Конспект урока русского языка "Тире в неполном предложении"
Конспект урока русского языка "Тире в неполном предложении"
Учащиеся на уроке обобщат знания о неполном предложении, постановку знаков препинания. Урок способствует развитию речи учащихся, умению выражать свои мысли точно, лаконично.Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др.
Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.
На уроке предлагаются разные виды работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Возможное сделает каждый, невозможное — только отважный.
Неумелый надеется на других, умелый — на себя.
Дерево славится плодами, а человек — трудами.
Работящий приносит пользу всем, ленивый — никому.
Б)Понятие неполного предложения:
Предложение с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста или из ситуации речи.
Неполнота обусловлена:
пропуском сказуемого или другого члена предложения, названного ранее;
особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (эллиптические предложения);
структурой придаточной части сложного предложения.
В)Тире в неполном предложении ставится:
в случаях, когда пропущенный член предложения (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза
Золою пахнет резеда и яблоком – любовь
в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска
Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды
8. Закрепление:
А)Поставьте тире в неполном предложении:
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Работу преодолевают умением, трудности согласием.
Силы могут иссякнуть, знания никогда.
Дерево славится плодами, а человек делами.
Работящий приносит пользу всем, ленивый никому.
Вещь хороша новая, а друг старый.
Б)Замените полные предложения неполными:
Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями.
Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел.
Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает.
Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
9. Работа с текстом.
Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, невоспитанность - ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень-очень важно для того, чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго и физически, и умственно.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы.
Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.
Приветливость и доброта делают человека физически здоровым, а лицо - красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.
( Найти неполные предложения и определить пропущенный член предложения. )
1.О чём этот текст? ( Примерные ответы детей: это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).
2.Какие проблемы поднимаются в этом тексте? ( Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)
3. Какова идея? ( Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества). Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста ( интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)
4. Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным? (Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).
5. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек. (Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).
10.Тест по теме «Неполные предложения»
1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?
Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван.
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное
2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.
а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное
3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
Надо бороться с мрачными мыслями.
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное
4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?
Где же ты, моя родная?
а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное
5. Какое предложение является двусоставным неполным?
а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно
г) В десять часов вечера праздничный салют.
6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?
а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.
7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?
а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце — дорогие персидские ковры.
8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?
а) Мой брат — лучший врач в городе.
б) За тем лесом — замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом — обитала теща.
11. Работа по развитию речи.
Составить памятку из 3 предложений, используя неполные предложения, по данному началу:
Интеллигентный человек нравиться людям, а …
Доброжелательность способствует…
Умение выслушать собеседника…
12. Советы Д. Карнеги:
-чаще улыбайтесь;
-искренне интересуйтесь жизнью других людей;
-умейте выслушать до конца говорящего с вами;
-говорите об интересующем вашего собеседника.
13. Итог.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.
Б. Окуджава.
14. Д/з Повторить теоретический материал об односоставных и неполных предложениях.
Акмолинская область
Жаркаинский район
Гастелловская средняя школа
Урок русского языка в 11 классе
«Тире в неполном предложении»
Подготовила : Жалилова Н.В., учитель русского языка и литературы.