Просмотр содержимого документа
«Имя существительное (урок повторения) »
Сабиргалиева Салтанат Искаковна
Учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа имени М.Мирманова
Жангалинский район ,ЗКО
Тема: Имя существительное (урок повторения)
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном как знаменательной части речи.
2. Развивать творческий потенциал детей,развивать память ,мышление и воображения
3 Воспитывать чувство уважение друг другу.
Тип урока: урок — закрепление.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Ход урока:
1 Организационный момент
Дети приветствуют гостей ,садятся ,проверяют готовность к уроку , записывают в тетрадях
число ,классная работа.
2 Введение в тему урока.
-Я самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи -это я.
-Я - самостоятельная часть речи .От меня образуется имя прилагательное.
-Я ведущая часть речи. Имею род ,число, падеж, склонение.
-Давно живу в этом мире.
-Даю название предметам .
-О какой части речи можно так сказать?
Конечно, это имя существительное.
Итак , тема урока : Обобщение знаний об имени существительном».
Ребята, продолжим работу над темой «Имя существительное». На интерактивной доске даны
вопросы ,требующих ответов «Да» или »Нет».
1 Имя существительное обозначает предмет? Да
2 Неодушевленные существительные отвечают на вопросы что? Да
3 Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквой? Да
4 В русском падеже 7 падежей? Нет
5 Имя существительное изменяется по числам ? Да
6 Имя существительное изменяется по родам? Да
7 Существительное книга женского рода? Да
8 Существительное окно мужского рода? Нет
9 Существительное имеет четыре рода? Нет
10 Существительное имеет 6 падежей? Да
3 Пробуждение интереса
Работа в группах
1группа Есть на речке Чернильной
Город сказочный .не пыльный
С незапамятных времен.
Существительным зовется он.
В этом городе живет.
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен
Он бывает ,строг и весел
Обозначает вмиг предмет,
Что живет он или нет!
Отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?»
Изменяется по числам,по падежам
Помогает этим самым мне и вам.
Выпишите имена существительные . Сколько существительных выписали?
Распределите слова в два столбика. По какому принципу вы распределили слова?
(Речка, город, существительное, народ,труд, предмет, число, падеж. В первый столбик попали неодушевленные существительные, а во второй одушевленное существительное)
Вывод: Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные отвечают на вопросы кто? ,а неодушевленные существительные отвечают на вопросы что?. В русском языке названия всех живых существ отвечает на вопрос кто?, неодушевленные существительные обозначают неживые предметы. В данном тексте одушевленное существительное народ , а неодушевленные существительные речка, город, существительное, труд, предмет, число, падеж)
2 группа
Спишите слова , распределяя в два столбика. По какому принципу вы распределили слова.
Собака, лето, кошка, мальчик, Саша, страна, газета, Астана, Франция, лето, Иртыш, волк, Рекс, Уральск.
( Собака, кошка, мальчик, страна, газета, волк, лето- нарицательные существительные
Астана, Франция, Иртыш, Рекс,Уральск - собственные существительные.
Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные .
Собственные существительные пишутся с большой буквы . К именам существительным собственным относятся имена,фамилии, географические наименования,клички животных, названия стран, газет, журналов, улиц,городов.
Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквой.
4 Индивидуальная работа
Задание 1
Спишите слова , распределяя в два столбика. По какому принципу распределили слова.
Книга. книги, мальчик, ученики, праздник,праздники,цветы, карандаш, город, города
(книга, мальчик, праздник,карандаш, город- единственное число
книги, ученики, праздники, города ,цветы - множественное число)