Рефлексия урока русского языка в 5 классе по теме «Способы образования слов»
На этапе вызова при проведении тренинга «Подари улыбку» учащиеся должны были посмотреть друг на друга и просто улыбнуться. Ребятам понравились добрые взгляды своих друзей, больше улыбались. Они чувствовали себя комфортно,с интересом наблюдали за реакцией друг друга,им было очень интересно. Впервые выполняя такое простое и интересное задание, они искренне радовались.
На этапе вызова при делении не все учащиеся справились с заданием. Правильно определили способ образования слов,но не знали в какую группу надо пойти.Конечно учащиеся помогали друг другу,где-то спорили.Наблюдая за ними я увидела,что появились лидеры,которые смогли переубедить остальных,доказывая свою правоту.Было ясно,что ученик прослушал задание. Отсюда я сделала вывод,что впредь,давая такие задания полностью следует убедиться в том,что все тебя услышали и поняли.
Для выявления способностей учащихся на стадии вызова были предложены творческие задания. Учащимся было дано опережающее задание, придумать грамматическую сказку о способах образования слов. При выполнении данного задания у детей развивается умение переключаться с одного вида работы на другой, тренируется внимание, память, речь, они учатся выступать в группе.
«Через сказку, фантазию, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребёнка» - писал В.А.Сухомлинский. Конечно, это задание немного вызвало затруднение, в основном, приготовили ученики с сильной мотивацией. А ученики со слабой мотивацией приготовили только рисунки.
При групповой работе все учащиеся активно включились в процесс работы. Справились с этим заданием, но некоторым трудно было сформулировать свою мысль. Это говорило о том, что надо поработать с учащимися индивидуально, нужно активизировать работу по развитию речи, особенно с учащимися группы С. В ходе работы можно было наблюдать, как некоторые ученики брали на себя роль лидера, организатора. Это учащиеся группы А защищали постер. При выполнении заданий в группе, где находилась ученица А., все активно включились в работу и раньше всех выполнили задание. Группа, где находилась ученица В., оказалась очень сплочённой. Они распределили роли и дали возможность ответить каждому. Меня порадовало то, что ребята не забывали правило, работали дружно, сотрудничали, спорили, доказывали свою правоту.
Какова же цель внедрения этого модуля? Прежде всего, развитие у учащихся навыков творческого поиска и мышления.
На данном уроке я запланировала применение модуля ИКТ, через использование электронного учебника и в проведении физразминки.
Через модуль «Использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании и обучении». Физминутка «Тучка»
Использование ИКТ позволяет повысить заинтересованность учащихся и эффективность процесса.
Используя прием «Сообщи свое Я» ,где учащиеся должны были сообщить свое мнение о способе выполнения упражнения, я убедилась в том, что верно подобрала этот прием.
Ученик знает способ решения, умеет анализировать, сравнивать результаты.
Оценивание одноклассников играет важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своём языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем. На уроке слушая и анализируя ответы учащихся, использую принцип формативного оценивания. Это необходимо для того, чтобы формировать мотивацию обучению. Я думаю, такой метод оценивания вселит чувство ответственности и уверенности в наших детях. Многие ученики, услышав слова «Молодцы! Хорошо поработали!», стараются работать ещё лучше и активнее.
На стадии рефлексии учащиеся получили стикеры и очень долго не могли определиться с ответом.
Прием «Пять шагов к успеху» дает ученику оценить, прежде всего, самого себя. Нужно было не просто приклеить стикер, а следовало еще объяснить, почему ты считаешь именно так. У многих самооценка, конечно, была завышена. Можно было увидеть, что многие стараются, но чувствуют неуверенность.
Этот модуль способствует развитию коммуникабельности и культуры общения, умение анализировать и делать выводы
Весь материал, вопросы и задания был подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, так как каждый ребёнок индивидуален. Планируя свой урок, я старалась использовать основные закономерности возрастного развития школьников. Нужно было учитывать реальные возможности организма.