1. Психологический настрой. Слышите, звенит звонок, Говорит: «Начнем урок!» На уроке не зевай Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! IIСообщение темы и целей урока. - Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром. - Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? - Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: "Вовсе не холодная и не вьюжная”. "Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. - Ребята, а вы любите зиму? За что? - Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число. - Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь! - Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение: Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишите дату. Двадцать шестое ноября. Классная работа. -Выделите орфограммы. III. Каллиграфическая минутка. - Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И» - Отгадали. Какая это буква? - Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков». «пальчики здороваются» «змейка» «молоточки» - Молодцы, приступаем к работе. - Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать. Зз зима зимний зимняя зимнее зимние - Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания. - Оцените сами себя. - Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша. ( прикрепляю снежинку на доску) IV. Словарная работа. - Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку. По снегу покатите- Я подрасту. На костре согрейте- Я пропаду. - Да, это снежок. Вы любите играть в снежки? - Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв. - Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами. - С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова. - Запишите: словарный диктант. - Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение. -Первым бросает снежок… д… кабрь за…. ц ин… й к… ртина Слайд № 5 сев… р ф… враль к… л… ндарь пр … красный мес … ц …нварь ул… ца п… года - Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку. ( прикрепляю снежинку на доску) V. Актуализация знаний об имени прилагательном. - Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем. - А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега. - Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить». ( на доске появляются детали снеговика) 1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 2) Что оно обозначает? 3) Как изменяется имя прилагательное? 4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного? 5)С какой частью речи связано? 6) Что образует с существительным? 7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода именительного падежа, и какие имеют окончания? 8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода именительного падежа, и какие имеют окончания? 9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода именительного падежа, и какие имеют окончания? 10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи? - Кого мы «вылепили»? - Снеговика. - Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку. ( прикрепляю снежинку на доску) VI. Изучение нового материала. - Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата. - Кто они? Вы догадались? -Да, это зимние месяцы. - Героев какого произведения вы видите? - Назовите зимние месяцы по порядку. - Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание. - Назовите первый зимний месяц. - О Декабре нам расскажет Маша. Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло». Задание Декабря. - Декабрь предлагает вам выполнить упр.255. - Откройте учебники на стр. 98, Устно правило - Прочитает задание… - Вспомните, на какой вопрос отвечают и какие родовые окончания имеют имена прилагательные женского рода в форме именительного единственного числа? - Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку. (прикрепляю снежинку на доску) Задание Января - Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? - Что вы знаете о январе? В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. - Вот задание Января. - На карточке вы видите словосочетания волшебная синяя звезда волшебная синяя птица - Прочитайте их. - Попробуйте объяснить смысл словосочетания волшебная синяя птица. - Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи? - Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д. - Фразеологизм синяя птица - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье. - Укажите род, число, тип основы прилагательных (устно). - С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания. - Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку. (прикрепляю снежинку на доску) 3. Физкультминутка. Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри – это «три», Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять», Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». Задание Февраля. -А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль. - Расскажите об этом месяце Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится». - Откройте учебники на стр. 99 и найдите упр. 256. Запишите. Это и есть задание Февраля. - Прочитайте словосочетания самостоятельно. - Определите род прилагательных. Запишите их самостоятельно. - Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый вариант заработал по одной снежинке. (прикрепляю три снежинки на доску) Закрепление - Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок. Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! - К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь. - Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных. ( Задание написано на снежинках) Списать, дописывая окончания. Определить падеж у имён прилагательных. В син… луже, с зимн… рыбалки, о русск… лесе, с дальн… севера. в дальн… дорогу, на березов… ветке. Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний одно предложение, указать части речи. ( выборочно проверяю) - Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша. (прикрепляю снежинку на доску) С. 101 у 261 самостоятельно Рефлексия. Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте. Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой? Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже. - Давайте посчитаем все снежинки. - Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. - Продолжите: Сегодня на уроке я: *повторил….. *было интересно… *было трудно …. - Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками. - Наш урок окончен. Спасибо! Д/з с. 99 правило с.101 у 260 |