Тема: «Сложноподчинённое предложение. Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные»
Цель:
? Систематизировать и обобщить знания учащихся о значении и структуре сложноподчиненных предложений;
? совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
? совершенствовать умения находить СПП в тексте;
? определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным, их виды;
? развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;
? проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
? воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка, любовь к прекрасному.
Тип урока: обобщение и систематизация выученной информации.
Методы и приёмы: беседа, инсценировка отрывка, индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом, тестирование.
Оборудование: таблица «Сложноподчиненное предложение. Основные группы придаточных предложений», презентация «Сложноподчиненные предложения», портрет Леонардо да Винчи, репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», текст о Леонардо-художнике, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Мотивация обучения учащихся.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
II. Активизация опорных знаний учащихся.
1.Беседа с учащимися.
На прошлом уроке мы повторили сложносочиненные предложения. Давайте вспомним, что мы знаем об этих предложениях и проверим домашнее задание.
- Какие предложения мы называем сложносочиненными?
- Закончите предложение: «Сочинительные союзы делятся на три группы: (соединительные: и, да(в значении и), ни…ни, тоже, также; разделительные: или, либо, то…то, не то…не то; противительные: а, но, да, зато, однако, же).
- Когда простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, не разделяются запятыми?
- Когда в сложносочиненных предложениях ставится точка с запятой? Тире?
2. Проверка домашнего задания (синтаксический разбор сложносочиненных предложений)
III. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1. Слово учителя.
Начнем наш урок сегодня немножко необычно. И помогут нам в этом такие учащиеся ________________________________________________
1.1 Два ученика инсценируют диалог из рассказа Рея Дугласа Брэдбери «Улыбка».
- Говорят, она улыбается?
- Ага, улыбается.
- Говорят, она сделана из краски и холста.
- Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая, я слышал, была на доске нарисована, в незапамятные времена.
- Говорят, ей четыреста лет.
Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.
- Две тысячи шестьдесят первый.
- Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трёхтысячный! Или пятитысячный! Почём мы можем знать! Сколько времени одна сплошная катавасия была…
- Скоро мы её увидим?
- Ещё несколько минут, не больше…
1.2. Ответьте на вопрос:
- О какой картине идёт речь? (Леонардо да Винчи «Мона Лиза»)
2. Знакомство с репродукцией Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Я предлагаю вам одну минутку просто посмотреть на эту репродукцию. (Дети рассматривают картину под тихую мелодию).
3. Знакомство с текстом о Леонардо-художнике. (Приложение 1)
Итак, на прошлом уроке мы познакомились с Леонардо-инженером, а сегодня познакомимся с Леонардо-художником. Прослушайте текст, с которым нам предстоит сегодня работать. (Чтение текста учителем)
3.1. Мини-аудирование по тексту со взаимопроверкой.
1. Картин Леонардо да Винчи до нас дошло:
А) 24; Б) 14; В) 12; Г) 10.
2. Картина «Мона Лиза» - это:
А) портрет возлюбленной Л. Да Винчи;
Б) портрет знатной дамы, написанный под заказ;
В) воплощение идеала женской красоты.
3. Самое привлекательное и таинственное в картине:
А) глаза; Б) ясное лицо; В) фон картины; Г) улыбка.
4. На картине «Битва при Ангьяри» Л. Да Винчи запечатлел:
А) «зверское безумие войны»;
Б) иступляющую схватку конных воинов;
В) поражение воинов.
5. Текст о Леонардо-художнике написан в стиле:
А) художественном;
Б) публицистическом;
В) официально-деловом;
Г) научном.
6. Тип текста:
А) рассуждение; Б) повествование; В) описание.
Правильные ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, В.
Итак, первое знакомство с текстом состоялось. Теперь вы самостоятельно ещё раз знакомитесь с текстом, который поможет нам сегодня вспомнить всё, что мы знаем о сложноподчиненном предложении.
Физкультминутка.
(Учащиеся читают текст самостоятельно).
4. Анализ текста.
- Какова тема данного текста?
- В чём заключается основная идея текста?
- Есть ли в тексте сложные предложения? Какие?
5. Работа с таблицей.
Прежде, чем мы начнем делать следующее задание, давайте обратимся к таблице, которая поможет вам вспомнить всё о сложноподчиненном предложении. (Приложение 2)
- Какие предложения мы называем сложноподчиненными?
- Сколько простых предложений может входить в состав СПП?
- Равноправны ли простые предложения в составе СПП?
- Какова роль придаточных предложений?
- Сколько основных групп придаточных предложений? Назовите их.
Сегодня мы вспомним придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
6. Закрепление материала. (Работа в группах)
А теперь возвращаемся к тексту и выписываем из него сложноподчиненные предложения: 1 и 3 группа – с придаточными определительными, 2 и 4 группа – с придаточными изъяснительными. Анализируем эти предложения: указываем главное,
придаточное (определяем его тип), строим схему. В этом вам поможет таблица.
1. Но даже среди его непревзойденных произведений есть такие, которые поднимаются как вершины над горами.
Какие?
[… сущ.+ указ. сл. такие], (которые …). - определительное
2. Вряд ли существует на свете картина, которая была бы столь же популярной и известной.
Какая?
[…сущ.], (которая …). - определительное
3. Строгая осанка, ясное лицо, глаза, которые невозможно забыть.
Какие?
[… сущ.], (которые …). - определительное
4. Создавая портрет красавицы Лизы, Леонардо позаботился о том, чтобы у неё было хорошее настроение: ей пели певцы, её забавляли острословы.
О чём?
[… глагол], (чтобы …): […], […]. - изъяснительное
5. Наверное, ни одна картина в мире не имела столько подделок, не знала столько покушений маньяков и вандалов, как «Джоконда»: её заливали краской, пытались изрезать, старательно зарисовывали уголки губ, чтобы убить непостижимую улыбку,
тайну которой уже несколько столетий безуспешно пытаются разгадать искусствоведы.
С какой целью? Какую?
[…]: […], (чтобы… сущ.), (тайну которой…). – обстоятельственное цели и определительное
6. Леонардо сказал, что запечатлел «зверское безумие войны».
Что?
[… глагол], (что …). - изъяснительное
7. Он жаждал мира и ненавидел распри и стычки князей и вельмож, которые разоряли цветущую землю Италии.
Какие?
[… сущ.], (которые…). - определительное
8. Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году во Франции, куда вынужден был уехать из родной Италии, охваченной войной.
Какой?
[… сущ.], (куда…). – определительное
(Каждая группа презентует свои предложения)
7. Творческое задание. (Приложение 3)
Давайте поиграем. Соедините половинки сложных предложений. Назовите вид этих предложений. Какое предложение здесь лишнее?
1. И нищий наездник таится в ущелье, 1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута, 2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу, 3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно, 4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться, 5. когда я почувствовал страшную усталость.
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (лишнее, т.к. это ССП)
IV. Домашнее задание.
1. Сделать полный синтаксический разбор одного СПП, выписанного из текста.
2. Написать письмо, в котором выразить своё удивление, восхищение, похвалу Леонардо-художнику и его картинам, используя СПП.
V. Итог урока.
Беседа с учащимися.
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Назовите основные группы сложноподчиненных предложений.
- Охарактеризуйте придаточное определительное предложение (что
поясняют, вопрос, чем присоединяются, место придаточного).
- Охарактеризуйте придаточное изъяснительное предложение (по той же схеме).
Приложение 1
Текст
Более счастливая судьба у произведений Леонардо-художника. Его картинами и бесчисленными рисунками восхищались и его современники, и их далёкие потомки. И сейчас люди простаивают в очереди, чтобы увидеть хотя бы одно из созданий художника.
До нас дошло всего 14 картин Леонардо да Винчи. Но даже среди его непревзойденных произведений есть такие, которые поднимаются как вершины над горами.Такой вершиной в творчестве Леонардо стала картина «Мона Лиза дель Джоконда» - портрет молодой женщины, жившей почти 500 лет до нас, - несравнимое воплощение идеала женской красоты.Вряд ли существует на свете картина, которая была бы столь же популярной и известной.Мона Лиза спокойно и прямо сидит в кресле. Строгая осанка, ясное лицо,
глаза, которые невозможно забыть.И улыбка. Знаменитая улыбка Джоконды.Создавая портрет красавицы Лизы, Леонардо позаботился о том, чтобы у неё было хорошее настроение: ей пели певцы, её забавляли острословы.Наверное, ни одна картина в мире не имела столько подделок, не знала столько покушений маньяков и вандалов, как «Джоконда»: её заливали краской, пытались изрезать, старательно зарисовывали уголки губ, чтобы убить непостижимую улыбку, тайну которой уже несколько столетий безуспешно пытаются разгадать искусствоведы.Не менее замечательной является картина «Битва при Агьяри». На ней изображена исступленная схватка конных воинов. Леонардо сказал, что запечатлел «зверское безумие войны».Он жаждал мира и ненавидел распри и стычки князей и вельмож, которые разоряли цветущую землю Италии. Всю жизнь он вынужден был скитаться. Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году во Франции, куда вынужден был уехать из родной Италии, охваченной войной.Гениальные творения великого художника эпохи Возрождения вызывают
восхищение всё новых и новых поколений.