Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания | 2 | Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного произведения | Тема, название, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли | Сборник тем (эпиграфов) сочинений |
Школьный бюллетень | 1 | | | Выпуск бюллетеня на тему “Как мы работали и отдыхали и отдыхали летом” |
Тезисы и конспект, их отличие от плана | 2 | Тезисы и конспект как разновидности сжатого изложения | Оформление плана. Основная мысль высказывания | Составление тезисов устного высказывания на тему “Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать”. Сборник тезисов и конспектов |
Доклад | 2 | Особенности доклада. Подготовка к нему | Отбор материала к высказыванию. План и систематизация материала | Доклады учащихся на литературные и лингвистические темы. |
Цитирование | 2 | Назначение цитат | Способы передачи чужого высказывания в письменной речи | Устное сообщение на тему “Анализ устного высказывания” (такого-то лица) |
Сочинение на литературную тему | 2 | - | Выборка материала на карточки. Основная мысль высказывания, его плана | Составление плана сочинения на тему “Любовь в лирике Фета и Тютчева” |
Записные книжки | 1 | Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение | Собирание материала к сочинению по личным наблюдениям | - |
Репортаж | 2 | Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности | Собирание материала. Описание по наблюдениям | Подготовка бюллетеня (выставки) “Мы пишем репортажи и интервью” |
Интервью | 1 | Интервью как разновидность газетных жанров | | |
Совершенствование написанного | 1 | Работа мастеров слова над рукописью | Приемы правки написанного | |
Библиография. Аннотация | 2 | Библиографическое описание книг в аннотации. Разновидности аннотаций | Требования к оформлению сочинений. Умение сжато излагать содержание прочитанного | Составление рекомендательных списков литературы и аннотаций на книги. Выпуск бюллетеня “Рекомендуем прочесть!” |
Отзыв как разновидность ученического сочинения | 1 | Отзыв-заметка в школьную газету | Отзыв о сочинении товарища, о прочитанном. Аннотация | Отзыв типа заметки дискуссионного характера |
| 2 | Самостоятельное написание отзыва | Аннотация. Отзыв. Его особенности | Защита проекта |
| 2 | Самостоятельный отзыв с элементами рецензии | Особенности отзыва и рецензии | Анализ ученического отзыва с элементами рецензий |
| 21-22 | Самостоятельное составление отзыва | | Подготовка бюллетеня “Мы обсуждаем новинки” |
Путевые заметки | 2 | Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров | Описание природы, внешности человека, обстановки и т.д. | Подготовка альбома (бюллетеня) на тему “По родному краю” |
Портретный очерк | 2 | Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров | Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога, особенности повествований | Подготовка сборника (бюллетеня) “Люди, которым хочется подражать”, “Самая нужная профессия”, “Ветераны войны и труда” |
Сравнительная характеристика | 27 | Способы построения сравнительной характеристики | Характеристика литературных героев. Описание внешности | Сочинение на тему “Два товарища (друга, приятеля)” |
Рассуждение проблемного характера | 2 | Особенности этой разновидности рассуждений | Рассуждение, которое требует раскрытия понятий | |
Статья в газету | 30 | Особенности статьи как одного из газетных жанров, очерк, эссе | Особенности публицистического стиля. Рассуждение. Особенности сочинений-рассуждений | Подготовка бюллетеня на основе написанных учащимися сочинений (статей) |
Рассказ с необычным построением | 2 | Композиционные особенности некоторых рассказов | Композиция рассказа | Подготовка выставки “Они сражались за Родину” |
Юмористический рассказ | 1 | Смешное в юмористических рассказах | Композиция рассказа | Подготовка сборника (бюллетеня, выставки) “Веселые истории” |
Фельетон | 1 | Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров | | |
Устный рассказ | 1 | Особенности устных рассказов | Особенности устных высказываний | Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов. Защита проектов |