Предмет, класс: Окружающий мир, 1 класс
Тема урока: Где живут белые медведи?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Формировать представление о разнообразии природы Земли;
Познакомить с холодными районами Земли, с представителями животного мира этих районов;
Учить приемам работы с глобусом.
Планируемые результаты:
Предметные: Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Метапредметные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Личностные: Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Организационный этап.
Учитель: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку класса и оборудования, настраивает на работу.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
Учащиеся: Приветствуют учителя, самостоятельно организуют свое рабочее место.
Мотивация познавательной деятельности, разминка
Учитель: Загадывает загадки и задает вопросы по предыдущей теме.
1. Дед Мороз стучит в окно.
Лес оделся в серебро.
Снег давно лежит, не тает.
А когда это бывает?
2. Ярко солнышко блестит.
Важный грач домой летит.
И подснежник расцветает.
А когда это бывает?
- О каких временах года не прозвучали загадки?
- Назовите все времена года.
- Вспомните, сколько месяцев в каждом времени года?
- А сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяцы. Весенние, летние, осенние.
- Сколько недель в одном месяце?
- Семь братьев друг за другом ходят, Друг друга не обходят. -Что это?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по- порядку.
Учащиеся: Отвечают на вопросы и отгадывают загадки. Отвечают на вопросы.
Актуализация необходимых знаний и выход на тему
Деятельность учителя: Чтение отрывка из сказки В. Катаева « Цветик-семицветик»
-Где же оказалась Женя?
А теперь попробуем угадать, какие животные там живут!
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ.
- Кто это?
(Учитель вывешивает на доску картинку пингвина)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает.
(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
– Прочитайте тему урока на с.12 учебника.
Деятельность учащихся: Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Называют тему урока.
Работа по теме урока
-Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На уроке нам необходим важный предмет Отгадайте загадку.
Чтобы изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова. Материки
И берега большой реки.
Не нужен поезд иль автобус
Поможет славный школьный….
- Что такое глобус?
- Скажите, какого цвета макушка у глобуса?
- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим?
- Так обозначены два полюса Земли – Северный (вверху) и Южный(внизу).
Северный полюс – это Северный Ледовитый океан, или Арктика.
Южный полюс – это Антарктида, материк, суша.
Названия помещаются на доску.
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
А если здесь повсюду снег и лед, значит тут никто не живет. Так ли это? Могут ли в таких условиях жить животные?
Работа по учебнику
Учитель: Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие.
Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая – на южный.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии?
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
- Правильно. А теперь работаем по рисункам в учебнике: первая группа по рис. На стр.12, вторая – на стр.13. Внимательно рассмотрите рисунки и расскажите, что увидели по плану.
На доске план:
- Где вы побывали?
- Что увидели вокруг?
- Какие животные и птицы вам встретились?
А теперь давайте оценим, как вы поработали?
Дети: Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Рассматривают картинки, готовятся отвечать. Ученикам дается время на подготовку. Затем ученики из обеих групп рассказывают по плану. Самооценка.
Физкультминутка
Учитель: Проговаривает текст и показывает движения
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Я мороза не боюсь, (Шаги на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присесть)
Тронет руку, тронет нос. (Показать нос).
Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши)
Прыгать, бегать и играть (Прыжки на месте).
Учащиеся: Повторяют текст и выполняют движения за учителем.
Продолжение работы по теме урока
Деятельность учителя: Организует фронтальную беседу.
-Подумайте, как животные приспособились к таким суровым.условиям?
Работа в группах. Учитель делит детей на 3 группы и предлагает прочитать статьи: 1 группа – о белом медведе (стр. 54-55), 2 группа – о морже (стр. 58-59), 3 группа – о тюлене (стр. 82-83).
Выполнение заданий в рабочей тетради
Откройте тетради на странице 11.
1. - Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто из них лишний? Почему?
- Назовите животных во второй рамке. Кто из них лишний? Почему?
Выполните задание.
2. А теперь выполняем задание №2. Работа в парах
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы. Читают, рассказывают. Выполняют задания. Проверка.
Итоги урока. Рефлексия деятельности
Учитель: организует фронтальную беседу. Предлагает учащимся вспомнить, какая задача ставилась в начале урока.
-Какая задача стояла перед нами на уроке?
-Выполнили мы эту задачу?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
Предлагает оценить свою работу на уроке.
Учащиеся: отвечают на вопросы на с. 13 в рамке. Подводят общий итог урока. Сами оценивают свою работу, анализируют степень усвоения материала (поднимают зеленые или красные карточки настроения),