kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Дополнение

Цель: 1) формировать  понятие  о прямых и косвенных дополнениях;

          2) познакомить с жизнью и творческой  деятельностью Курмангазы;

          3) воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: учебник,  интерактивная доска

Межпредметная связь: с краеведением,  русской литературой.

 

                                                                                                                                                               Ход урока

 

                                                                           Будем память, как книгу, листать.

                                                                                                              А.  Сурков

1. Психологический настрой к уроку.

2. Актуализация знаний:

 - Найдите в предложениях приложения. Докажите, что это приложения.

1.Во имя строгой справедливости мы, потомки, должны знать историю своего края...

2.Особой гордостью  Букеевской Орды являются самородки-музыканты - кюйши-певцы - певцы души народа.

   Словарная работа:

- Как вы понимаете слово самородок?

1.Кусок или  крупное зерно ископаемого металла в химически чистом виде. Золотой самородок. 2. Человек с большими природными дарованиями. Художник – самородок (по С.И.Ожегову).

    Повторив приложение, из содержания предложений мы узнали, что наш край богат самородками-музыкантами. Возглавлял замечательную плеяду 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнение. »

ЗКО, Бокейординский район, ОСШ имени М.Маметовой

Учитель русского языка и литературы

Кусайнова Алтынай Куракбаевна

Русский язык, 8 класс


Тема: Дополнение

Цель: 1) формировать понятие о прямых и косвенных дополнениях;

2) познакомить с жизнью и творческой деятельностью Курмангазы;

3) воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: учебник, интерактивная доска

Межпредметная связь: с краеведением, русской литературой.


Ход урока


Будем память, как книгу, листать.

А. Сурков

1. Психологический настрой к уроку.

2. Актуализация знаний:

- Найдите в предложениях приложения. Докажите, что это приложения.

1.Во имя строгой справедливости мы, потомки, должны знать историю своего края...

2.Особой гордостью Букеевской Орды являются самородки-музыканты - кюйши-певцы - певцы души народа.

Словарная работа:

- Как вы понимаете слово самородок?

1.Кусок или крупное зерно ископаемого металла в химически чистом виде. Золотой самородок. 2. Человек с большими природными дарованиями. Художник – самородок (по С.И.Ожегову).

Повторив приложение, из содержания предложений мы узнали, что наш край богат самородками-музыкантами. Возглавлял замечательную плеяду степных музыкантов «самородков» Курмангазы Сагырбайулы.


(На экране портрет Курмангазы Сагырбайулы)

- Какие ассоциации вызывает у вас имя Курмангазы?




Информационная справка

Курмангазы родился в 1818 году/по последним данным- в 1823г./ в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано проявившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения, а мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды он был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак. Он заметил в мальчике особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы разъезжает по аулам вместе с Узаком, участвует в состязаниях и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.

Глубоко освоив наследие известных кюйши, живших до него, композитор в своих лучших кюях сказал новое слово и дал законченные образцы домбровой музыки. Новаторство композитора – совершенствование традиционных возможностей казахского кюя, формирование новых традиций, поиски новых форм в кюе.


Из инструмента в его руках выходила чистейшая задушевная музыка, ставшая достоянием не только казахов, но и всего человечества. Он на двухструнной домбре воспел внутреннюю динамику происходящих событий, борьбы чувств в душе человека. Его творческий гений породил прекрасных последователей в мире музыки – Туркеша, Мусрали, Алкея, Дину, Сейтека, Махамбета и Наушу, Габдулхакима и Хабира Букейхановых.

В 1927 году в Букеевской орде побывал фольклорист, музыкант А. Затаевич, который записал большое количество песен и кюйев. «Удовлетворенный плодом своей собирательной работы», он назвал Букеевскую орду «музыкальной Австрией».

- Почему А.Затаевич назвал Букеевской Орду «музыкальной Австрией»?

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Цель урока: углубить знания о дополнении, научиться различать прямые дополнения от косвенных на материале из жизни великого Курмангазы.

Заполнение таблицы ЗХУ / Что вы знаете о дополнении?/

Знаю

Хочу знать

Узнал





(На экране дается понятие о дополнении)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения. Дополнения выражаются существительными или местоимениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей.

- Найдите дополнения. Расскажите, какими частями речи они выражены.

1. Кюйши Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке.

2. Он предсказал ему большое будущее.

3. Кюйши мечтал о том, что «завтра не будет похоже на сегодня».

4. Людям его времени нравилось петь одни и те же песни, слушать одну и ту же музыку, на время забыв о невзгодах.


5. Впоследствии собиратель песен А.Затаевич назвал Букеевскую Орду «музыкальной Австрией».

Вывод: итак, дополнения также могут выражаться : инфинитивом(4), наречием (3), синтаксически неделимым словосочетанием (5), прилагательным и причастием в роли существительного (2).

/По таблице «Дополнение » объясняется новый материал/




Образец анализа отдельных предложений по таблице.

Работа с первым предложением из 1 столбика

- Какое слово поясняет слово историю?

- На какой вопрос отвечает? (В.п., без предлога)

- Каким способом они связаны? (управление)

Вывод: если дополнение как зависимое слово связано с глаголом по способу управления и стоит в в.п. без предлога, то это будет прямое дополнение. Работа с примерами № 2, 3 из 1 столбика

Работа с первым предложением из 2 столбика

- Какое слово поясняет слово на домбре?

- На какой вопрос отвечает? (на чем?) (П.п., с предлогом на)

- Каким способом они связаны? (управление)

Вывод: если дополнение как зависимое слово связано с глаголом по способу управления и стоит в косвенных падежах, то это будет косвенное дополнение. / пример № 1, из 2 столбика/

4. Применение. Формирование умений и навыков.

4.1. Работа с учебником ( Чтение правила в классе).

4.2. Практическая часть /из «Копилки» умных мыслей»

- Определите вид дополнения: прямое и косвенное

1. Ручеек, добежавший до моря, и увидевший перед собой неоглядные голубые просторы, и смешавшийся с этой великой голубизной, не должен забывать тот родник высоко в горах, от которого начался его путь по земле и весь тот каменистый, узкий, порожистый, извилистый путь, который пришлось преодолеть . / Р.Гамзатов/.

- Как вы понимаете смысл этого предложения? ( Человек не должен забывать свои корни, свою малую родину.)

2. Человеку надо знать свои корни./В.Песков/

Даже самая большая река начинается ручьем. /В.Песков/

3. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. (Соловьев)

4. Гениальность –редчайший дар, но профессионалом может и должен быть каждый. (Ю.Нагибин)

5.Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А.С.Пушкин)

6. Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых. (П.Чайковский)

7.Вдохновение- это строгое рабочее состояние человека. (К.Паустовский)

Вдохновение приходит во время труда. ( Н.О.)

8. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (С.Коненков)

Учитель: Курмангазы был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма.

Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») был посвящен народному восстанию.

Большую часть жизни он провел в изгнании. Был неоднократно заточен в тюрьму, однако, как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь, он никогда не сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи "Алатау" и "Сарыарка", отразившие глубокие думы казахского народа о независимости и свободе. Кюй композитора «Сарыарка» включен в фонд избранных произведений мировой музыки, созданный при ЮНЕСКО.

4.3. Музыкальная минутка

Психологический настрой: закройте глаза, внимательно вслушайтесь в музыку.

Прослушивание кюя композитора «Сарыарка».

-Какие чувства вызывает у вас музыка?

- Обратите внимание на эпиграф. Почему это предложение взято эпиграфом к этому уроку?

Будем память, как книгу, листать. (А. Сурков)

( Помнить имена тех ЛИЧНОСТЕЙ, которые оставили своим творчеством след в истории.)

(Уважение к прошлому должно стать национальной традицией. А.Токтаган) Казахская национальная консерватория, многие музыкальные школы, центральные улицы названы его именем. В нашем районе есть поселок и школа, которые носят его имя.

В честь кюйши Е.Г.Брусиловский написал симфонию «Курмангазы», А.Жубанов и Г.Жубанова– оперу «Курмангазы». В п.Алтынжар Астраханской области, где похоронен композитор, ему возведен мавзолей

5. Рефлексия

Заполнение таблицы ЗХУ / Что узнали нового?/


Знаю

Хочу знать

Узнал





Вывод по лексической теме: Мы, потомки, должны знать историю своего края, на страницах которой почетное место занимает народный кюйши Курмангазы Сагырбайулы, который заложил основы казахской национальной

культуры, способствовал ее развитию и процветанию.

Вывод по грамматической теме: дополнения выражаются разными частями речи, бывают прямые и косвенные

6. Оценивание

7. Домашнее задание: написать мини-сочинение о композиторе , используя дополнения.

Использованная литература:

1. Құрманғазы «Күйлер», Алматы, «Білім», 2007ж.

2. Ж. Акбай «Нарын-Казахия», типография «Полиграфсервис», г.Уральск

3. К.Л.Кабдолова, З.К.Сабитова, Л.Т.Килевая, Русский язык, 8 класс, изд. «Мектеп», г.Алматы, 2012г.

4.Интернет- ресурсы

































Рецензия

Урок разработан в соответствии с программой ГОСО.

Наряду с грамматической темой идет и лексическая. Необходимо отметить, что учителем используется богатый лексический материал, имеющий целью познакомить учащихся с просветительской деятельностью хана Жангира, приобщить их к истории и культуре родины.

На уроке учителем использованы новые методы и формы обучения, позволяющие учащимся не только понять грамматическую тему, но и развивать их логическое мышление, речь устную и письменную.

Урок проведен с использованием современных технологий, способствующих целесообразному использованию времени, отведенному на урок.


Руководитель секции : Хайрушева Б.И.

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнение.

Автор: Кусайнова Алтынай Куракбаевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока. Обособленные дополнения. (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(47) "tiema-uroka-obosobliennyie-dopolnieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455697262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Открытый урок на тему: Дополнение"
    ["seo_title"] => string(35) "otkrytyi_urok_na_tiemu_dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "367770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481301351"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок "Второстепенные члены предложения.Дополнение." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136468"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417108483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_dopolnieniie_urok_russkogho_iazyka_6_klass_s_kazakhskim_iazykom_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "387112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486058486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Дополнение. Дополнение прямое и косвенное "
    ["seo_title"] => string(48) "dopolnieniie-dopolnieniie-priamoie-i-kosviennoie"
    ["file_id"] => string(6) "180619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425218181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства