данная работа планирует проведение коучинг занятие для изучения и развития техники приемов критического мышления. Рассмотрены некоторые приемы и методы развития критического мышления детей, которые способствуют развития креативного мышления и устранения языкового барьера детей. Занятие проводилось с учителями гуманитарного цикла школы, проводились разные формы работы и методы критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «ЗУХ», «Отсюда – сюда», синквейн, кластеры – гроздья…)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия: 1 этап Релаксация -видеоролик«Как это напоминает учительницу».
ВЫЗОВ
Вводная часть. (2-3 минуты) Круг знакомств. Кидая друг другу шарик знакомств, учителя называют свою школу и имя..
1.Деление на группы. Я предлагаю нарисовать учителям ту или иную фигуру, которая больше по душе. Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой). Я зачитываю психогеометрический тест. Слайд 1
Определение целей и задач сессии.
Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Выбор темы для меня был непростым. Мне хотелось, чтобы учителя, посетившие коучинг, что-то могли взять для себя. Поэтому я выбрала тему «Приемы развития критического мышления».
Сегодня мы познакомимся с приемами и стратегиями, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Составить предложение из ключевых слов Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что такое мышление?
- Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)
Критическое мышление-умение задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать информацию, находить аргументы, принимать решения, действовать в меняющихся условиях. Применяя стратегию «Наборщик», составляем предложение.
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
2 этап Осмысление
Задание 3. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.
Задание №1: Прием «Тонкие и толстые вопросы»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Тонкие вопросы:
Кто…?Что…? Когда…? Как звать…? Было ли…? Верно ли…? Мог ли…?
Толстые вопросы:
Дайте 3 объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему, вы думаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Согласны ли вы…?
Навыки
Содержание
Что делают ученики
Глаголы-действия
Знание
Определяются знания, устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
Слушает, запоминает, узнает
Назови, расскажи, перечисли
Осмысление (понимание)
Обобщаются основные идеи, имеется полное представление
-чтение текста и отбор основных идей;
- -участие в дискуссиях;
Объясняет, переводит, демонстрирует
Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
Применение
Отбирается дополнительная информация;
-изучаются содержание и организация информации; разрабатывается план анализа,
1. Мы только что закончили семинар, который в целом был _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как мне кажется, нам удалось приобрести_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Особенно интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда я приду на работу, я первым делом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
Хаяперн Д.. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
http://cet.webzone.ru/cm/kratkoCM.htm
http://teacher.fio.ru/news.php?n=20373&c=668
Эменкулова Наргиза – учитель 1 категории русского языка и литературы осш.им.А.Музрапова