Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000059950 StartFragment:0000000560 EndFragment:0000059934
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Добрый день!
- Дети, вам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- А хотите вы учиться? (да)
- Значит можно вам садиться!
(Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.)
2.Актуализация знаний
Прочитайте девиз урока: (СЛАЙД 2 )
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Как вы понимаете девиз нашего урока.
-
О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
-
Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
-
Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!
В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.
-
А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.) (СЛАЙД 3)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа». «Среда».
-Прочитайте пословицу. (СЛАЙД 4 )
Когда так говорят? От одних слов толку мало.
Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать).
-Прочитаем пословицу по слогам.
Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике).
С чего мы начинаем нашу работу на уроке?(СЛАЙД 5 )
-
Чистописание.(проговаривают критерии оценки работ)
Тему нашего урока вы определите сами поработав на минутке чистописания.
А)Определите какие буквы вы будите писать? (СЛАЙД 6 )
(абвг, к??н)
Лл Мм Лл Мм....... (СЛАЙД 7)
- На что следует обратить внимание при письме?
- Прежде, чем мы начнём совершать открытия давайте вспомним то, что мы уже знаем. (СЛАЙД 8 )
Как-то много лет назад,
Посадили странный сад:
Не был он фруктовым,
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
- Обратите внимание на корень этого дерева ЛЕС- и его плоды, они нам помогут образовать новые слова.
-
- Дорога в лесу. (лесная)
-
- Маленький лес (лесок), (лесишко)
-
- Ласкательное значение слова «лес» (лесочек)
-
- Сказочный персонаж, который живёт в лесу. (Леший, Лесовичок)
-
- Человек, который живёт в лесу, и ухаживает за лесом( лесник, лесничий)
-
-
- Что можно сказать про все эти слова? (Однокоренные. Почему? )
Сколько много слов мы смогли образовать от такого маленького слова. Но это ещё не все слова, мы к этому заданию вернёмся когда познакомимся с новой темой.
Оставьте 2 пустые строки.
-
Актуализация знаний учащихся с затруднением.
- Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Слайд 9)
гласные
парные
- Вспомните полные названия орфограмм.
- Проверим (Слайд 9+)
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
- Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными? (Слайд 10)
3. Выявление места и причины затруднения.
А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Прочитайте слова. (СЛАЙД 11 )
( Даны слова: стриж, грачи, сова, соловей, мухоловка).
- Прочитайте слова.
- Назовите данную группу одним словом.
- Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.
- А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.
-
Проверим, как выполнили задание. (Слайд 11+)
(СОВА, ГРАЧИ, СОЛОВЕЙ, СТРИЖ, МУХОЛОВКА)
- Найдите в каждом слове корень.
-
Вы справились с работой достаточно быстро, но вот одно слово вызывает у меня сомнения. Посмотрим на это слово.
-
Вы разобрали слово (СЛАЙД 12 )
МУХОЛОВКА так, а я вчера была на уроке в 3Б и увидела, что ребята
разбирали это же слово МУХ О ЛОВ КА вот так.
- Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?
- Где возникло затруднение?
МУХОЛОВКА МУХОЛОВКА
-
А почему оно возникло? ( мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)
-
- Какой вопрос возникает? ( сколько корней в этом слове?)
-
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- А мы с вами работали на уроках с такими словами? Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных словах)
- А хотите узнать, как называются эти слова?
- Значит, еще какая цель?
- Я предлагаю вам работать по следующему плану:(СЛАЙД 13 )
1. Познакомимся с названием таких слов.
2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.
3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.
- На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.
- Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?
-
Кто может сформулировать тему нашего урока?
-
( Слайд 14)
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
- Какие слова называются сложными?
АЛГОРИТМ: Слайд 15
-
Думаю над значением слова.
-
Подбираю родственные слова к первой части.
-
Выделяю общую часть.
-
Подбираю родственные слова к второй части
-
Выделяю общую часть.
5. Реализация построенного проекта
Решение проблемного вопроса.
Работа со словом МУХОЛОВКА.(СЛАЙД 16 )
РАССКАЗ О МУХОЛОВКЕ (ОМОНИМЫ)(СЛАЙД 17-19 )
(Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит мух.» «Небольшое травянистое хищное растение.В природе питается насекомыми, »)
- ВЫВОД: (СЛАЙД 20 )
Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями?
- А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.
Физминутка. Слайд 21, фонограмма с голосами птиц.
Потрудились — отдохнём
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
ЕГОР:
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел
ЭВЕЛИНА:
Жило – было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Учитель:
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
(_ Получилось у нас слово? Какое? Почему? Чего не хватает?
Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили?
-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (соединительная)
-
Вы правильно заметили, мы соединили 2корня, а не хватает гласной О, чтобы получилось слово. Эта гласная соединяет корни. Как вы бы её назвали?
-
Корни сложных слов соединяют гласные О и Е. Которые так и называются соединительными. )
Паром ходит ПАРОХОД, (СЛАЙД 22)
В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)
ВЫВОД:(СЛАЙД 23 )
4. Проектирование и фиксация нового знания.(СЛАЙД 24 )
1) - Начнём своё наблюдение над сложными словами по учебнику.
Упр.138 с.77
IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ 25-27)
_- У вас на партах файлы. В них вы найдёте кроссворд. Попробуйте составить сложные слова и объяснить их лексические значения.
- А в это время Егор, Тимофей и Терентий выполнят задания на компьютере. Им необходимо в ПервоЛоге напечатать загадку и вставить картинку.
5.Рефлексия
Итак , что такое сложные слова?
Выберите верный ответ на вопрос.(СЛАЙД 28-29)
Возвращаемся к нашему дереву.(СЛАЙД 30)
9.Итог урока
- Оцените свою работу на уроке Слайд 31-32
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Слайд 33)
Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
Образец: рубить мясо – мясорубка.
1.Резать овощи - ……………..
2.Варить кофе - ……………..
3.Ловить мышей -……………
4.Любитель книг - ……………
5.Ходит по луне - ……………
Дом.задание (СЛАЙД 34-35 )
СПАСИБО (СЛАЙД 36 )