kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  по составлению программы прикладных курсов

   Содержание прикладного курса  должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов »

Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Содержание прикладного курса должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, предпрофильной подготовке учащихся (делопроизводство, журналистика, естественные науки и т.д.);

  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если  курс  ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Можно условно выделить следующие типы  прикладных   курсов .

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

2)  Прикладные   курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного  курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Прикладные   курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного  курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

Программа прикладного курса состоит:

1) пояснительная записка, которая включает в себя

- аннотацию, обоснование необходимости введения данного  курса  в школе;

- указание на место и роль курса в обучении (важно показать, каково место  курса  в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении   курса , какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи прикладного курса- образовательные, развивающие, воспитательные (цель  курса  – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача  курса  – что необходимо для достижения целей ).

Прикладные   курсы  должны быть направлены на решение следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

  • активизировать познавательную деятельность школьников;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения     курса  – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- ожидаемые результаты;

Учебно-тематический план включает:

тема

Кол-во

часов

Содержание

уроков

Межпредметная связь


Вид урока

дата

Деятельность учащихся на уроке

оборудование

- справочный материал,

- несколько конспектов уроков, тесты, письменные работы, контрольные работы, игры.
















Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов

На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения  элективных   курсов .

I этап (на сегодняшний день определен) – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование на утверждение педагогическим советом школы.

II этап (на сегодняшний день в разных регионах регламентирован отдельными распоряжениями). В некоторых регионах курсы по выбору проходят внешнюю экспертизу на уровне городского или районного комитета по образования с привлечением независимых рецензентов.

Вопросы для самоанализа разработчика курса по выбору.

На примере курса “исторические портреты”.

1. На каком содержательном материале?

- На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?

- многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью.

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

4. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…

5. Какие виды деятельности возможны …?

- Возможен анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху);

- составление синхронистических таблиц «Современники»;

- составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.;

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

- написание эссе;

- составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.);

- подготовка сценариев для слайд-фильма;

- составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.;

6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

- На выбор любые 3 из названных выше.

7. Какова доля самостоятельности ученика ?

- Учащиеся могут выбрать

  • объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),

  • вид отчетных работ из предложенного перечня,

  • литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

8. Каковы критерии успешности ?

- Ученик получает зачет при условии:

  • Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

  • Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:

  • Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

  • Использование ИНТЕРНЕТ – технологии

  • Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).

9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

- Анкетирование на первом и последнем занятии,

- Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)

10. Какова форма итоговой отчетности?

11. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

12. Примеры названий разных  элективных   курсов :

“Риторика”, “Математическая логика”, “Химия и жизнь”, “Узнай свои возможности”, “Психология лидера”, “Чем я хуже Эйнштейна или физика для меня”, “Имидж и профессиональная карьера”, “Компьютер – мой друг”, “Происхождение языков”, “Как питаются насекомые”, “В здоровом теле здоровый дух”, “История переворотов”, “Существуют ли лишние буквы в алфавите”; “Я русский бы выучил только за то…”.

На сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/polozenie.asp представлены критерии оценки программ  элективных   курсов .

  1. Новизна и актуальность представляемых материалов.

  2. Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы в данном направлении.

  3. Учет национально-региональных особенностей.

  4. Творческий подход к разрабатываемой теме.

  5. Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.

  6. Возможность использования данных программ, проектов и методических материалов в образовательных учреждениях Российской Федерации.

  7. Педагогический инструментарий

Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой является рецензирование  элективных   курсов  специалистами на разных уровнях. Одной из больших групп рецензентов становятся методисты по предметам и Научно-методических центров. Пример методических рекомендаций для методистов районных НМЦ по написанию  рецензий  на  элективные   курсы  представлен в Приложении 1.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Автор: Сарсенова Улдай Орнбасаровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "оформление рабочей программы по математике 8 класса "
    ["seo_title"] => string(58) "oformlieniie-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "225649"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439812645"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства