| Тема: Имя существительное как часть речи.   Лексико-грамматические особенности. 10 класс      | 
  | Цель урока: повторение и расширение  ранее изученного материала об имени существительном Задачи:       -через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи ;     - закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь; - способствовать дальнейшему укреплению  уважения к русскому языку; - воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к ее  истории,  участникам Великой Отечественной войны. Планируемые результаты: Предметные: развить у учащихся умение распознавать имя существительное; определять лексическое значение имён существительных, проводить различные виды их анализа, определять синтаксическую роль существительных в предложении, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.  Метапредметные:  Регулятивные : определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные : слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний. Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная, совместная учебная работа, работа в группе,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Методы и приемы, способствующие успешному формированию : · Прием рефлексивной деятельности
 · Метод конкретизации целей обучения
 · Метод открытого обсуждения новых знаний
 · Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
 Вид урока: урок построения и комплексного применения знаний и умений. Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, ИКТ Метод ведения урока: сочетание репродуктивного метода (воспроизведение сообщений) с проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским (мини-исследования, творческое сочинительство) Форма работы: групповая (3 группы по 6 человек) | 
  | Ключевые понятия: морфологические признаки, значение слова | 
  | Ресурсы: презентация, раздаточный материал, буклеты, учебник   «Русский язык.», кроссворд «Победа», раздаточный материал, мультимедийная презентация. | 
  | Этапы урока | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | 
  | 1.Мотивация | 1. Эмоциональная разминка 2. Деление на группы | Подарите своиулыбки друг другу. Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке, пожелаем успеха… Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем. Вы уже разделились на группы, у вас есть лидер, который будет помогать оценивать работу каждого из вас. Вы помните правила работы в  группах (быть взаимно вежливыми, не перебивать друг друга, объективно оценивать друг друга, оказывать помощь при затруднении).  У вас на столах есть звездочки, которые вы будете получать за правильные ответы. Кто наберёт больше звёздочек, тот и будет победителем нашего урока. | Ученики выполняют это задание, сидя за партами | 
  | 
 | 3.Работа в группе | - А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответив на вопросы, вы найдете главное слово. 1)Укреплённый город (крепость) 2)Человек, любящий свою родину (патриот) 3) Пленники мечтают о ней (свобода) 4) Её надо беречь смолоду (честь) 5) Рядовой военнослужащий армии (солдат) 6) Таким именем фашисты называли русских солдат (Иван) Учитель контролирует работу учащихся | Группы разгадывают кроссворд Самостоятельно. | 
  | 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | 4.Взаимопроверка. Эмоциональный настрой. 5.Проверка Д/З 6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа. | - Давайте проверим. - Назовите главное слово.  (ПОБЕДА) -Победа…Всего лишь 6 букв, но сколько за этим стоит… 9 Мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Они сражались за то, чтобы мы с вами жили мирно, чтобы вы    получали  прочные знания, чтобы никогда не узнали ужасов войны. Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война,
 Ведь эта память – наша совесть!
 Она, как сила, нам нужна.
 - Надеюсь, вы помните  важнейшие события Великой Отечественной войны. Обратите внимание на фотографии наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Запомните их имена. - Ребята, слова какой части речи вы записали в ответах? - Верно, имена существительные. -Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было составить из существительных ассоциативный ряд к словам ПОБЕДА, ДОБРОТА, ДРУЖБА и оформить эту работу. - Вам трудно было находить эти слова? Вы работали каждый сам за себя или вместе? - Значит, хорошо выполнить Д/З вам помогла дружба! Молодцы! Лидеры команд, не забывайте награждать звёздочками тех, кто проявил большую активность при выполнении Д/З. - А сейчас попробуем объединить ваши усилия – для всех общее задание: составьте и запишите в тетрадь предложение, используя в нём все 3 слова: ПОБЕДА, ДРУЖБА, ДОБРОТА. Постарайтесь, по возможности, связать ваши предложения с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. | Какая команда раньше разгадала правильно кроссворд, получают звёздочки. Учащиеся слушают учителя. Команды отвечают группой или индивидуально. Учащиеся составляют и записывают предложения, а затем их читают. | 
  | 3.Постановка учебной задачи. | 7.Определение темы урока. Целеполагание | -Скажите, что мы будем изучать на уроке? - Да, имя существительное. Запишите тему нашего урока: Имя существительное. Лексико-грамматические особенности. - Давайте  определим цель нашего урока. - Вспомните и скажите, что вы знаете об имени существительном как части речи?..   - Что нужно вам, чтобы не ошибаться в характеристике имён существительных. | Учащиеся отвечают: Закрепить и расширить знания о лексико-грамматических особенностях имени существительного. Учащиеся отвечают. Для грамотной работы нужен чёткий алгоритм действий: знать теорию об им.сущ., уметь определять постоянные и непостоянные морфологические признаки: используя имена сущ., правильно строить синтаксические конструкции. | 
  | 4. Создание проблемной ситуации. | 8. Работа в группах | - Хорошо! А теперь вернемся к словам – ответам на вопросы кроссворда. Нужно дать словам частичную характеристику. Задания: 1 группа: - Что общего у существительных СОЛДАТ и ПАТРИОТ? 2 группа: - Чем существительное ИВАН отличается от всех  других существительных в этом списке? 3 группа: - Какое слово среди слов  КРЕПОСТЬ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ  является  третьим лишним и почему? Контролирует работу групп, объясняет принцип работы, следит за временем. - Вам ведь известна эта часть речи? (Да). А вы знаете, что есть стихи, состоящие только из имён существительных?   Давайте послушаем  внимательно 2 таких примера:  1. Утки, жаворонки, небо, Тучи, грохот, облака, Зёрна, мак, краюха хлеба, Годы, календарь, века. 2. Русь, история, победы, Знамя, лозунги, цари, Смута, войны, смерти, беды, Свет надежды, луч зари. -Пожалуйста, выскажите своё мнение по поводу  этих строк. -Задания по группам (лидеры помогают тем, кто затрудняется): 1 группа:  выпишите 3-4 сущ.1 склонения. 2 группа –                 сущ. 2 скл. 3 группа –             сущ.  3скл. Докажите своё мнение. | Групповая работа. Обсуждают с соседом и в группе. Ученик читает эти строчки, они  есть и на слайде. Учащиеся отвечают, что эти четверостишия – о любви к Родине, о войне… Зачитывают слова и объясняют, как определили склонение. | 
  | 5.ТРЕНИНГ. | 9. Аутотренинг Здоровье-сберегающая технология. | Учитель разъясняет учащимся  следующий этап урока: - Сейчас мы отступим от работы и проведем небольшой тренинг. Распрямите плечи, чуть приподнимите головы, посмотрите на слайд   и повторите про себя: У меня всё хорошо, А будет ещё лучше!                   Потому что:                                     ученик                                       личность  творческая      Я                              думаю                                           хочу знать | Учащиеся хором читают слова. Потом читают про себя схему. | 
  | 6.Этап получения новых знаний. | 10. Исследование теоретического, языкового материала 11. Практическое применение знаний. | Мы сказали, что имя существительное обозначает предмет. С точки зрения грамматики все верно, но жизнь – это не грамматика, давайте расшифруем, что подразумевается под словом предмет. Рассмотрим таблицу         | Вещи | Лица | Живые существа и организмы | Вещества | События, явления, чувства | Свойства, качества действия, представленные как предметы |   |  хлеб  карточка |  солдат, ребенок | волк  собака вирус | вода сталь |  война гроза грусть | бег храбрость мужество |     5. Мы должны уметь определять морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные). Где эти знания мы  можем использовать? (практическое применение в жизненных ситуациях, использование в  лингвистическом эксперименте,  уметь объяснять младшему). Нужно помнить, что есть имена сущ. Собств.- нариц., одуш.- неодуш.. а еще конкретные и неконкретные Конкретные существительные называют конкретные предметы и явления живой и неживой природы, которые могут быть представлены в отдельности и поэтому допускаю счет (один снаряд, два снаряда) и изменяются по числам (летчик – летчики,   война - войны). К неконкретным существительным относятся вещественные, собирательные, отвлеченные. Вещественные существительные называют различные вещества, которые измеряются, а не поддаются счету (мука, сливки, бархат, аспирин, рожь; два килограмма муки, метр бархата). Собирательные существительные называют группы однородных (одинаковых) предметов в их совокупности, т.е. как одно целое: студенчество, детвора, листва. Эти существительные употребляются в единственном числе, но обозначают не отдельные экземпляры, а объединение многих лиц и предметов. Отвлеченные существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния:  твердость, смерть, болезнь. Эти существительные обычно употребляются в единственном числе. Лишь немногие отвлеченные существительные употребляются во множественном числе: дрязги. - Как вы считаете, слово ПОБЕДА конкретное или неконкретное и почему? - А сейчас выпишите однокоренные слова к слову ПОБЕДА: Победитель, побежали, к победе, с победой, побелили, победоносец, побелка, побеждённый, победоносный | Учащиеся слушаю, задают вопросы. Учащиеся отвечают. Записывают, проверяют по СЛАЙДУ | 
  | 7. Закрепление изученного. Проблемные задания. . | 12. Подготовка к творческой работе. 13. Творческая работа   14. Создание проблемной ситуации. | Исследовательская работа: - А сейчас поработаем вместе ( у доски) –выполните синтаксический разбор предложения: Сначала Лена долго смотрела на горбушку хлеба, держа её на ладони. -Выполните морфологический разбор существительного (от каждой команды у доски 1 человек): 1 группа – Лена; 2 группа – хлеба, 3 группа – (на) ладони - Откуда это предложение?   (Из рассказа Эллы Фоняковой «Горбушка») -Что такое Горбушка? (корочка) -Вспомните этот рассказ. - Где происходили эти события? (В блокадном Ленинграде) - Кто герои этого рассказа? (Галя, Зинаида Павловна, тётя Соня, Лена) - Куда Зинаида Павловна  предлагает Гале пойти работать? ( на продовольственную базу) - Почему тётя Соня грубовато вмешивается в этот разговор? (не хочет, чтобы Галя не попала в махинации). - Давайте ещё раз прочитаем отрывок из этого рассказа. Творческая работа (продолжить предложения) -- А теперь каждый заполнит карточку  (Подготовка к сочинению): -  События, описанные в рассказе, относятся  ___________________( время) и происходят в ______________________________________(место). Главные герои рассказа - __________________    (пол). Всех их беспокоят  зарплата и __________________________, потому что ____________________ Первая часть рассказа построена в форме _____________________, а вторая часть почти вся - это _______________________ Автор подробно – по пунктам - рассказывает, что  Лена составляет ________________________________, как лучше распорядиться ______________________( чем?) Эта история о горбушке хлеба заставляет задуматься  ( о чём?) ____________________________________ - Скажите, о каких явлениях в жизни человечества заставляют задуматься истории из блокадного Ленинграда?   ( о войне и мире) - Составьте синквейны по словам Война, Мир  - по вашему выбору. Синквейн Война                                                         Мир Жестокая, кровопролитная                    Долгожданны, завоеванный Уничтожает, убивает, разрушает.         Строит, возрождает, созидает  Зло, позорящее человеческий род,      Путь к процветанию и будущему Смерть                                                    Победа | Учащиеся самостоятельно выполняют задания, затем в парах проверяют друг друга. Слайд. Слайд. Дополняют предложения. Проверяем вслух несколько работ. Отвечают устно. Проверяют. | 
  | 8.Домашнее задание | 15. Информация о Д/З | упр.157, составить подборку коротких рассказов о войне. | 
 |