Этап изучения нового материала | 5 мин | Работа с текстом Обучающимся раздаются текст, разрезанный на предложения. Задание: · соберите текст из предложенных предложений ,т.е. расположите в правильном порядке предложения (в конспекте предложения расположены друг за другом), · докажите, что это текст, определите стиль, тип речи (предложения связаны цепной связью, художественный стиль, описание). Задание: · Найдите глаголы в предложениях. · Подберите глагол, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. 3. Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола? (спряжением). Объясните, какие гласные вы вставили в личные окончания. Дома вам необходимо было вспомнить правило правописания личных окончаний глаголов будущего и настоящего времени. (Актуализация правила правописания личных окончаний глаголов). | Утро в деревне ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Из-за плетней так славно попахива..т отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- А потом пове..т ветерком, потян..т прямо в лицо свежим печеным хлебом. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Это в селе уже не спят, хлопоч..т возле печей. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- (По Г.А. Скребицкому) |
Этап первичного закрепления знаний | 7 мин | Тема нашего урока - односоставные предложения. Какую синтаксическую роль глаголы играют в предложениях? Найдите подлежащие в предложениях. Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее или сказуемое, но перед нами «Полноценные» предложения, содержащие законченное высказывание. В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое. Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение. А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение. 5. Ознакомление с видами односоставных предложений. Существует несколько видов односоставных предложений (работа с табличкой): Задание: · Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения: Не бери в лес ружье. (определенно-личное) В дверь несмело постучали. (неопределенно-личное) И снова мне легко. (безличное) Запах розы и жасмина. (назывное) Как душно и уныло! Чужим умом не проживешь. В окно повеяло весною. Люблю дымок спаленной нивы. О чем сейчас говорят? В окно повеяло весною. Посмотрите на этот пейзаж. Об этом писали в газетах.
| Примеры для наблюдения берем из текста: Утро в деревне (назывное) Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. (безличное) Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего). Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. (назывное) Работа по алгоритму: есть сказуемое – нет. Назывное. Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. (безличное) Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего). А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. (безличное) Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего). Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. (неопределенно-личное) Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – да. Определенно-личное. |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | 10 мин | Выполнение письменно Упр.159;160; с.120 (по выбору) “Метод пяти пальцев”. М(мизинец) – мыслительные процессы. – Какие знания, ты получил на уроке? Б(безымянный) – близость к цели. – Что сегодня я делал и достиг? С(средний) – помощь, услуга. – Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников? У(указательный) – физическая форма. – Что я сегодня сделал для своего здоровья? Б(большой) – состояние духа. | |