kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клуб любителей русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»
предназначена для учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клуб любителей русского языка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»

составлена на основании документов:

  • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644);

  • Устава МОУ Ундоровского лицея;

  • Рабочей программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение»,2011

Программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка»

предназначена для учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 34 часа. Рабочая программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие рече­вой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литера­турным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопони­манию; потребности в речевом самоусовершенствовании

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники смогут увидеть мир исторической грамматики, фразеологического многообразия, возможности тропов и фигур в речевом оформлении; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание стилистики и речевой культуры создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Согласно стандартам в основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В  обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;   использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Программа кружка «Клуб любителей русского языка» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Направление программы - общеинтеллектуальное

Общеинтеллектуальное направление ориентировано на развитие познавательных интересов детей, расширение их культурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей. В рамках данного направления организуются занятия школьного музея, участие в различных олимпиадах, создающие условия для развития у детей познавательных интересов, формирующие стремление ребенка к размышлению и поиск. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. Формы проведения занятий разнообразные - викторины, конкурсы, познавательные игры и беседы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, праздники. Выполнение разного рода проектов в рамках данного направления (исследовательских, творческих, практико-ориентированных) прививает детям интерес к научной деятельности, развивает познавательные интересы детей

Цель курса:  способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру, расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи курсасистематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 9 классов. Всего 34ч., по одному часу в неделю (34 недели)

Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Содержание программы

Тема 1 История русского языкознания(1ч).

  1. Понятия: язык, семья, группа

  2. Вопросы для рассмотрения: Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.

  3. Практическая работа : анализ текста

Тема 2. Основные этапы исторического развития русского языка(1ч)

  1. Понятия: язык, старославянизмы

  2. Вопросы для рассмотрения: Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 3. Краткая история русской письменности(1ч).

  1. Понятия: алфавит, орфография, графика

  2. Вопросы для рассмотрения: Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 4. Ударение(1ч)

  1. Понятия: произношение и фоника. ударение и произношение, нормы речи, звукопись.

  2. Вопросы: Литературное произношение и фоника. Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы речи. Звукопись.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 5. Орфография. (5 ч.)

  1. Понятия: орфографическое правило

  2. Вопросы: орфограммы в корнях, орфограммы в приставках, орфограммы в суффиксах.

  3. Практическая работа: словарный диктант, выполнение заданий теста.

Тема 5. Лексика(2ч).

  1. Понятия: многозначность, антонимы, омонимы

  2. Вопросы: Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 6. Стилистическая окраска слов(2ч).

  1. Понятия: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы.. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.

  2. Вопросы: Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 7. Фразеологизмы(2ч).

  1. Понятия: Фразеологизмы

  2. Вопросы: Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии. Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 8. Выразительные средства языка (2ч).

  1. Понятия: Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория

  2. Вопросы: Образность речи. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 9. Морфология (3 ч).

  1. Понятия: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Существительное. Глаголы. Служебные части речи

  2. Вопросы: Род. Число. Падеж. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных.. Глаголы. Служебные части речи

  3. Практическая работа:

Тема 10. Синтаксис..(3ч)

  1. Понятия: Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Сложное предложение. Виды связи. Придаточное

  2. Вопросы: Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды придаточных. Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксические нормы языка.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 11. Фигуры речи. (3ч)

  1. Понятия: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.

  2. Вопросы: Анафора. Антитеза. Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 12 Лингвистический анализ текста(2ч)

  1. Понятия: Языковые и стилистические особенности текста.

  2. Вопросы: Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.

  3. Практическая работа: анализ текста, упражнения

Тема 13 . Ономастика. Топонимика. Антропонимика (3ч)

  1. Понятия: ономастика. топонимика. антропонимика

  2. Вопросы: ономастика. топонимика. антропонимика

  3. Практическая работа: проект по темам. Защита проекта

Тема 14. Жанры публицистики(3 ч)

  1. Понятия: Жанры публицистики

  2. Вопросы: жанры публицистики

  3. Практическая работа: создание текста

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

По плану

Фактич

1

История русского языкознания



2

Основные этапы исторического развития русского языка



3

Краткая история русской письменности



4

Ударение



5,6

Орфограммы в корнях



7,8

Орфограммы в приставках



9

Орфограммы в суффиксах



10

Лексические нормы



11

Многозначность



12

Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы



13

Плеоназм. Речевая недостаточность. Тавтология.



14

Особенности строения фразеологизмов. Загадки фразеологии



15

Фразеологизмы книжные, разговорные и просторечные. Синонимия фразеологизмов



16

Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха



17

Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифразы. Ирония. Аллегория



18

Род. Число. Падеж



19

Формы имен прилагательных. Формы имен числительных.



20

Существительное. Глаголы. Служебные части речи



21

Синтаксис. Словосочетание. Предложение



22

Сложное предложение. Виды связи. Придаточное



23

Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксические нормы языка.



24

Анафора. Антитеза.



25

Бессоюзие. Градация. Инверсия. Многосоюзие. Параллелизм.



26

Риторический вопрос. Риторическое обращение. Умолчание. Эллипсис. Эпифора.



27

Языковые и стилистические особенности текста.



28

Лингвистический анализ текста.



29

Ономастика



30

Топонимика



31

Антропонимика. Защита пректов



32

Жанры публицистики



33

Создание текста



34

Создание текста

















Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение

  1. В страну знанийс Дедом Всеведом. А.Т.Арсирий. «Дрофа». 2005

  2. Практическая стилистика современного русского языка.М., «АСТ-Пресс».2003

  3. Говорим и пишем грамотно. Н.Н.Соловьёва.М., «Оникс. Мир о образование». 2009

  4. Словарь трудностей русского языка.М.,2014

  5. Русский язык. Пректная работа старшеклассников.М., «Просвещение». 2012

  6. Рабочая программа .Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение»,2011


1

DVD проигрыватель TRONV

2

Телевизор ROLSEH

3

Ноутбук ученика ASUS

4

Доска интерактивная SMART Board-600

5

Проектор короткофокусный с настенным креплением CASIO

6

Документ-камера Aver Vision-310 AF

7

Гарнитура компактная(наушники) SVEN

8

Система контроля качества PR Class

9

Программное обеспечение функции системы контроля качества PR Class

10

Принтер EPSOH

11

Ноутбук учителя ASUS

наглядные пособия (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.)

1

Комплект портретов поэтов и писателей по литературе.

2

Иллюстрации по литературе по темам.

аудио и видеопособия;

1

Мультимедийная энциклопедия по русской литературе.



  1. Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

  2. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  3. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  4. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  5. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  6. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  7. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  8. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  9. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  10. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  11. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  12. Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x

  13. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/











САВЧУК 5-9 КЛ. РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРОГРАММА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (С CD-ДИСКОМ)  (ФГОС)

Автор: Савчук Л.О. Под ред. Шмелевой Е.Я.
Издательство: ВЕНТАНА-ГРАФ 
Серия: Русский язык. Линия УМК под ред. Шмелёва А.Д. (ВЕНТАНА-ГРАФ)
Рекомендованный возраст: 0+
УМК: под ред. Шмелёва А.Д. 5-9 класс

165 р.

В КОРЗИНУ

Товар возврату не подлежит

?

ISBN: 978-5-360-04406-2
Год выпуска: 2015
Переплет: Мягкая обложка
Вес: 0,184

Количество страниц: 168
Формат: 60x84/16
Язык: Русский
Стандарт: 28
Оформление: Офсет, без иллюстраций

Рейтинг

0

Оценить

Начало формы

Конец формы

Полное описание "Савчук 5-9 кл. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений (с CD-диском) (ФГОС)"

Программа предлагает разработку содержания и планируемых результатов, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (2010 г.). Предназначена для учителей и методистов, работающих с линией учебников по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, входящей в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».
К изданию прилагается компакт-диск с  тематическим планированием, позволяющим учителю  создать собственную рабочую программу по русскому языку.
Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.) скрыть

Русский язык. 5-9 классы [Текст] : программа общеобразовательных учреждений

Дата поступления в ЭК

22.08.2013

Каталоги

Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)

Сведения об ответственности

Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелевой

Выходные данные

Москва : Вентана-Граф, 2013

Физическое описание

164, [1] с. : табл.; 20 см + 1 CD-ROM

Серия

(Алгоритм успеха. ФГОС)

























Заседание элитарного клуба любителей русского языка.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с языком, русским языком.

Со словом «язык» связаны многие устойчивые сочетания. Давайте попробуем определить их значение и употребление в различных речевых ситуациях.


Язык проглотил

Прикусить язык

Найти общий язык

Сорваться с языка

Не сходить с языка

Язык не поворачивается

Тянуть за язык

Язык до Киева доведет

Острый язык

Развязать язык


Ведущий. Ребята, а что такое язык, для чего он служит?

  • Говорят дети.

Учитель. Я предлагаю вам отрывок из книги Льва Успенского «Слово о словах»

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове развертываются перед ним льяносы Ориноко, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».


Ведущий. Какие высказывания о языке вы знаете?

  • Говорят дети.

К вашим высказываниям я добавлю еще.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Тургенев И. С.

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Белинский В. Г.


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Паустовский К. Г.



Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нём: великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

М.В.Ломоносов

Ведущий. Цитировать великих можно очень долго. Представьте себе, что русский язык вдруг исчез. Что бы тогда произошло?

Пока вы думаете, мы предлагаем вам результат анкеты. Вот как на этот вопрос ответили учащиеся 10 – 11 классов.

(Слово детям).

Ведущий. Да, страшно представить, что могло бы произойти…


  1. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

- Занимательная информация.

1. «Язык» муравьев.

2. Обезьяний «язык».


Учитель. Я утверждаю: нет ничего лучше языка.

И я утверждаю: нет ничего хуже языка.

- Как вы понимаете эти слова?

  • Говорят дети.

- В общем-то вы правы. Послушаем легенду о знаменитом баснописце Древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа.

Легенда. (Рассказывает ученик).

Учитель. А вот высказывания Толстого.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом      можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей».

И, конечно, мы должны как можно чаще говорить добрые слова, чтобы люди стали добрее, чутче, ближе друг к другу, чтобы светлее был каждый их день. И не надо стесняться добрых слов. Послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день. 
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу. 
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.


Учитель. Слово обладает великой силой, несомненно.

XX век. Великая Отечественная Война.

Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева.

Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова.

- Как Вы думаете какие?

Иван Сергеевич Тургенев: “Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” (Слайд 6)

Данные слова, написанные вдалеке от Родины в XIX веке Иваном Сергеевичем Тургеневым, вдохновляют не одно поколение.

Многие поэты восхищаются силой родного языка.

Итак, подведем некоторые итоги.

Без русского языка не будет русского народа, его истории, культуры. Русский язык – жизнь нации. И к нему нужно относиться бережно.

Ведущий. В связи с этим хотелось бы поговорить о культуре нашей речи. То, что речь наша должна быть правильной, ясно каждому образованному человеку, но все же нужно ли соблюдать нормы литературного языка? Может быть, это нечто бесполезное, лишнее, искусственное изобретение ученых, которое в реальной жизни не слишком необходимо?

Верно ли утверждение: «Как хочу, так и говорю».

(Слово детям).

Учитель. Казалось бы, не существует вопроса «Нужно ли говорить правильно?» С первого класса мы привыкли к его положительному решению (слова в рамочке в школьном учебнике, учительские исправления, словари, теле – и радиопередачи).

О чем тут можно спорить? Но спорит жизнь.

Вот результаты анкеты. На вопрос: «Нужно ли говорить правильно?» - утвердительно ответили ___, из ___. ___ ответили необязательно.

Допущены орфоэпические ошибки в словах: новорожденный, обеспечение, мусоропровод, фланель у ____ учащихся.

Почему же ребята нарушают норму, не принимают на практике то, чему их учат в школе, говорят, как им хочется?

  • Говорят дети.

