Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Задачи:
- обучающие формирование умений:
- находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
- расставлять знаки препинания;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Ход урока
Орг. момент. Повторение изученного на прошлом уроке.
Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ
- Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)
- От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)
- Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.
- В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).
- Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Учитель:
- Вспомните второстепенные члены предложения?
- На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями), изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
- Чтение параграфа 23.
- Работа с таблицей
Отвечают на вопросы
Поясняют
Прикрепляются
Указательное слово в главном предложении
Падежные
Речь, мысли, чувства
- При помощи союзов: ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
- При помощи союзных слов
- При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза
ТО
ТЕМ
ТОТ
- Закрепление.
- Запись предложений. Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
- Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
[ - = тем ], ( что…)
- Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.
[ - = для того], ( чтобы – и - =)
2.Выполнение упражнений.
- Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.
[ - = ], ( что – =).
- Посмотрите же, что вы наделали.
[ = ], ( что – =).
- Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.
[ - = ], ( что – =).
3. Проверка изученного материала. (раздаточный материал)
- Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.
Задание: Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.
[ = то ], ( что =).
2) Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то…], (чего…).
3) За всё, что человек берёт, он платит собой.
[…, (что…),…].
Итоги урока.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 74-77, упр. 122