Рабочая программа по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) для 4 класса создана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.10.2009 №373);
3. Примерной программы по математике;
4. Программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» автора Н. А. Чураковой (М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.)
5. Локального акта МБОУ «СОШ №19» - «Положение об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная
6. Учебного плана МБОУ «СОШ №19» на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение, 4 класс: учебник. М.:Академкнига/Учебник, 2012г.
2. Чуракова Н.А. Литературное чтение, 4 класс: хрестоматия. М.:Академкнига/Учебник, 2013г.
3. Малаховская О.В. Литературное чтение, 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. М.:Академкнига/Учебник, 2013г.
4. Чуракова Н.А. Русский язык, 4 класс: учебник. М.:Академкнига/Учебник, 2012г.
Содержание учебников полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по внеурочной деятельности. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2014/2015 учебный год.
Изучение программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» в 4 классе направлено на достижение следующих целей: формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредствам электронной или почтовой переписки.
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2014/2015 учебном году на изучение программы по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» в 4-м классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 70 часов. Материал курса программы по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» представлен такими содержательными линиями, как:
Важную роль в обучении в 3 классе играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
В процессе изучения программы по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Программа по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
В 4 классе в ходе освоения программы по внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
№ п\п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Кален. сроки | Фактич. сроки | Предметные результаты | УУД | Кон троль |
Знания | Умения |
| Повторение изученного | 3 | | | | | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. | |
1 | Обзор писем, полученных летом из клуба «Ключ и Заря» | 1 | | | Знать правила написания писем | Уметь писать письма | |
2 | Сочинение «Как я провел летние каникулы» | 1 | | | Знать написания сочинения | Уметь высказывать свои мысли | |
3 | Защита проектов «Мои летние каникулы» | 1 | | | Знать правила защиты проектов | Уметь делать презентацию | |
| История одного узора. | 2 | | | | | |
4 | Экскурсия в школьный музей «Преодоление» | 1 | | | Знать правила поведения в музее | Уметь слышать и слушать экскурсовода | |
5 | Творческая работа. Устройство мироздания («Л.ч.» ч.1 с.23) | 1 | | | Знать правила выполнения самостоятельной работы | Уметь работать самостоятельно | |
| Учимся рассуждать | 3 | | | | | |
6 | Знакомимся с текстом рассуждением («Р.яз.» ч.2 с.6, 27) | 1 | | | Знать что такое текст рассуждение | Уметь выделять текст рассуждение | |
7 | Творческая работа «Учимся рассуждать» («Р.яз.» ч.2 с.12, 82) | 1 | | | Знать что такое текст рассуждение | Уметь рассуждать, составлять текст | |
8 | Подготовка презентации (любое природное явление) | 1 | | | Знать правила составления презентации | Уметь защищать презентацию | |
| Главный закон общения | 6 | | | | | |
9 | Что такое монолог и диалог («Р.яз» ч.2 с.41) | 1 | | | Знать понятия монолог и диалог | Уметь составлять монолог и диалог | |
10 | Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения («Р.яз» ч.2 с.48) | 1 | | | Знать речевые формулы | Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения | |
11 | Тактичная критика точки зрения оппонента | 1 | | | Знать понятие оппонент | Уметь тактично критиковать оппонента | |
12 | Доказательное суждение в процессе диалога | 1 | | | Знать понятие диалог, монолог | Уметь составлять диалог | |
13 | Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. | 1 | | | Знать азбуку вежливости. | Уметь давать оценку выступающим | |
14 | Обобщение по теме «Главный закон общения» | 1 | | | Знать законы общения | Уметь общаться | |
| Человек в мире культуры | 7 | | | | | |
15 | Рассуждаем о нашем прошлом («Р.яз.» ч.2 с.62) | 1 | | | Знать историю соей семьи | Уметь составлять сообщение | |
16 | Рассматриваем старые фотографии («Р.яз.» ч.2 с.95) | 1 | | | Знать историю своей семьи | Уметь делать сообщение | |
17 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. («Л.ч.» ч.1 с.176) | 1 | | | Знать историю своего края | Уметь различать понятия прошлое, настоящее, будущее | |
18 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. («Л.ч.» ч.1 с.176) | 1 | | | Знать историю своего края | Уметь различать понятия прошлое, настоящее, будущее | |
19 | Олимпиада. «Л.чт.» ч.2 с.170-176 | 1 | | | Знать пройденный материал | Уметь работать самостоятельно | |
20 | Выявление победителей олимпиады | 1 | | | Знать пройденный материал | Уметь общаться | |
21 | Работа с портфолио | 1 | | | Знать требования к портфолио | Уметь работать с портфолио | |
| Рецепт приготовления блюда | 4 | | | | | |
22 | Самостоятельная работа. «Мои достижения» («Р.яз» ч.1 с.176) | 1 | | | Знать требования к самостоятельной работе | Уметь высказывать свои мысли | |
23 | Творческая работа. «Конкурс на лучший рецепт» | 1 | | | Знать правила написания творческой работы | Уметь логические высказывать свои мысли | |
24 | Творческая работа. «Конкурс на лучший рецепт» | 1 | | | Знать правила написания творческой работы | Уметь логические высказывать свои мысли | |
25 | Работа с портфолио. Отправление работ в клуб «Ключ и Заря» | 1 | | | Знать требования к работам | Уметь оформить и оправить письмо | |
| Работа с картиной | 7 | | | | | |
26 | Экскурсия в картинную галерею | 1 | | | Знать правила поведения в общественных местах | Уметь слушать экскурсовода | |
27 | Знакомство и изучение живописных произведений местных художников | 1 | | | Знать творчество местных художников | Уметь рассматривать картины | |
28 | Работа с картиной. И.Фирсов «Юный живописец» | 1 | | | Знать термин мольберт, палитра, этюд, живопись | Уметь размышлять, рассуждать | |
29 | Работа с картиной Левитан «Тихая обитель» | 1 | | | Знать творчество Левитана | Уметь работать с картиной | |
30 | Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне» | 1 | | | Знать понятие фрагмент, полотно | Уметь делать сообщение по картине | |
31 | Сочинение-рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне» | 1 | | | Знать требования к написанию сочинения | Уметь писать сочинение по плану | |
32 | Работа с картиной Н.Богданова-Бельского «Дети» | 1 | | | Знать творчество живописцев | Уметь работать с картиной | |
| Проект «Что человека делает человеком, или тайна особого зрения» | 3 | | | | | |
33 | Особенности мировосприятия обычного человека | 1 | | | Знать особенности мировосприятия обычного человека | Уметь слушать выступления товарищей | |
34 | Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей, переживаний, отраженных в разных видах искусства | 1 | | | Знать особенности восприятия творческого человека | Уметь делать высказывания | |
35 | Защита проектов | 1 | | | Знать требования к презентации | Уметь защищать проект | |
| Поэты и писатели моего края | 8 | | | | | |
36 | Поэты и писатели моего края | 1 | | | Знать поэтов и писателей своего края | Уметь делать сообщения | |
37 | Олимпиадные задания («Р.яз.» ч.3 с.7) | 1 | | | Знать изученный материал | Уметь работать самостоятельно | |
38 | Подготовка к заседанию клуба «Диалог с писателем, поэтом» | 1 | | | Знать понятие диалог | Уметь составлять диалог | |
39 | Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | 1 | | | Знать творчество местных писателей и поэтов | Уметь составлять сообщение | |
40 | Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | 1 | | | Знать творчество местных писателей и поэтов | Уметь составлять сообщение | |
41 | Сведения о писателях («Р.яз.» ч.2 с.112-125) | 1 | | | Знать биографию писателей | Уметь рассказывать о писателях | |
42 | Конкурс сочинений «Портрет писателя» | 1 | | | Знать правила написания сочинений | Умение писать сочинение | |
43 | Подведение итогов | 1 | | | Знать изученный материал | Уметь подводить итоги | |
| Пишем сочинение и изложение | 11 | | | | | |
44 | Письменное изложение «Куда лето прячется» | 1 | | | Знать требования к изложению | Уметь составлять план | |
45 | Письменное изложение «Одуванчик» | 1 | | | Знать орфографические правила | Уметь писать по плану | |
46 | Сочинение по отрывкам рассказов В.Пескова | 1 | | | Знать правила написания сочинения | Уметь логически высказывать мысли | |
47 | Изложение «Самолетик» | 1 | | | Знать требования к изложению | Уметь работать по плану | |
48 | Письменное изложение «Муравьишкин корабль» | 1 | | | Знать требования к составления плана | Уметь писать по плану | |
49 | Сочинение «О чем мне рассказала старая фотография» | 1 | | | Знать требования к сочинению | Уметь писать сочинение | |
50 | Сочинение «Моя маленькая Родина» | 1 | | | Знать историю своего края | Уметь рассуждать | |
51 | Экскурсия в парк. Наблюдение за природой, птицами | 1 | | | Знать природу родного края | Уметь наблюдать | |
52 | Сочинение по наблюдениям | 1 | | | Знать правила орфографии | Уметь писать сочинение по наблюдениям | |
53 | Выявление победителей конкурса | 1 | | | Знать изученный материал | Уметь делать объективные выводы | |
54 | Работа с портфолио. Подготовка работ в клуб «Ключ и Заря» | 1 | | | Знать требования к портфолио | Уметь работать с портфолио | |
| Учимся делать научные сообщения | 3 | | | | | |
55 | Научное сообщение на тему «Животные Арктики» | 1 | | | Знать понятие тезис, основная мысль | Уметь делать научное сообщение | |
56 | Научное сообщение «Изменение характера лесов с севера на юг» | 1 | | | Знать требования к научному сообщению | Уметь писать научное сообщение | |
57 | Научное сообщение «Солнечная система» | 1 | | | Знать строение солнечной системы | Уметь делать научное сообщение | |
| Как устроена книга | 6 | | | | | |
58 | Как устроена книга | 1 | | | Знать строение книги | Уметь правильно обращаться с книгой | |
59 | Аннотация. Как составить аннотацию. | 1 | | | Знать понятие аннотация | Уметь составить аннотацию | |
60 | Учимся составлять аннотацию | 1 | | | Знать требования к аннотации | Уметь составлять аннотацию | |
61 | Учимся составлять аннотацию | 1 | | | Знать требования к аннотации | Уметь составлять аннотацию | |
62 | Книжкина больница | 1 | | | Знать правила обращения с книгами | Уметь починить книгу | |
63 | Книжкина больница | 1 | | | Знать правила обращения с книгами | Уметь починить книгу | |
| Описание, повествование, рассуждение | 3 | | | | | |
64 | Работа с отрывком «Плес» В.Пескова | 1 | | | Знать понятие плес | Уметь работать с рассказом | |
65 | Творческая работа. Подготовка сообщения, в котором есть описание, повествование, рассуждение. | 1 | | | Знать понятия повествование, описание, рассуждение | Уметь различать тексты описания, повествование, рассуждения | |
66 | Творческая работа. Подготовка сообщения, в котором есть описание, повествование, рассуждение. | 1 | | | Знать понятия повествование, описание, рассуждение | Уметь различать тексты описания, повествование, рассуждения | |
| Конференция. Защита портфолио. | 4 | | | | | |
67 | Подготовка презентации «Я и клуб «Ключ и Заря» | 1 | | | Знать требования к презентации | Уметь подготовить презентацию | |
68 | Защита проектов | 1 | | | Знать правила подготовки сообщения | Уметь защищать проект | |
69 | Защита портфолио | 1 | | | Знать требования к портфолио | Уметь защищать портфолио | |
70 | Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 4 года | 1 | | | Знать изученный материал | Умение подвести итоги | |