Урок русского языка, 8 класс
Тема:Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Цели: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативные речевые умения и навыки. Оборудование: учебник, учебные тексты, фразеологический словарь.тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
I. Беседа
— Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Приведите примеры.
— Что вы знаете об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями? Приведите примеры.
— Расскажите о случаях не обособления обстоятельств.
II. Лингвистический тренинг
Объясните смысл выражений: понуря голову, спустя рукава, скрепя сердце, повесив нос, положа зубы на полку (см. Школьный фразеологический словарь). Составьте с ними предложения. Какова синтаксическая роль данных фразеологических оборотов в предложении? В чем пунктуационная особенность этих предложений?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В зависимости от смысловой нагрузки, слабой синтаксической связи с глаголом-сказуемым, степени распространенности оборота, могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями.
В таких обстоятельствах выражается различное значение: время, причины, условия и т. д.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом несмотря на: несмотря на морковный румянец, она была миловидна (Л. Леонов).
Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами и предложными сочетаниями вследствие, ввиду, за неимением, по случаю и др.: ввиду недостатка времени, не станем отклонятся от предмета лекции (А. Чехов), а также обстоятельства, выраженные существительными в дательном падеже с предлогами благодаря, вопреки, согласно: Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай. Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший урожай.
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся
- Выборочно-распределительный диктант
Выпишите в один столбик обособленные определения с определяемыми словами, в другой — обособленные обстоятельства со словами, к которым они относятся.
Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок. На дворе множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас признать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского котла. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иглою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривая во все стороны.
(А. С. Пушкин)