Закрепить знания о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.
Формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой частью речи выражено, и употреблять обстоятельство в речи.
Развивать речь устную и письменную, обогащать словарный запас, расширять объём внимания и памяти.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль, адекватное отношение к критике.
Оборудование: Компьютер, компьютерная презентация,разноуровневые карточки, схемы-опоры: “Разбор предложения”, “Части речи”, карточки для блиц-опроса, перфокарты “Оцени свою деятельность на уроке”.
Тип урока: комбинированный
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепить знания о второстепенном члене предложения – обстоятельстве.
Формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой частью речи выражено, и употреблять обстоятельство в речи.
Развивать речь устную и письменную, обогащать словарный запас, расширять объём внимания и памяти.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, товарищество и коллективизм, самооценку, самоконтроль, адекватное отношение к критике.
Оборудование: Компьютер, компьютерная презентация,разноуровневые карточки, схемы-опоры: “Разбор предложения”, “Части речи”, карточки для блиц-опроса, перфокарты “Оцени свою деятельность на уроке”.
Тип урока: комбинированный
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие. Деление учащихся на группы. Слово не воробей, гуляй смело.
Человек человеку – вылетит – не поймаешь.
Кончил дело – друг и брат.
Психологический настрой:
Нужно для счастья порой немного,
Шоферу-прямая дорога,
Летчику-ясное небо,
Пекарю-запах душистого хлеба,
Прохожему-больше улыбок,
Учителю-меньше ошибок.
Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Внимательно прочитайте задания.
Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
Работайте дружно.
Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего.
2. Стадия вызова.Прием «Мозговой штурм».
1.Что такое грамматическая основа слова? 2.Что такое подлежащее? 3.Что такое сказуемое? 4.Какие предложения называются нераспространенными, а какие –распространенными? 5.Какие бывают предложения по цели высказывания? 6.Что такое дополнение?
Совершенно верно. Обстоятельство. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)
- Чего ждёте от сегодняшнего урока? Поставьте перед собою цель. (Высказывания детей)- Закрепим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, безупречные знания. В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.
III. Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?
-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.
У. Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.
- Прежде, чем приступить к достижению целей, проверим теоретические знания по теме “Обстоятельство” и проведём следующую работу.
Задание. Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы,что...».Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению,находится правильный ответ
№
Верите ли вы,что...
да
нет
1
Обстоятельство-второстепенный член предложения
2
Обстоятельство присоединяется к сказуемому
3
Обстоятельство относится к подлежащему
4
Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?
5
Обстоятельство отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Откуда? Почему?Как? Зачем?
6
Обстоятельство может быть выражено глаголом.
7
Обстоятельство может быть выражена наречием и именем существительным
8
Подчеркивается волнистой линией
Какие неверные утверждения вы обнаружили?
Практическая деятельность
Игра «Добавь слово». (вгруппах). Есть предложения вместо точек надо подставить слова, которые являются обстоятельствами. Если вы всё сделаете верно, то получите….
Гриша и Коля пошли (куда?)….
Они собирали грибы и ягоды.
(как?)…. грянул гром.
Солнце скрылось.
(где?)… появились тучи.
Пошёл крупный дождь.
Мальчики побежали (куда?)….
Дождь (когда?)… закончился.
Дети с грибами и ягодами отправились (куда?)…. .
. Выпишите предложения и выполните синтаксический разбор.
Гриша и Коля пошли (куда?)….1-группа
(как?)…. грянул гром. 2-группа
Дождь (когда?)… закончился. 3-группа
Подумайте, что нам нужно уметь делать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?
Виды обстоятельств
Вопросы
Примеры
Места
где? куда? откуда? докуда?
появились вдали проводил до станции
Времени
когда? с каких пор? до каких пор?
приехали накануне остался до утра
Образа действия
Как? Каким образом?
Приплыли быстро
-Что нам нужно знать, чтобы правильно определить вид обстоятельства?
(Знать, на какие вопросы отвечают, к какому слову в предложении относятся (к сказуемому) А теперь предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью следующих упражнений
Задания группам. Совместная проверка задания. Правильные ответы выводятся на экран.- Давайте заучим небольшое стихотворение.
На вопросы: где? когда? Обстоятельства всегда Как? откуда? и куда? Дадут ответы вам; да – да! И зачем? и почему? Тоже дай вопрос ему!
VI. Стадия рефлексии.Вспомним этапы работы над темой урока:1)Что вспомнили? Что узнали? что известно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё в русском языке; 2) Что делали?Предлагаю по теме «Обстоятельство»1-группе-кластер, 2-синквейн, 3-Венн-диаграмму. Домашнее задание
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен