конспект урока Бессоюзное сложное предложение. Функциональная значимость интонации в БСП.
Конспект урока Бессоюзное сложное предложение. Функциональная значимость интонации в БСП.
урок русского языка "Бессоюзные сложные предложения" для учащихся 9 классов. Цель урока - формировать умения различать союзные и бессоюзные предложения, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. методы -частино- поисковый, синтеза и анализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Бессоюзное сложное предложение. Функциональная значимость интонации в БСП.»
ТЕМА: Бессоюзное сложное предложение. Функциональная значимость интонации в БСП.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Формировать умения различать союзные и бессоюзные предложения; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях
2.Формировать личностную позицию;воспитывать эстетический вкус; вызвать интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
3. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : учебник (Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К. для 9 кл. общеобразоват.шк.- 3-е изд., дораб.- Алматы: Атамура, 2013.), тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.
- Актуализация уже имеющихся знаний.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
4) Фронтальная беседа
1. Чтение правила на странице 172 и беседа по нему.
2. Назовите основные признаки, отличающие бессоюзные предложения от союзных
3. От чего зависят смысловые отношения в БСП?
4. Как называются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях?
Дифференцировать – различать отдельное при рассмотрении, при изучении чего-нибудь. (книжн.). Дифференцированный подход
5)Работа с текстом
Задание : Ознакомься с теоретическим текстом на карточке, затем переверни карточку и впиши пропущенные слова и словосочетания в предложенный лингвистический текст. Затем переверни карточку и проверь себя
Бессоюзные сложные предложения
Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных предложениях выражаются по-разному. В ________________ предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. Например, союз если выражает _______________ , союз так как - ____________ , так что - ______________, но - ___________. В ______________ предложениях смысловые отношения выражаются менее четко, не всегда _________ .
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи ________________ , а на письме их помогают выявить различные знаки препинания. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях ___________________, то есть они отделяют простые предложения в составе сложного
6)Наблюдение за интонацией в БСП.
Как меняется интонация в зависимости от знаков препинания?
Гости зашумели, ребенок заплакал. ↓ ↓
Гости зашумели: ребенок заплакал. . ↓ ↓
Гости зашумели - ребенок заплакал. ↑ ↓
7). Практическая работа
Упражнение 382 Найдите и выпишите бессоюзные сложные предложения (БСП: 1, 2, 4 )
8) Самостоятельная работа, с последующей проверкой.
Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.
Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
9) Дополнительное задание. (на дополнительную оценку)
На доске:
- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…
Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся).
10) Подведение итогов урока
Фронтальная беседа
- Какие сложные предложения называются бессоюзными?
- Какие знаки препинания могут отделять части БСП?
- От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
11) Сообщение домашнего задания
1 уровень – упр.383
2 уровень – Текст №11 О Третьякове
3 уровень – Сочинение- рассуждение «Роль БСП в речи»