Урок русского языка
Неполные предложения
Цели:
- дать представление о неполных предложениях и сфере их употребления; формирование умений различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
- развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант.
Причудливого золотисто-оранжевого цвета, приобрести полсотни книг, пристроить полдома, 850-летний юбилей, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, превратить пол-острова в оазис, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький - претоненький голосок, древнеримский поэт, 12-балльный шторм, девяностолетний старец.
2. Схематический диктант. Не записывая предложения, составить схему, определить тип односоставных предложений, входящих в состав сложного.
1. Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.
2. Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется.
3. Жаркий летний дождь, и густо пахнет медом, полевыми травами.
4. Утро, и кончился наш привал.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя
Одна из особенностей разговорной речи – использование коротких простых предложений. Короткие они чаще всего за счет своей неполноты, потому что разговорная речь опирается на ситуацию, и многие члены предложения оказываются излишними, ненужными. Но они легко восстанавливаются из предшествующих полных (односоставных или двусоставных) предложений. Опущенными могут быть различные члены предложения.
Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.
Сфера употребления неполных предложений – живая разговорная речь. Они встречаются в диалогах, в художественных описаниях. Много неполных предложений среди пословиц и поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль и избежать повторений: За двумя зайцами погонишься – ни одного (зайца) не поймаешь. Сам кашу заварил – сам ( ее) и расхлебывай.
2. Чтение теоретического материала § 26
3. Запись и анализ предложений.
В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – бедное деревенское кладбище. А над всем этим – тяжелые свинцовые тучи.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Рабочая тетрадь, задание 104. Поставьте, где необходимо тире. Отметьте номера неполных предложений.
1. В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
2.Февраль силен метелью, а март капелью.
3. Хорошая книга точно беседа с умным человеком.
4. Самая трудная борьба самого себя побороть.
5. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
6. Юность богата надеждами, а старость опытом.
2. Рабочая тетрадь, задание 105. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений, постройте схемы.
Учитесь читайте размышляйте и извлекайте из всего самое полезное4.
Ранн… весной на реках по…вляются во льду первые промоины с ч…рной водой а на буграх проталины и проплешины4.
3. Рабочая тетрадь, задание 106. Расставьте знаки препинания в неполных предложениях.
1. Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди широкая лощина, покрытая рядами скошенного сена, почти вся в тени. (Н. Бунин)
2. Есть хочется, а в котомке с утра ни кусочка. (М. Горький)
3.Вокруг меня ноябрьская тьма. (М. Булгаков)
4. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (А. Пушкин)
5. Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, леса, овсы,
В ограде мрак и холод парка,
И дом невиданной красы. (Б. Пастернак)
4. Запись и анализ предложений.
Слово учителя.
От распространенных назывных предложений следует отличать предложения, где опущено сказуемое. Как же различать такие предложения? Если в предложение входит один главный член – подлежащее, то распространить его могут только второстепенные члены из состава подлежащего, т.е. определения (согласованные и несогласованные)
Ночь. Полное безмолвие. (назывные)
За полярным кругом сейчас ночь. (неполное)
Во льдах полное безмолвие.(неполное)
5. Упр. 221 (по вариантам), выписать 3 односоставных назывных и 3 двусоставных предложения.
6. Развитие речи, работа с текстом упр. 233
V. Этап информации о домашнем задании
§ 26. упр. 230, вопросы на стр. 112
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии