Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.,«Изобразительное искусство. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011 г.
Учебный план работы МБОУ «СОШ №12» НМР РТ на 2012/2013 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Главная цель предмета «Изобразительное искусство» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, вооружение школьников простейшими основами реалистического изобразительного искусства.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, но представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика курса
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.
Предметы для рисования с натуры во II классе ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
В I классе дети научились определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.
Рисование на темы — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенствовать умения применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.
В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать\ понимать
основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2 класс »
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.,«Изобразительное искусство. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011 г.
Учебный план работы МБОУ «СОШ №12» НМР РТ на 2012/2013 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Главная цель предмета «Изобразительное искусство» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, вооружение школьников простейшими основами реалистического изобразительного искусства.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, но представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика курса
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.
Предметы для рисования с натуры во II классе ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихсянаправляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
В I классе дети научились определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитиеу детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисованиис натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.
Рисование на темы — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенствовать умения применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любитьприроду, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых.Произведения декоративно-прикладного искусства передаютдетям представления народа о красоте, добре.
В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическоеотношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основанына показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Содержание учебного курса
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) (9 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
1) рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т. д.);
г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т. п.);
выполнение графических и живописных упражнений.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» по М. Ильину и Е. Сегал.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (7 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике или украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
и) выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основедекоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.
ЛЕПКА (3 ч)
Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка тематических композиций на темы: «Бегущий спортсмен», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.
АППЛИКАЦИЯ (3 ч)
Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
Знают об истории развития и специфических особенностях полхов-майданской росписи.
Подобрать репродукции картин с изображением осени
Рисование на тему «В гостях у осени».
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседа о красоте осенней природы (листья деревьев, кустарников). Рассматривают и анализируют представленные образцы букетов из листьев. Выполняют самостоятельную работу.
Подобрать репродукции картин изображающих букеты цветов
Рисование по памяти. «В гостях у осени»
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Самостоятельно рисуют по памяти и представлениям.
С/р, презентация своей работы
Найти репродукции о труде крестьян
Рисование на тему «Богатый урожай».
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Беседуют о богатстве осеннего урожая, о сельских тружениках и осенних работах. Рассматривают натюрморты на репродукциях картин, самостоятельно выполняют рисунок в цвете.
С/р, презентация своей работы
Знают произведения изобразительного искусства и имеют представление о сельском труде.
Умеют пластилином передать объём и форму изделия.
Подобрать литературные произведения о народных праздниках
«Что нам осень принесла». Работа с пластилином
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Рассматривают натюрморты, определяют форму и объём нарисованных предметов.
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседуют о красоте мира сказок – анализируют произведения В.Васнецова и И.Билибина. Выполняют упражнения в выполнении дремучего леса. Самостоятельная выполнение рисунков. в карандаше
С/р, презентация своей работы
Знакомы с произведениями ИЗО, обучение передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции.
Изображения
Сказки Гуси-лебеди
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». Декоративная работа.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседа о средствах выразительности художника. Тренировочное упражнение на выполнение силуэтного изображения птиц в полёте. Самостоятельная работа по иллюстрированию сказки.
С/р, презентация своей работы
Умеют подбирать средства выразительности. Знают последовательность выполнения иллюстрации к сказке.
Повторение изученного материала
«Мы рисуем сказочную ветку».
Приёмы декоративно-го рисования.
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Беседуют о сказочном мире городецкой росписи. Выполняют упражнения на элементы городецкой росписи.
С/р, презентация своей работы
Знают произведения и историю развития городецкой росписи.
3 четверть – 10 ч.
«Мы рисуем сказочную ветку».
Декоративное рисование.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Рассматривают цветы (настоящие и фотографии). Продолжают самостоятельную работу над заданием в цвете.
С/р, презентация своей работы
Знают произведения и историю развития городецкой росписи.
Умеют выполнять кистью основные элементы городецкой росписи.
Городецкая роспись. Сообщение.
Рисование на тему «Наши зимние забавы».
Рисование по памяти и по представлению
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Рассказывают о том, как они провели каникулы. Описывают красоту зимней природы. Выполняют композиционный рисунок по теме урока.
С/р, презентация своей работы
Умеют составлять композиции на заданную тему. Умеют передавать пространственные отношения между предметами.
Стихи о зиме
Зимние развлечения с друзьями
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседуют по картинам, обобщают представления о зимнем лесе, красоте зимней природы. Рассказывают о впечатлении от картин художников-пейзажистов.
С/р, презентация своей работы
Умеют рисовать на заданную тему, передавая пространственные отношения между предметами.
Иллюстрации о зимнем лесе
«Друзья детства».
Рисование с натуры
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседуют о художниках-анималистах. Уясняют последовательность работы над рисунком с натуры игрушечных животных.
С/р, презентация своей работы
Закрепление знаний о животных, формирование умений грамотно подбирать цветовые оттенки.
Сообщение о художниках-анималистах.
«Друзья детства». Завершение рисунка в цвете.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Выполняют упражнения с красками с предварительным объяснением методики и последовательности работы над ними.
С/р, презентация своей работы
Понимают выразительность и красоту цвета. Умеют смешивать цвета для получения нужного оттенка.
Пословицы о дружбе
«Моя
любимая игрушка». Сюжетная аппликация.
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Выбирают любимую игрушку. Самостоятельно определяют цвет фигурки и цвет фона аппликации.
С/р, презентация своей работы
Умеют последовательно выполнять сюжетную аппликацию, выражать отношение к изображаемому сюжету.
Сообщение о художниках Татарстана
«Мои любимые животные». Выполнение орнаментальной полосы.
1ч.
Комбинированный урок
Дают сравнительную характеристику глиняных игрушек. Определяют роль росписи в глиняной игрушке. Работают с методической таблицей «Гармоничное сочетание цветов»
С/р, презентация своей работы
Знают, что существенную роль в облике игрушки играет цвет
Рассказ о друге.
«Мои любимые животные».
Декоративное рисование.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Завершают узор из сказочных животных в полосе.
С/р, презентация своей работы
Знают правильную последовательность работы красками. Умеют смешивать краски для получения нужного цвета.
Рассказ о друге.
«Рисование на тему «Мои друзья».
1ч.
Обобщающий урок
Беседуют о дружбе и о возможных вариантах тем рисунков, отражающих весенние игры детей на улице.
С/р, презентация своей работы
Умеют самостоятельно выполнять композиции на заданную тему
Стихи о друзьях
«Мои друзья». Работа над рисунком в цвете.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Анализируют выполненные на прошлом уроке рисунки в карандаше. Обдумывают, какие элементы пейзажа включат в свой рисунок.
С/р, презентация своей работы
Умеют включать в свой рисунок элементы пейзажа и располагать его так, чтобы они усиливали выразительность всего рисунка.
Стихи о Родине
«С чего начинается Родина»
Тематическое рисование в карандаше.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Слушают стихотворение «Родина», рассуждают о произведениях искусства на эту тему. Выбирают сюжет рисунка и самостоятельно выполняют работу.
С/р, презентация своей работы
Умеют выбирать сюжет на предложенную тему. Понимают ёмкость понятия «Родина».
Пословицы о Родине
4 четверть – 8 ч.
«С чего начинается Родина». Тематическое рисование в цвете.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Слушают стихотворение, рассматривают репродукции с картин. Подбирают средства выразительности для своих рисунков..
С/р, презентация своей работы
Умеют пользоваться палитрой, составлять сложные цвета (оранжевый, фиолетовый)
Иллюстрации И. Репина
Рисование с натуры бабочек
1ч.
Урок закрепления новых знаний
Беседуют о творчестве И.Репина, знакомятся с его картинами. Выполняют рисунок в карандаше, затем - в цвете. Добиваются гармоничного сочетания оттенков крыльев и тельца бабочки
С/р, презентация своей работы
Знают последовательность работы над рисунком в цвете. Умеют рисовать симметричные предметы.
Сообщение о творчестве Репина
«Цветы нашей Родины».
Рисование с натуры.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Беседа о том, какую роль играют в нашей жизни цветы, форма и окраска цветов. Рассматривают цветы, стоящие в банках, выявляют их сходство и различие.
С/р, презентация своей работы
Умеют правильно подбирать композицию. Сохраняют пропорции в рисунке.
Иллюстрации И.Сурикова
«Цветы нашей Родины».
Рисование с натуры.
1ч.
Обобщающий урок
Беседуют о выдающемся художнике В.Сурикове. Выпол-няют тренировочное упражнение «Весёлая палитра». Самостоя-тельно рисуют цветы. Слушают рассказ о творчестве И.Сурикова
С/р, презентация своей работы
Знают приёмы рисования красками. Умеют рисовать цветы сразу кистью без наметки карандашом. Знают холодные и тёплые тона.
Творчество И.Сурикова
«Здравствуй, весна!» Подготовка к коллективной работе
1ч.
Обобщающий урок
Повторяют приёмы декоративной росписи. Выполняют декоративные цветы в группах. Беседуют на тему «Главные художники России».
«Здравствуй, весна!» выполнение коллективной работы – фриза.
1ч.
Урок усвоения новых знаний
Вспоминают, какое значение для образной выразительности декоративной птицы имеет раскраска оперения, декоративные украшения. Работа в крупах: склеивают фриз.
С/р, презентация своей работы
Знают приёмы работы над фри- зом, умеют работать в группе над коллективным проектом.
Подготовить сообщение о фризах
«Праздничный салют». Подготовка к аппликации
1ч.
Обобщающий урок
Беседа о праздничном салюте – описание цвета неба, искорок в небе. Работают на цветном картоне цветными мелками
Беседа о событиях, которые знаменует праздничный салют. Выбирают контрастные цвета, которые подчеркнут необычность и праздничное настроение настр.
С/р, презентация своей работы
Умеют использовать цвет как выразительное средство для передачи своих чувств, настроений.
Подобрать репродукции картин с изображением салюта
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗУН
На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют.
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, предлагаются таблицы, карточки и др. проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов.
Критериями проверочных заданий служат художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения, и способствует формированию у них УУМ.
Тестирование - эффективная форма оценки знаний учащихся, позволяющая дополнить арсенал педагогических средств, активизирующих процесс обучения. По результатам предлагаемых тестов и упражнений можно проанализировать индивидуальные достижения ученика после изучения любой темы урока. Разноуровневые задания позволят осуществлять дифференцированный подход к оценке знаний.. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса, беседы, практикума.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗО
Этапы оценивания детского рисунка: как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать\ понимать
основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России.
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические и учебные пособия.
Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.,. Изобразительное искусство. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011 год.
Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В.,М.: «Просвещение», 2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с.
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» М.: Просвещение, 2011.– 400 с.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений – М.: Просвещение, 2011.-192 с.