Учитель. А бывает ситуация, что так говорят взрослые. Почему?

  • Говорят дети.

Учитель. Говорят, потому что все так говорят, они привыкли, не замечают своих ошибок, есть дела и поважнее, чем копаться в словарях. Итак поймут.

Сценка. «Очередь в магазине».

Первый покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот.

Ученик (про себя). Во-первых, не завесьте, а взвесьте, не свеклу, а свёклу – это во-вторых, а в-третьих, не грамм, а граммов.

Второй покупатель. И мне свеклу грамм на триста, и еще яблоков 5 килограмм.

Ученик (про себя). Кошмар! Надо говорить: яблок 5 килограммов.

Третий покупатель. Свекла ,говорят, у вас с хорошая. А еще помидор бы мне килограмм шесть.

Ученик (дойдя до прилавка, воровато оглянувшись на стоящих в очереди, смущенно, но членораздельно). И мне, пожалуйста, свёклу грамм на триста и пять килограмм помидор.

Учитель. Ведь понятно, о чем просят продавца покупатели, хотя их речь – явное отступление от норм.

Так ли уж необходимо говорить правильно?

  • Говорят дети.

Учитель. Речевые единообразия – это условия нашего взаимопонимания. Оформленная по правилам, общим для всех, речь не затрудняет общения, а облегчает его. Несоблюдение норм отвлекает от смысла, вызывает комический эффект. Цивилизованный человек понимает, что живет не на необитаемом острове, а в обществе, он принимает общественные нормы как свои, чтобы облегчить свои контакты с людьми.

Учитель. А можно ли допустить (хоть иногда) отступление от норм? Подумаешь, кто-то когда-то скажет, что у меня нет выходных туфлей вместо туфель, позвОнит вместо позвонИт. Разве от этого кто-то пострадает?

  • Говорят дети.

Учитель. Конечно, нельзя: ты скажешь, другой подхватит. Тебя слушают, те кто младше, кто не знает, как правильно говорить. Мода пойдет на неправильное произношение. Вот так язык пострадает, и ты испортишь его.

В общем-то нормы меняются, и вы уже были свидетелями этого. Но можно ли допустить, чтобы литературный язык менялся быстро?

  • Говорят дети.

Учитель. Если бы литературный язык менялся быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь только своей литературой или, в лучшем случае, литературой предшествующего поколения. Но тогда не было бы и самой литературы, т.к. литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова..

Итак, защищая норму, мы защищаем не себя, не собственные знания, не образованность свою хотим показать, а боремся за русскую словесность, отстаиваем культурное наследие нашей нации.

И тут возникает вопрос, почему же мы молчим, когда при нас разрушают клад, достояние, переданное нам предшественниками.

Ребятам был задан вопрос:

Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

Ответы были разными, давайте послушаем все аргументы.

Представим себе, как это бывает в жизни.

В автобусе.

1- й пассажир. Прокомпоссируйте, пожалуйста.

Ученик (молчит, но тихо возмущается).

2 - й пассажир. Пожалуйста, вот талончик.

1-й пассажир. Спасибо. Будьте осторожны: двери открываются вовнутрь.

Ученик (возмущенно). Это в конце концов возмутительно! Послушайте, чему вас учили в школе? Каждый первоклассник знает, что нет литературного «вовнутрь», надо говорить просто «внутрь», и талоны компостируют, а не «компостируют». Стыдно коверкать язык русский. А еще пожилой человек!

- Правильно ли ведут себя герои этой сценки?

  • Говорят дети.

Учитель. Нельзя обижать людей, тем более старшего возраста. Лучший способ защитить свой язык в этом случае – повторить при этом пассажире те же слова, которые произнес он, но правильно. «Да, сейчас я закомпостирую ваш талон», «Я знаю, что двери открываются внутрь».

Нельзя демонстрировать ложную стеснительность, как в первой сценке. Надо стараться всегда говорить правильно. Нельзя поддаваться стадному чувству. Помни, что ты не один – за тобой громада русской словесности.


Итак, подведем итоги.

Надеюсь, что мы сегодня не просто обменялись мнениями по вопросу о правильности русской речи, а выработали общее убеждение, более того – позицию, которую каждый может отстоять, если возникает необходимость.

  • Каждый человек должен соблюдать нормы литературного языка.

  • Почему?

а) норма обеспечивает единообразие речи, единообразие облегчает общение;

б) норма обеспечивает сохранность нашего литературного наследия.

Будьте активными борцами за правильность нашей речи, русской речи.

И хочется закончить нашу встречу словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».








Приложение.

«Язык» муравьев.

Муравьи имеют свой особый язык, при помощи которого они предупреждают друг друга об опасности, объясняют, где искать пищу, побуждают к сбору в муравейнике, к обслуживанию «царицы», к выкармливанию молоди. «Словами» для муравьев является не что иное, как химические вещества, называемые феромонами. Они вырабатываются экзокринными железами, то есть железами наружной секреции. Во время передвижений муравьи-разведчики оставляют следы, содержащие феромоны, причем каждой ситуации соответствует определенная их концентрация. Сталкиваясь с таким следами, рабочие муравьи получают четкую установку, что именно в данный момент им следует делать. Причем на запах феромона реагируют муравьи определенного вида.

Другие виды муравьев «говорят», соответственно, на другом языке. Надо сказать, что даже мертвый муравей вырабатывает феромоны. Рабочие муравьи ухаживают за ним, как за живым. Даже его полная неподвижность не смущает сородичей. И только лишь через несколько дней запах, издаваемый продуктами разложения, побуждает их вынести его на «погост». В состав продуктов разложения входят некоторые жирные кислоты и эфиры, и если этими веществами смазать, например, живого муравья, то его обязательно отнесут на кладбище. И сколько бы он оттуда ни возвращался, этого несчастного тут же удалят обратно. Так будет продолжаться до тех пор, пока с его тела не сойдет характерный запах. 


Обезьяний «язык».

В обезьяньем языке присутствуют десятки звуковых сигналов со значением разных явлений окружающего. Есть основания полагать, что в лексиконе языка обезьян есть звуки, обозначающие «дождь».

Кенийские обезьяны, называемые местными жителями «зелёными кошками», отличаются поразительной способностью общаться звуками. Американские и европейские учёные (П. Марлер и другие) зафиксировали, что ритмичное пощёлкивание обозначает «леопард», серия быстрых свистящих звуков — «по земле ползёт змея», при этом имеется различие в сигналах при ядовитой змее и питоне. Отдельные звуки обозначают хищных птиц, павианов и людей. В лексиконе присутствуют звуковые обозначения «безоружный человек» и «человек с винтовкой или биноклем». Реакция обезьян на воспроизведение записанных звуков характерна даже в отсутствие реальных объектов: крики на леопарда — поднятие на дерево, крики на орла — взгляд вверх, крики на змею — взгляд вниз.

Благодаря исследованиям Г. В. Гершуни в 1970-е годы было установлено сигнальное значение множества голосовых звуков обезьян и выяснено, что имеется много звуковых элементов, сходных по звучанию с фонетическими элементами человеческой речи — гласными, согласными, слогами. Также выяснилось, что эмоциональное значение голосовых звуков обезьян практически полностью совпадает с человеческим.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Клуб любителей русского языка

Автор: Романова Людмила Фёдоровна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Клуб любителей русского языка» "
    ["seo_title"] => string(57) "kvn-po-russkomu-iazyku-klub-liubitieliei-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427103613"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "КВН по русскому языку на тему «Выучи русский язык !» "
    ["seo_title"] => string(52) "kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-vyuchi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "196171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428001311"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Рабочая программа по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) "
    ["seo_title"] => string(162) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nauchnogho-kluba-mladshikh-shkol-nikov-kliuch-i-zaria-klub-liubitieliei-chtieniia-i-zaghadok-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227283"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440675838"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423677850"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) ""Развитие читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности школьников" "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-chitatiel-skoi-kompietientnosti-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "163191"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422453203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства