kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000059950 StartFragment:0000000560 EndFragment:0000059934

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Добрый день!

- Дети, вам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- А хотите вы учиться? (да)

- Значит можно вам садиться!

(Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.)

2.Актуализация знаний

Прочитайте девиз урока: (СЛАЙД 2 )

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Как вы понимаете девиз нашего урока.

  • О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)

  • Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)

  • Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!

В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.

 

  • А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) (СЛАЙД 3)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа». «Среда».

-Прочитайте пословицу. (СЛАЙД 4 )

Когда так говорят? От одних слов толку мало.

Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать).

-Прочитаем пословицу по слогам.

Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике).

С чего мы начинаем нашу работу на уроке?(СЛАЙД 5 )

  1. Чистописание.(проговаривают критерии оценки работ)

Тему нашего урока вы определите сами поработав на минутке чистописания.

А)Определите какие буквы вы будите писать? (СЛАЙД 6 )

(абвг, к??н)

Лл Мм Лл Мм....... (СЛАЙД 7)

- На что следует обратить внимание при письме?

- Прежде, чем мы начнём совершать открытия давайте вспомним то, что мы уже знаем. (СЛАЙД 8 )

 

Как-то много лет назад,

Посадили странный сад:

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

- Обратите внимание на корень этого дерева ЛЕС- и его плоды, они нам помогут образовать новые слова.

  • - Дорога в лесу. (лесная)

  • - Маленький лес (лесок), (лесишко)

  • - Ласкательное значение слова «лес» (лесочек)

  • - Сказочный персонаж, который живёт в лесу. (Леший, Лесовичок)

  • - Человек, который живёт в лесу, и ухаживает за лесом( лесник, лесничий)

  •  

  • - Что можно сказать про все эти слова? (Однокоренные. Почему? )

Сколько много слов мы смогли образовать от такого маленького слова. Но это ещё не все слова, мы к этому заданию вернёмся когда познакомимся с новой темой.

Оставьте 2 пустые строки.

 

  1. Актуализация знаний учащихся с затруднением.

 

- Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Слайд 9)

 

 

 

гласные

парные

 

 

 

 

 

 

- Вспомните полные названия орфограмм.

- Проверим (Слайд 9+)

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными? (Слайд 10)

3. Выявление места и причины затруднения.

А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Прочитайте слова. (СЛАЙД 11 )

( Даны слова: стриж, грачи, сова, соловей, мухоловка).

- Прочитайте слова.

- Назовите данную группу одним словом.

- Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

- А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.

  • Проверим, как выполнили задание. (Слайд 11+)

(СОВА, ГРАЧИ, СОЛОВЕЙ, СТРИЖ, МУХОЛОВКА)

- Найдите в каждом слове корень.

  • Вы справились с работой достаточно быстро, но вот одно слово вызывает у меня сомнения. Посмотрим на это слово.

  • Вы разобрали слово (СЛАЙД 12 )

МУХОЛОВКА так, а я вчера была на уроке в 3Б и увидела, что ребята

разбирали это же слово МУХ О ЛОВ КА вот так.

- Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?

- Где возникло затруднение?

МУХОЛОВКА МУХОЛОВКА

  • А почему оно возникло? ( мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)

    • - Какой вопрос возникает? ( сколько корней в этом слове?)

 

 

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А мы с вами работали на уроках с такими словами? Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных словах)

- А хотите узнать, как называются эти слова?

- Значит, еще какая цель?

- Я предлагаю вам работать по следующему плану:(СЛАЙД 13 )

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

- На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.

- Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?

  • Кто может сформулировать тему нашего урока?

  • ( Слайд 14)

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

- Какие слова называются сложными?

АЛГОРИТМ: Слайд 15

  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть.

  4. Подбираю родственные слова к второй части

  5. Выделяю общую часть.

5. Реализация построенного проекта

Решение проблемного вопроса.

Работа со словом МУХОЛОВКА.(СЛАЙД 16 )

 

РАССКАЗ О МУХОЛОВКЕ (ОМОНИМЫ)(СЛАЙД 17-19 )

(Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит мух.» «Небольшое травянистое  хищное растение.В природе питается насекомыми,  »)

- ВЫВОД: (СЛАЙД 20 )

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями?

- А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.

Физминутка. Слайд 21, фонограмма с голосами птиц.

Потрудились — отдохнём

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

ЕГОР:

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел

 

ЭВЕЛИНА:

Жило – было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Учитель:

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

(_ Получилось у нас слово? Какое? Почему? Чего не хватает?

Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили?

-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (соединительная)

  • Вы правильно заметили, мы соединили 2корня, а не хватает гласной О, чтобы получилось слово. Эта гласная соединяет корни. Как вы бы её назвали?

  • Корни сложных слов соединяют гласные О и Е. Которые так и называются соединительными. )

Паром ходит ПАРОХОД, (СЛАЙД 22)

В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)

ВЫВОД:(СЛАЙД 23 )

4. Проектирование и фиксация нового знания.(СЛАЙД 24 )

1) - Начнём своё наблюдение над сложными словами по учебнику.

Упр.138 с.77

IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ 25-27)

_- У вас на партах файлы. В них вы найдёте кроссворд. Попробуйте составить сложные слова и объяснить их лексические значения.

- А в это время Егор, Тимофей и Терентий выполнят задания на компьютере. Им необходимо в ПервоЛоге напечатать загадку и вставить картинку.

5.Рефлексия

Итак , что такое сложные слова?

Выберите верный ответ на вопрос.(СЛАЙД 28-29)

Возвращаемся к нашему дереву.(СЛАЙД 30)

 

9.Итог урока

- Оцените свою работу на уроке Слайд 31-32

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Слайд 33)

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи - ……………..

2.Варить кофе - ……………..

3.Ловить мышей -……………

4.Любитель книг - ……………

5.Ходит по луне - ……………

 

Дом.задание (СЛАЙД 34-35 )

СПАСИБО (СЛАЙД 36 )

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" »

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА  в 3 классе «А»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе «А»

ДЕВИЗ УРОКА: В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!

ДЕВИЗ УРОКА:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

22 ОКТЯБРЯ.   Классная работа.  Среда.

22 ОКТЯБРЯ.

Классная работа.

Среда.

ОТ ОДНИХ СЛОВ ТОЛКУ МАЛО.

ОТ ОДНИХ СЛОВ ТОЛКУ МАЛО.

Минутка чистописания

Минутка чистописания

АБВГ К ?? Н

АБВГ

К ?? Н

Лл Мм Лл Мм

Лл Мм Лл Мм

лес

лес

Словесное царство,  грамматическое государство Безударные гласные в корне слова Парные согласные в корне слова гласные

Словесное царство, грамматическое государство

Безударные гласные в корне слова

Парные

согласные в корне слова

гласные

Однокоренные слова- Вспомним! это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень слова –
  • Однокоренные слова-

Вспомним!

это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

  • Корень слова –

это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов .

соловей грачи стриж мухоловка сова Безударные гласные в корне слова Парные согласные в корне слова

соловей

грачи

стриж

мухоловка

сова

Безударные гласные в корне слова

Парные согласные в корне слова

Мухоловка  Мухоловка

Мухоловка

Мухоловка

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Познакомимся с названием таких слов. 2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень. 3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

АЛГОРИТМ:   Думаю над значением слова. Подбираю родственные слова к первой части. Выделяю общую часть. Подбираю родственные слова к второй части  Выделяю общую часть.

АЛГОРИТМ:

  • Думаю над значением слова.
  • Подбираю родственные слова к первой части.
  • Выделяю общую часть.
  • Подбираю родственные слова к второй части
  • Выделяю общую часть.

МУХОЛОВКА Ловить Муха    МУХА + ЛОВИТЬ = МУХОЛОВКА

МУХОЛОВКА

Ловить

Муха

МУХА + ЛОВИТЬ = МУХОЛОВКА

Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе.  Ловить  Муха

Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе.

Ловить

Муха

Мухоловка

Мухоловка

Мухоловка

Мухоловка

Слова, у которых два корня, называются О, Е – соединительные гласные сложными .

Слова, у которых два корня,

называются

О, Е – соединительные гласные

сложными .

З а п о м н и!  Корни сложных слов соединяются гласными  О или Е .   Эти сложные слова  Не выносят буквы   И и А

З а п о м н и!

Корни сложных слов соединяются гласными О или Е .

Эти сложные слова

Не выносят буквы

И и А

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

  1. Специалист по разведению садов.  2. Локомотив с паровым двигателем.  3. Канал для выхода дыма из трубы.  4. Русская народная игра-пляска.  5. Лес, поваленный бурей.  6. Крепёжный инструмент.  7. Огнестрельное оружие.

 

1. Специалист по разведению садов. 2. Локомотив с паровым двигателем. 3. Канал для выхода дыма из трубы. 4. Русская народная игра-пляска. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Крепёжный инструмент. 7. Огнестрельное оружие.

Что такое сложные слова?    Выберите верный ответ на вопрос. 1. Все непонятные слова называются сложными. 2. Все длинные слова называются сложными. 3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

Что такое сложные слова?

Выберите верный ответ на вопрос.

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова называются сложными.

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

Что такое сложные слова?   3. Слова, в которых два корня, называются  сложными.   О, Е – соединительные гласные

Что такое сложные слова?

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

О, Е – соединительные гласные

лес

лес

Я умею … Я  могу… Я узнал(а), что…

Я

умею …

Я

могу…

Я узнал(а),

что…

Рефлексия. Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл, Научился применять. Задание легко мне выполнять .

Рефлексия.

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл,

Научился применять.

Задание легко мне выполнять .

Ходит пешком - пе ш еход Сам летает - са м олёт зем л емер Измеряет землю - Лес рубит - ле с оруб Лазит по скалам - ска л олаз

Ходит пешком -

пе ш еход

Сам летает -

са м олёт

зем л емер

Измеряет землю -

Лес рубит -

ле с оруб

Лазит по скалам -

ска л олаз

Домашнее задание: - Вы хотите поиграть?  Слово нужно отгадать. р.т.с.38 упр. 5  - Хочешь знания проверить?  Ты запиши тогда слова.  Но запомни, что корней в них  Не один, а целых два. с.78 упр.141  - Если творчество кипит,  Хочешь стать писателем.  Проект ты можешь сочинить,  Сложные слова в нём применить. ПРОЕКТ на сайт

Домашнее задание:

- Вы хотите поиграть?

Слово нужно отгадать. р.т.с.38 упр. 5

- Хочешь знания проверить?

Ты запиши тогда слова.

Но запомни, что корней в них

Не один, а целых два. с.78 упр.141

- Если творчество кипит,

Хочешь стать писателем.

Проект ты можешь сочинить,

Сложные слова в нём применить. ПРОЕКТ на сайт

1 группа. Выпиши только сложные слова.          1 группа. Выпиши только сложные слова.          1 группа. Выпиши только сложные слова.          1 группа. Выпиши только сложные слова.          1 группа. Выпиши только сложные слова.     Распредели по способу образования. Разбери по составу.     Распредели по способу образования. Разбери по составу.       Распредели по способу образования. Разбери по составу.       Распредели по способу образования. Разбери по составу.       Распредели по способу образования. Разбери по составу.      2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.    2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.    2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.    2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.    2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.     С любым сложным словом составь     предложение.     С любым сложным словом составь     предложение.       С любым сложным словом составь     предложение.       С любым сложным словом составь     предложение.       С любым сложным словом составь     предложение.      3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.

1 группа. Выпиши только сложные слова.

  • 1 группа. Выпиши только сложные слова.
  • 1 группа. Выпиши только сложные слова.
  • 1 группа. Выпиши только сложные слова.
  • 1 группа. Выпиши только сложные слова.

Распредели по способу образования. Разбери по составу.

  • Распредели по способу образования. Разбери по составу.
  • Распредели по способу образования. Разбери по составу.
  • Распредели по способу образования. Разбери по составу.
  • Распредели по способу образования. Разбери по составу.

2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.

  • 2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 2 группа. Запиши слова. Разбери по составу.

С любым сложным словом составь

предложение.

  • С любым сложным словом составь предложение.
  • С любым сложным словом составь предложение.
  • С любым сложным словом составь предложение.
  • С любым сложным словом составь предложение.

3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.

  • 3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.
  • 3 группа. Запиши слова. Разбери по составу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова"

Автор: Шумова Анна Александровна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "257869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448391949"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация  к уроку русского языка  в з классе . "Сложные слова"."
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavzklassieslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "291471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455121996"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация  к уроку русского языка  в з классе  "Сложные слова"."
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavzklassieslozhnyieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "291475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455122347"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация  к уроку русского языка  в з классе  "Сложные слова"."
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavzklassieslozhnyieslova2"
    ["file_id"] => string(6) "291476"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455122354"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для урока русского языка по теме "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "255600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447951347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства