Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.
Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; совершенствовать пунктуационные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)
3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)
2. Подобрать к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроив предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:
1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:
1) предчувствовало (что?)
2) дом (какой?)
3) добрались (когда?)
4. Сравнить простые и сложноподчиненные предложения и сделать выводы:
1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.
2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
III. Слово учителя
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)
Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное — задать правильно вопрос. Начнем с придаточных определительных.
Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:
1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.
2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.
3) И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...
4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.
- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)
- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?
(С помощью союзных слов который, куда, что, где.) Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.
- С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который - с определением, что - с подлежащим или дополнением, куда, где - с обстоятельством.)
Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет травильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное. Главное - на какой вопрос оно отвечает.
IV. Работа с учебником
1. Прочитаем теоретический материал § 6 на с. 20.
- Что нового вы узнали из статьи учебника?
1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.
2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.
3. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т. д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.
Для примера преобразуем СПП 1 с придаточным определительным в СПП с местоименно-определительным:
Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной при-
вычки.
2. Словарная работа.
• Записать в словарик слова в рамках: активный, деятельный, идеология, идее логический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.