Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными
Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Задачи:
обучающие формирование умений:
находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
расставлять знаки препинания;
составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Ход урока
Орг. момент. Повторение изученного на прошлом уроке.
Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ
Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)
От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)
Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.
В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).
Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Вспомните второстепенные члены предложения?
На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями), изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
Чтение параграфа 23.
Работа с таблицей
Отвечают на вопросы
Поясняют
Прикрепляются
Указательное слово в главном предложении
Падежные
Речь, мысли, чувства
При помощи союзов: ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
При помощи союзных слов
При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза
ТО ТЕМ
ТОТ
Закрепление.
Запись предложений. Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
[ - = тем ], ( что…)
Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.
[ - = для того], ( чтобы – и - =)
2.Выполнение упражнений.
Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.
[ - = ], ( что – =).
Посмотрите же, что вы наделали.
[ = ], ( что – =).
Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными»
Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Задачи:
обучающие формирование умений:
находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
расставлять знаки препинания;
составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Ход урока
Орг. момент. Повторение изученного на прошлом уроке.
Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ
Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)
От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)
Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.
В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).
Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Вспомните второстепенные члены предложения?
На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
Чтение параграфа 23.
Работа с таблицей
Отвечают на вопросы
Поясняют
Прикрепляются
Указательное слово в главном предложении
Падежные
Речь, мысли, чувства
При помощи союзов: ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
При помощи союзных слов
При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза
ТО ТЕМ
ТОТ
Закрепление.
Запись предложений. Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
Музыкахороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
- = тем , ( что…)
Творчествопредназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разумапреобладали над тьмой.
- = для того, ( чтобы – и - =)
2.Выполнение упражнений.
Яузнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.
- = , ( что – =).
Посмотрите же, что вынаделали.
= , ( что – =).
Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.