Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов
Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов
Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов
Содержание прикладного курса должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов »
Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов
Содержание прикладного курса должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета
введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, предпрофильной подготовке учащихся (делопроизводство, журналистика, естественные науки и т.д.);
совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
Можно условно выделить следующие типы прикладных курсов .
I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
2) Прикладные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Прикладные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.
Программа прикладного курса состоит:
1) пояснительная записка, которая включает в себя
- аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
- указание на место и роль курса в обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении курса , какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
- цель и задачи прикладного курса- образовательные, развивающие, воспитательные (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей ).
Прикладные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
- основные принципы отбора и структурирования материала;
- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
- ожидаемые результаты;
Учебно-тематический план включает:
№
тема
Кол-во
часов
Содержание
уроков
Межпредметная связь
Вид урока
дата
Деятельность учащихся на уроке
оборудование
- справочный материал,
- несколько конспектов уроков, тесты, письменные работы, контрольные работы, игры.
Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов
На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов .
I этап (на сегодняшний день определен) – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование на утверждение педагогическим советом школы.
II этап (на сегодняшний день в разных регионах регламентирован отдельными распоряжениями). В некоторых регионах курсы по выбору проходят внешнюю экспертизу на уровне городского или районного комитета по образования с привлечением независимых рецензентов.
Вопросы для самоанализа разработчика курса по выбору.
На примере курса “исторические портреты”.
1. На каком содержательном материале?
- На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?
- многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью.
3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?
4. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…
5. Какие виды деятельности возможны …?
- Возможен анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху);
- составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.);
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.;
6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?
- На выбор любые 3 из названных выше.
7. Какова доля самостоятельности ученика ?
- Учащиеся могут выбрать
объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),
вид отчетных работ из предложенного перечня,
литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
8. Каковы критерии успешности ?
- Ученик получает зачет при условии:
Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:
Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
Использование ИНТЕРНЕТ – технологии
Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
- Анкетирование на первом и последнем занятии,
- Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)
10. Какова форма итоговой отчетности?
11. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
12. Примеры названий разных элективных курсов :
“Риторика”, “Математическая логика”, “Химия и жизнь”, “Узнай свои возможности”, “Психология лидера”, “Чем я хуже Эйнштейна или физика для меня”, “Имидж и профессиональная карьера”, “Компьютер – мой друг”, “Происхождение языков”, “Как питаются насекомые”, “В здоровом теле здоровый дух”, “История переворотов”, “Существуют ли лишние буквы в алфавите”; “Я русский бы выучил только за то…”.
На сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/polozenie.asp представлены критерии оценки программ элективных курсов .
Новизна и актуальность представляемых материалов.
Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы в данном направлении.
Учет национально-региональных особенностей.
Творческий подход к разрабатываемой теме.
Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.
Возможность использования данных программ, проектов и методических материалов в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Педагогический инструментарий
Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Одной из больших групп рецензентов становятся методисты по предметам и Научно-методических центров. Пример методических рекомендаций для методистов районных НМЦ по написанию рецензий на элективные курсы представлен в Приложении 1.