Этап актуализация опорных знаний | 10мин | Мозговой штурм – Какое предложение называется сложным бессоюзным? Приведите пример, докажите. – Как происходит объединение простых предложений в составе сложного бессоюзного? – Какую роль играет интонация в бессоюзных сложных предложениях? Докажите на примерах. – Расскажите о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Какие знаки препинания характерны для таких предложений? Приведите примеры. Проверка домашнего задания Упр.254,255 с.192-193. | Ребята отвечают на вопросы Запятая меду частями БСП: части БСП обозначают одновременность или последовательность событий, тесно связаны между собой по смыслу, обычно кратки, произносятся тоном перечисления, между частями БСП мысленно можно поставить союз И. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. [ ], [ ], [ ]. БСП Точка с запятой между частями БСП: части БСП менее связаны по смыслу, более распространены, содержат собственные знаки, к концу предложения голос понижается, возникает пауза. Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСП Взаимоооценивание. |
Этап изучения нового материала | 5 мин | Самостоятельное чтение правила в книге и составление кластера на тему. «БСП с отношениями пояснения, дополнения, причины». | Дети работают в парах, а затем обсуждают в группе. Защита кластера Взаимоооценивание. |
Этап первичного закрепления знаний | 6 мин | Выполнение заданий. Запишите предложения, объясните причины постановки двоеточия, укажите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. 1) Тонкий голосок Муму не раздавался даром: либо чужой близко подходил к дому, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. 2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своем лечебных. 3) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. 4) Я взглянул в окно: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 5) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд. | Моделирование способов правильного понимания материала, выработка алгоритмов действия. Наблюдение за стилистическим богатством русского языка
Самооценивание |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | 10 мин | Объяснительный диктант. – Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных, расставьте знаки препинания и объясните их. На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней Все кругом меня. А. Фет 1) Какова структура предложения? 2) Какие знаки возможны в данных конструкциях? 3) Какой из них подсказывает интонация? 4) Каковы смысловые отношения между предложениями, какой знак ставим? Подобная работа поможет учащимся в дальнейшем правильно делать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Выполнение упражнения259 (по группам) с последующими комментариями. Пpедлaгaет жеcтaми oпpеделить cтепень учacтия в paбoте гpупп и нa cтикеpaх пишут пoжелaние и клеят нa cмaйликaх; «Три пальца» - я мог бы быть более активным. «Пять пальцев» - сегодня на уроке я больше работал самостоятельно. «Кулак» - я продуктивно поработал для общего успеха группы. | Моделирование способов правильного выполнения заданий, выработка алгоритмов действия Сочетание устной и письменной работы. Построение схем изученных видов предложений
Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по теме, высказывают мнения
|