Цель: 1) формировать понятие о прямых и косвенных дополнениях;
2) познакомить с жизнью и творческой деятельностью Курмангазы;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Межпредметная связь: с краеведением, русской литературой.
Ход урока
Будем память, как книгу, листать.
А. Сурков
1. Психологический настрой к уроку.
2. Актуализация знаний:
- Найдите в предложениях приложения. Докажите, что это приложения.
1.Во имя строгой справедливости мы, потомки, должны знать историю своего края...
2.Особой гордостью Букеевской Орды являются самородки-музыканты - кюйши-певцы - певцы души народа.
Словарная работа:
- Как вы понимаете слово самородок?
1.Кусок или крупное зерно ископаемого металла в химически чистом виде. Золотой самородок. 2. Человек с большими природными дарованиями. Художник – самородок (по С.И.Ожегову).
Повторив приложение, из содержания предложений мы узнали, что наш край богат самородками-музыкантами. Возглавлял замечательную плеяду
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: 1) формировать понятие о прямых и косвенных дополнениях;
2) познакомить с жизнью и творческой деятельностью Курмангазы;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Межпредметная связь: с краеведением, русской литературой.
Ход урока
Будем память, как книгу, листать.
А. Сурков
1. Психологический настрой к уроку.
2. Актуализация знаний:
- Найдите в предложениях приложения. Докажите, что это приложения.
1.Во имя строгой справедливости мы, потомки, должны знать историю своего края...
2.Особой гордостью Букеевской Орды являются самородки-музыканты - кюйши-певцы - певцы души народа.
Словарная работа:
- Как вы понимаете слово самородок?
1.Кусок или крупное зерно ископаемого металла в химически чистом виде. Золотой самородок. 2. Человек с большими природными дарованиями. Художник – самородок (по С.И.Ожегову).
Повторив приложение, из содержания предложений мы узнали, что наш край богат самородками-музыкантами. Возглавлял замечательную плеяду степных музыкантов «самородков» Курмангазы Сагырбайулы.
(На экране портрет Курмангазы Сагырбайулы)
- Какие ассоциации вызывает у вас имя Курмангазы?
Информационная справка
Курмангазы родился в 1818 году/по последним данным- в 1823г./ в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано проявившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения, а мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды он был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак. Он заметил в мальчике особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы разъезжает по аулам вместе с Узаком, участвует в состязаниях и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.
Глубоко освоив наследие известных кюйши, живших до него, композитор в своих лучших кюях сказал новое слово и дал законченные образцы домбровой музыки. Новаторство композитора – совершенствование традиционных возможностей казахского кюя, формирование новых традиций, поиски новых форм в кюе.
Из инструмента в его руках выходила чистейшая задушевная музыка, ставшая достоянием не только казахов, но и всего человечества. Он на двухструнной домбре воспел внутреннюю динамику происходящих событий, борьбы чувств в душе человека. Его творческий гений породил прекрасных последователей в мире музыки – Туркеша, Мусрали, Алкея, Дину, Сейтека, Махамбета и Наушу, Габдулхакима и Хабира Букейхановых.
В 1927 году в Букеевской орде побывал фольклорист, музыкант А. Затаевич, который записал большое количествопесен и кюйев. «Удовлетворенный плодом своей собирательной работы», он назвал Букеевскую орду «музыкальной Австрией».
- ПочемуА.Затаевич назвал Букеевской Орду «музыкальной Австрией»?
3. Формирование новых понятий и способов действия:
Цель урока: углубить знания о дополнении, научиться различать прямые дополнения от косвенных на материале из жизни великого Курмангазы.
Заполнение таблицы ЗХУ / Что вы знаете о дополнении?/
Знаю
Хочу знать
Узнал
(На экране дается понятие о дополнении)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнения выражаются существительными или местоимениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
- Найдите дополнения. Расскажите, какими частями речи они выражены.
1. Кюйши Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке.
2. Он предсказал емубольшое будущее.
3. Кюйши мечтал о том, что «завтра не будет похоже на сегодня».
4. Людям его времени нравилось петь одни и те же песни, слушать одну и ту же музыку, на время забыв о невзгодах.
5. Впоследствии собиратель песен А.Затаевич назвал Букеевскую Орду «музыкальной Австрией».
Вывод: итак, дополнения также могут выражаться : инфинитивом(4), наречием (3), синтаксически неделимым словосочетанием (5), прилагательным и причастием в роли существительного (2).
/По таблице «Дополнение » объясняется новый материал/
Образец анализа отдельных предложений по таблице.
Работа с первым предложением из 1 столбика
- Какое слово поясняет слово историю?
- На какой вопрос отвечает? (В.п., без предлога)
- Каким способом они связаны? (управление)
Вывод: если дополнение как зависимое слово связано с глаголом по способу управления и стоит в в.п. без предлога, то это будет прямое дополнение. Работа с примерами № 2, 3 из 1 столбика
Работа с первым предложением из 2 столбика
- Какое слово поясняет слово на домбре?
- На какой вопрос отвечает? (на чем?) (П.п., с предлогом на)
- Каким способом они связаны? (управление)
Вывод: если дополнение как зависимое слово связано с глаголом по способу управления и стоит в косвенных падежах, то это будет косвенное дополнение. / пример № 1, из 2 столбика/
4. Применение. Формирование умений и навыков.
4.1. Работа с учебником( Чтение правила в классе).
4.2. Практическая часть /из «Копилки» умных мыслей»
- Определите вид дополнения: прямое и косвенное
1. Ручеек, добежавший до моря, и увидевший перед собой неоглядные голубые просторы, и смешавшийся с этой великой голубизной, не должен забывать тот родник высоко в горах, от которого начался его путь по земле и весь тот каменистый, узкий, порожистый, извилистый путь, который пришлось преодолеть . / Р.Гамзатов/.
- Как вы понимаете смысл этого предложения? ( Человек не должен забывать свои корни, свою малую родину.)
2. Человеку надо знать свои корни./В.Песков/
Даже самая большая река начинается ручьем. /В.Песков/
3. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. (Соловьев)
4. Гениальность –редчайший дар, но профессионалом может и должен быть каждый. (Ю.Нагибин)
5.Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А.С.Пушкин)
6. Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых. (П.Чайковский)
7.Вдохновение- это строгое рабочее состояние человека. (К.Паустовский)
Вдохновение приходит во время труда. ( Н.О.)
8. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (С.Коненков)
Учитель: Курмангазы был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма.
Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») был посвящен народному восстанию.
Большую часть жизни он провел в изгнании. Был неоднократно заточен в тюрьму, однако, как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь, он никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи "Алатау" и "Сарыарка", отразившие глубокие думы казахского народа о независимости и свободе. Кюй композитора «Сарыарка» включен в фонд избранных произведений мировой музыки, созданный при ЮНЕСКО.
4.3. Музыкальная минутка
Психологический настрой: закройте глаза, внимательно вслушайтесь в музыку.
Прослушивание кюя композитора «Сарыарка».
-Какие чувства вызывает у вас музыка?
- Обратите внимание на эпиграф. Почему это предложение взято эпиграфом к этому уроку?
Будем память, как книгу, листать. (А. Сурков)
( Помнить имена тех ЛИЧНОСТЕЙ, которые оставили своим творчеством след в истории.)
(Уважение к прошлому должно стать национальной традицией. А.Токтаган) Казахская национальная консерватория, многие музыкальные школы, центральные улицы названы его именем. В нашем районе есть поселок и школа, которые носят его имя.
В честь кюйши Е.Г.Брусиловский написал симфонию «Курмангазы», А.Жубанов и Г.Жубанова– оперу «Курмангазы». В п.Алтынжар Астраханской области, где похоронен композитор, ему возведен мавзолей
5. Рефлексия
Заполнение таблицы ЗХУ / Что узнали нового?/
Знаю
Хочу знать
Узнал
Вывод по лексической теме: Мы, потомки, должны знать историю своего края, на страницах которой почетное место занимает народный кюйши Курмангазы Сагырбайулы, который заложил основы казахской национальной
культуры, способствовал ее развитию и процветанию.
Вывод по грамматической теме: дополнения выражаются разными частями речи, бывают прямые и косвенные
6. Оценивание
7. Домашнее задание: написать мини-сочинение о композиторе , используя дополнения.
Использованная литература:
1. Құрманғазы «Күйлер», Алматы, «Білім», 2007ж.
2. Ж. Акбай «Нарын-Казахия», типография «Полиграфсервис», г.Уральск
3. К.Л.Кабдолова, З.К.Сабитова, Л.Т.Килевая, Русский язык, 8 класс, изд. «Мектеп», г.Алматы, 2012г.
4.Интернет- ресурсы
Рецензия
Урок разработан в соответствии с программой ГОСО.
Наряду с грамматической темой идет и лексическая. Необходимо отметить, что учителем используется богатый лексический материал, имеющий целью познакомить учащихся с просветительской деятельностью хана Жангира, приобщить их к истории и культуре родины.
На уроке учителем использованы новые методы и формы обучения, позволяющие учащимся не только понять грамматическую тему, но и развивать их логическое мышление, речь устную и письменную.
Урок проведен с использованием современных технологий, способствующих целесообразному использованию времени, отведенному на урок.