kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Урока русского языка в 4 классе "Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» Школа 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 4 классе. УМК "Школа 2100". тема: Имя существительное. раздел: Повторение. Сопровождение: презентация для интерактивной доски elite Panaboard book с медиафайлами из Единой Коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru.  Набор ЦОР к учебнику «Русский язык», 1-4 классы, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» УМК «Школа 2100»

Цель: Повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Планируемый результат:

Предметные умения:

  • соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик;

  • анализировать граммати­ческие признаки имён существительных

  • определять орфограмму имени существительного, алгоритм её правописания и обозначения

  • давать определение имени существительного

  • составлять предложения по заданным характеристикам и определять в нём роль существительного

  • составлять рассказ об имени существительном как о части речи.

  • Личностные УУД:

  • оценивать свою работу и работу группы с точки зрения социальных правил и

норм группового взаимодействия.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять самоконтроль;

  • планировать совместную деятельность.

Познавательные УУД:

  • структурировать материал, составлять план, заполнять таблицу, делать вывод.

Коммуникативные УУД:

  • распределять роли, уметь договариваться;

  • оформлять свои мысли в устной форме.

Активные методы обучения: групповая работа, работа с ИД.

Оборудование:

  • Презентация для интерактивной доски elite Panaboard book с медиафайлами из Единой Коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru. Набор ЦОР к учебнику «Русский язык», 1-4 классы, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)

  • Распечатанные листки «Личное дело» (Приложение1)

  • Карточки с текстами для 4 вариантов (Приложение 2)

  • Названия этапов исследования (Приложение 3)


Ход урока

  1. Орг. Момент. Страница 1.

- Мы продолжаем работать в каком разделе учебника? (Повторение), поэтому работаем под девизом «Я – могу, я – знаю!»

  1. Актуализация знаний. Тема урока. Целеполагание.

Страница 2

- Узнаете ли вы этих героев? (Сыщик из м/ф «Бременские музыканты» и «Следствие вели Колобки»)

- Подберите синоним к слову сыщик (следователь)

- А вы бы хотели побывать в роли сыщика или следователя? (Да.)

- Итак, наш урок будет называться «Следствие ведут знатоки». Мы должны составить Личное дело нашего, пока неизвестного героя. (На парте листочки «Личное дело»)

- Что такое Личное дело?

- Подпишите свои фамилии и имена на строчке: следователи - …

- Что будем исследовать, кто герой нашего поиска , мы узнаем, решив кроссворд? Первая страница Личного дела (на парте)

Страница 3

Кроссворд (запись в тетрадь с комментированием и проверка по доске)

  1. небольшой коллектив, выполняющий задание (группа)

  2. всё, что не создано человеком (природа)

  3. Синоним Родины (Отечество)

  4. Учебная принадлежность, название которой произошло от греческого tetras "четвертая часть листа" (тетрадь)

  5. Ошибкоопасное место в слове (орфограмма)

  6. Человек, приобретающий новые знания и умения (ученик)

  7. Сооружение для подъема или спуска (лестница)

- Что общего у этих слов? (словарные¸ существительные) Найдите подсказку, определяющую нашего героя (предмет – на горизонтальной строчке кроссворда. Запись в Личное дело в строчку Слово-подсказка:…)

- Есть ли предположения, о чём мы будем говорить на уроке, что исследовать? (Имя существительное – запись темы урока в Личное дело на обложке)

- Составьте план нашего расследования, о чём мы можем говорить, что должны вспомнить?

( Определение, признаки, роль в предложении, орфограммы– на доску магнитом печатные карточки)

  1. Актуализация знаний.

Страница 4 Определение имени существительного.

Исправьте ошибки: на доске ЦОР 1 чел., остальные на карточках №1 (4варианта):

  1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что? как? и обозначающая признак предмета.

  2. Имя существительное – служебная часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая действие предмета.

  3. Имя существительное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что? где? и обозначающая название предмета.

  4. Имя существительное – служебная часть речи, отвечающая на вопросы что? как? и обозначающая предмет.

Запись определения в пункт 2 Личного дела

Проверка и оценка работы на доске.

Страница 5

- Проведём экспертизу наших данных. Что такое экспертиза? (Проверка истинности)

Поиск существительных в тексте. – 1 чел на доске маркером подчёркивает существительные в тексте, все в парах на месте в корточках № 2:

1. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... (8)

2. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. (11)

3. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..(10)

4. На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.(10)

Проверка по количеству сущ. и вариантам.

- Ко всем ли сущ. вы поставили вопрос кто? или что? А как действовали? (ставили в начальную форму)

Страница 6 Грамматические признаки.

- На какие группы можно разделить все грамматические признаки частей речи? (постоянные и непостоянные – запись заголовков в таблицу 3 Личного дела)

- Поработаем, как оперативные работники – поможем навести нарушенный порядок:

1. Пострадавшие существительные обратились за помощью: найти потерявшиеся пары слов на доске (кот Москва собака Севастополь река Сапгир город Матроскин газета Матрос поэт Известия герой Матросов Игоревич) – коллективно по одному человеку на интерактивной доске.

2. Дайте общее название словам из первого столбика; словам из второго столбика.(собственные и нарицательные)

3.Подумайте, на какие две группы можно разбить все слова из двух столбиков?(одушевлённые сущ., неодушевлённые сущ.)

- Какие это признаки существительного? (постоянные). Вывод записывается в таблицу признаков Личного дела.

- Запишите в тетрадь по две пары одушевлённых и неодушевлённых существительных с доски.

- Допишите в таблицу признаков Личного дела другие постоянные признаки имён сущ. (род, склонение)

Работа экспертов: Выбрать и удалить лишнее существительное в задании Личного дела «Экспертиза-выбор лишнего». Проверка на интерактивной доске с объяснением выбора:

  1. Дочка, курица, кенгуру (м.р. несклоняемое), щука

  2. Золото, серебро, облако, песня ( 1 скл, ж. род)

  3. Тушь (3 скл.) туша, гуща, туча

  4. Кино (нескл.), полено, поиск (м.р.), сочинение

- Допишите в таблицу Личного дела другие признаки имён сущ. (непостоянные: падеж, число)

Страница 7

ЦОР – Определите падеж данных имён существительных– по одному на интерактивной доске.

Индивидуально в тетради – из текста № 2 карточки, выписать одно существительное, выполнить его морфологический разбор.

- Что из разбора вы не занесли в личное дело? (каким членом предложения является имя существительное)

Запишите вывод в Личное дело № 4 в строку «В предложении…» (главный и второстепенный член).

- *Приведите пример предложения со словом сыщик, где оно – а) подлежащее, б) дополнение. (запись в тетрадь, обозначения сущ-х, как членов.)

- Следующий этап исследования – Орфограммы имён существительных.

Работа следственных отделов с уликами / работа групп:

Карточка с текстами № 3. Даны текстовые улики орфографических преступников с неправильными буквами, восстановить правописание по алгоритму и определить орфограмму (записать исправленные слова в тетрадь, обозначить орфограмму):

  1. Пропал щенок по клички дружок. У собаке белая шерсть. Особенно любит играть с бумажкай и мячикам. Нашедшего просим позвонить Коли по телефону: 47-38-98.

Весна окрасила и освежила всё вокруг. Вот под сенью деревьев в низине прорастает ландышь, среди чуть прикрытых зеленью рощь звучит мощный кличь соловьёв и скворцов. Так и хочется достать альбом и карандашь и запечатлеть всё это в красках и нотах!

2. Перед домам лопнули большие почки на душистой сирене и тополи, на припеки стонали куры. Весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками.

Утром на небе не было туч и я, одев старенький плащь, отправился на рыбалку. Багажь мой состоял из удочки, ведра и батона для завтрака и прикормки рыбы. У пруда дорогу мне перебежал ушастый ёжь. Куда он спешит?

3. Глянешь с горы — какой вид! Круглые холмы разбегаются широкой лентай; заросшие кустами овраги вьются рядом с полим; от деревне бегут узкие дорожки...

Возле дачь шумели деревенские дети. Они строили шалашь возле леса. Моя доч была среди них. Скоро им потребовалась помощь взрослых. Я взял перочинный ножь и пошёл к ребятне.


Проверка: Орфограммы: безударная гласная в падежном окончании и ь после шипящих на конце существительных женского рода.

Страница 8

1. ЦОР Алгоритм безударной гласной в падежном окончании (2-5 чел на интерактивной доске).

2. Алгоритм правописания ь после шипящей сущ ж. рода проговорить устно.

- Что можно ещё добавить, кроме грамматических признаков в личное дело имени существительного? (другие орфограммы, больше всех частей речи, могут быть синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами)

Страница 9

- А теперь проведём «Следственный эксперимент»: все ли сведения мы вспомнили и собрали?

- Составим портрет нашего героя – рассказ об имени существительном от первого лица (устно 1-2 чел.)

Доказательство нашей плодотворной работы – составить и записать в тетрадь предложения со словарными существительными из кроссворда:

1 вариант – простое с однородными членами

2 вариант - сложное

3 вариант - с прямой речью.

*Выборочная проверка

  1. Рефлексия/самооценка:

- Достигли ли мы цели урока? Почему?

- Отметьте соответствующие предложения из таблицы самооценки в Личном деле.

Материал по теме усвоен полностью без пробелов


Материал усвоен, но с пробелами


Материал не усвоен


С заданиями справлялся самостоятельно


С заданиями справлялся с небольшой помощью


С заданиями самостоятельно не справлялся


Активно работал в группе/паре


Не работал активно в группе/ паре


Удовлетворён своей работой на уроке


Не удовлетворён своей работой на уроке



  1. Д/З на доске и в Личном деле - составить кроссворд по теме «Имя прилагательное» на листе А-4.

- Спасибо за работу. Личные дела и тетради сдать для индивидуального оценивания.







































Приложение 1



Личное дело


…………………………………………………..


…………………………………………………..







Следователи:



……………………………………………………….


……………………………………………………………


…………………………………………………………










Заречный

2014


1.Кроссворд

1.Небольшой коллектив, выполняющий задание

2.Всё, что не создано человеком

3.Синоним слова Родина

4.Учебная принадлежность, названная от греческого «tetras»

5.Ошибкоопасное место в слове

6.Человек, приобретающий новые знания и умения

7.Сооружение для подъема или спуска


Слово-подсказка:………………………………


2.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Экспертиза - текст

3.












Экспертиза – выбор лишнего:

  • Дочка, курица, кенгуру, щука

  • Золото, серебро, облако, песня

  • Тушь, туша, гуща, туча

  • Кино, полено, поиск, сочинение


4. В предложении ……………………………………………….................


5.Работа следственных отделов с уликами


6.Следственный эксперимент


7. Доказательства следствия




8.Самооценка


Материал по теме усвоен полностью без пробелов


Материал усвоен, но с пробелами


Материал не усвоен


С заданиями справлялся самостоятельно


С заданиями справлялся с небольшой помощью


С заданиями самостоятельно не справлялся


Активно работал в группе/паре


Не работал активно в группе/ паре


Удовлетворён своей работой на уроке


Не удовлетворён своей работой на уроке






домашнее задание


Составить кроссворд по теме «Имя прилагательное»

(5-7 слов) на листе А-4.













Карточки с текстами Приложение 2

1 вариант

1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что? как? и обозначающая признак предмета.

№2. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик...


3. Пропал щенок по клички дружок. У собаке белая шерсть. Особенно любит играть с бумажкай и мячикам.

Нашедшего просим позвонить Коли по телефону: 47-38-98.


Весна окрасила и освежила всё вокруг. Вот под сенью деревьев в низине прорастает ландышь, среди чуть прикрытых зеленью рощь звучит мощный кличь соловьёв и скворцов. Так и хочется достать альбом и карандашь и запечатлеть всё это в красках и нотах!


2 вариант

1. Имя существительное – служебная часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая действие предмета.

2. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга.


3. Перед домам лопнули большие почки на душистой сирене и тополи, на припеки стонали куры. Весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками.


Утром на небе не было туч и я, одев старенький плащь, отправился на рыбалку. Багажь мой состоял из удочки, ведра и батона для завтрака и прикормки рыбы. У пруда дорогу мне перебежал ушастый ёжь. Куда он спешит?


3 вариант

1. Имя существительное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что? где? и обозначающая название предмета.

2. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..


3. Глянешь с горы — какой вид! Круглые холмы разбегаются широкой лентай; заросшие кустами овраги вьются рядом с полим; от деревне бегут узкие дорожки...

Возле дачь шумели деревенские дети. Они строили шалашь возле леса. Моя доч была среди них. Скоро им потребовалась помощь взрослых. Я взял перочинный ножь и пошёл к ребятне.


4 вариант

1. Имя существительное – служебная часть речи, отвечающая на вопросы что? как? и обозначающая предмет.


2. На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

3. Пропал щенок по клички дружок. У собаке белая шерсть. Особенно любит играть с бумажкай и мячикам. Нашедшего просим позвонить Коли по телефону: 47-38-98.


Утром на небе не было туч и я, одев старенький плащь, отправился на рыбалку. Багажь мой состоял из удочки, ведра и батона для завтрака и прикормки рыбы. У пруда дорогу мне перебежал ушастый ёжь. Куда он спешит?

Приложение 3


Определение


Грамматические

признаки


роль в предложении


орфограммы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Рябушева Елена Юрьевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока русского языка. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "135241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416891502"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Имя существительное. Повторение."
    ["seo_title"] => string(35) "imia_sushchestvitelnoe_povtorenie_1"
    ["file_id"] => string(6) "633348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686211298"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "156391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства