kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  по составлению программы прикладных курсов

   Содержание прикладного курса  должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов »

Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Содержание прикладного курса должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, предпрофильной подготовке учащихся (делопроизводство, журналистика, естественные науки и т.д.);

  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если  курс  ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Можно условно выделить следующие типы  прикладных   курсов .

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

2)  Прикладные   курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного  курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Прикладные   курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного  курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

Программа прикладного курса состоит:

1) пояснительная записка, которая включает в себя

- аннотацию, обоснование необходимости введения данного  курса  в школе;

- указание на место и роль курса в обучении (важно показать, каково место  курса  в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении   курса , какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи прикладного курса- образовательные, развивающие, воспитательные (цель  курса  – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача  курса  – что необходимо для достижения целей ).

Прикладные   курсы  должны быть направлены на решение следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

  • активизировать познавательную деятельность школьников;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения     курса  – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- ожидаемые результаты;

Учебно-тематический план включает:

тема

Кол-во

часов

Содержание

уроков

Межпредметная связь


Вид урока

дата

Деятельность учащихся на уроке

оборудование

- справочный материал,

- несколько конспектов уроков, тесты, письменные работы, контрольные работы, игры.
















Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов

На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения  элективных   курсов .

I этап (на сегодняшний день определен) – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование на утверждение педагогическим советом школы.

II этап (на сегодняшний день в разных регионах регламентирован отдельными распоряжениями). В некоторых регионах курсы по выбору проходят внешнюю экспертизу на уровне городского или районного комитета по образования с привлечением независимых рецензентов.

Вопросы для самоанализа разработчика курса по выбору.

На примере курса “исторические портреты”.

1. На каком содержательном материале?

- На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?

- многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью.

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

4. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…

5. Какие виды деятельности возможны …?

- Возможен анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху);

- составление синхронистических таблиц «Современники»;

- составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.;

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

- написание эссе;

- составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.);

- подготовка сценариев для слайд-фильма;

- составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.;

6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

- На выбор любые 3 из названных выше.

7. Какова доля самостоятельности ученика ?

- Учащиеся могут выбрать

  • объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),

  • вид отчетных работ из предложенного перечня,

  • литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

8. Каковы критерии успешности ?

- Ученик получает зачет при условии:

  • Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

  • Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:

  • Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

  • Использование ИНТЕРНЕТ – технологии

  • Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).

9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

- Анкетирование на первом и последнем занятии,

- Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)

10. Какова форма итоговой отчетности?

11. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

12. Примеры названий разных  элективных   курсов :

“Риторика”, “Математическая логика”, “Химия и жизнь”, “Узнай свои возможности”, “Психология лидера”, “Чем я хуже Эйнштейна или физика для меня”, “Имидж и профессиональная карьера”, “Компьютер – мой друг”, “Происхождение языков”, “Как питаются насекомые”, “В здоровом теле здоровый дух”, “История переворотов”, “Существуют ли лишние буквы в алфавите”; “Я русский бы выучил только за то…”.

На сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/polozenie.asp представлены критерии оценки программ  элективных   курсов .

  1. Новизна и актуальность представляемых материалов.

  2. Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы в данном направлении.

  3. Учет национально-региональных особенностей.

  4. Творческий подход к разрабатываемой теме.

  5. Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.

  6. Возможность использования данных программ, проектов и методических материалов в образовательных учреждениях Российской Федерации.

  7. Педагогический инструментарий

Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой является рецензирование  элективных   курсов  специалистами на разных уровнях. Одной из больших групп рецензентов становятся методисты по предметам и Научно-методических центров. Пример методических рекомендаций для методистов районных НМЦ по написанию  рецензий  на  элективные   курсы  представлен в Приложении 1.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации по составлению программы прикладных курсов

Автор: Сарсенова Улдай Орнбасаровна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "оформление рабочей программы по математике 8 класса "
    ["seo_title"] => string(58) "oformlieniie-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "225649"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439812645"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства