kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных опре­делительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуацион­ные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.»

Урок 23.


Тема. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

СПП с придаточными определительными.


Цель урока:

дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;

сформировать понятие о придаточных опре­делительных, особенностях их структуры;

совершенствовать пунктуацион­ные навыки.



Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный комментированный диктант: ученики "по цепочке" объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что 6Ы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.


Задания:

1) выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами (блистательный — блестеть, пребывание - прибытие, сверх­изысканный - сыграть - взимать (искл.), чересчур - чрезвычайный, призаду­маться — прервать).

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скеп­тицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарем.



П. Понятие об основных группах СПП

1. Записать предложения и определить в них второстепенные члены, поста­вив соответствующие вопросы:

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)

2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обсто­ятельство.)



2. Подобрать к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроив предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:


1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.



3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)


4. Сравнить простые и сложноподчиненные предложения и сделать выводы:


1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоя­тельствам.



III. Слово учителя

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными опре­делительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельст­венными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По во­просу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное пред­ложение. Главное — задать правильно вопрос. Начнем с придаточных опреде­лительных.


Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной при­вычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3) И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свире­пом веселье.

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относят­ся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

(С помощью союзных слов который, куда, что, где.) Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

- С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Кото­рый - с определением, что - с подлежащим или дополнением, куда, где - с обстоятельством.)


Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет травильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами при­крепляется придаточное. Главное - на какой вопрос оно отвечает.



IV. Работа с учебником

1. Прочитаем теоретический материал § 6 на с. 20.

- Что нового вы узнали из статьи учебника?


1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выде­ления определяемого существительного.

2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого суще­ствительного.

3. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т. д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.



Для примера преобразуем СПП 1 с придаточным определительным в СПП с местоименно-определительным:


Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной при-

вычки.


2. Словарная работа.

• Записать в словарик слова в рамках: активный, деятельный, идеология, идее логический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.

4. Упражнение (письменно).

V. Домашнее задание

§ ; упражнение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кудрявцева Валентина Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными"
    ["seo_title"] => string(63) "slozhnopodchinennoe_predlozhenie_s_pridatochnymi_iziasnitelnymi"
    ["file_id"] => string(6) "575369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1615652717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными   определительными "
    ["seo_title"] => string(80) "osnovnyie-ghruppy-spp-po-ikh-znachieniiu-spp-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "171853"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423734547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства