вывод, что для определения вида придаточного предложения необходимо задать вопрос, который и определит правильный ответ.

Посмотрите по электронный учебнику тему: " СПП с придаточными определительными" составьте кластер:

союзные слова

который

которая

которое

что,где,куда,откуда,

когда, какой



главное предложение


придаточное определительное



существительное




Запишите предложения задайте вопрос от главного к придаточному.

Нет той силы (какой той силы), которая позволила бы покинуть родные края.

Стояла такая ночь (какая ночь ?), что в темноте нельзя было различить даже окна.

Комната (какая ?), куда меня привели, была похожа, скорее на сарай.

И нищий наездник таится в ущелье (каком ?), где Терек играет в свирепом веселье.

IV. Работа с учебником

Прочитайте теоретический материал с. 150 - 151

с. 152 упр. 264 Прочитайте. Определите тип и стиль речи

Ответьте на вопросы к тексту: 1. Какие слова отражают назидательный характер статьи известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева ?

2. К кому обращены советы академика ? 3. Почему темой его обращения к молодежи является интеллегентность ? 4. Как он определяет интеллегентность ? 5. В чем отличие интеллегентности от образованности ? 6.Обязательна ли образованность для интеллегентности ? Что необходимо делать, чтобы стать интеллегентным человеком ?

7. Как интеллегентность связана с культурой ?

Словарная работа.

Записать в словарик слова в рамках на с.152: цивилизованный -ая,-ое,-ые

(рынок, человек, подход, содружество, публика, отношения)

цивильный -ая,-ое, -ые (одежда, квартира)

Что нового вы узнали из учебника ?

Вывод :

1. Придаточные определительные отвечают на воросы : какой, какая, какое, какие ?

2. Придаточные определительные относятся к контактному слову в главном предложении, которое является существительным. Контактные существительные могут выступать в роли любого главного члена предложения.

3. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда, и союзов что, чтобы.

4. Придаточные определительные могут занимать любую позицию по отношению к главному.

Домашнее задание: теоретический материал с.150 -151; упражнение 263.
















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными

Автор: Мамырханова Гульсум Сагилановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. "
    ["seo_title"] => string(62) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "164181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422604065"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными"
    ["seo_title"] => string(63) "slozhnopodchinennoe_predlozhenie_s_pridatochnymi_iziasnitelnymi"
    ["file_id"] => string(6) "575369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1615652717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства