Рабочая программа по письму и развитию речи разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником « Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В). Под редакцией В.В. Воронковой
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
1) Развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование учебных действий (УД).
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
В процессе освоения программы у учащейся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций обучающегося с целью более успешного осуществления ее умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, индивидуальных особенностей учающейся.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря. В процессе упражнений
формируются навыки правописания.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности учащейся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием ее фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Формы контроля: текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты |
-
| Повторение. Простое предложение, нераспространённое и распространённое. | 1 | Вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; формировать пунктуационную грамотность. |
-
| Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. | 1 | Вырабатывать умение находить в предложении грамматическую основу;формировать пунктуационную грамотность. |
-
| Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания. | 1 | Формировать представления об однородных членах предложения; учить находить в предложении однородные члены предложения; учить составлять схемы однородных предложений с обозначением союзов; |
-
| Распространение предложений однородными членами предложения. | 1 | Формирование умения распространять предложения однородными членами; повторить постановку знаков препинания между однородными членами; |
-
| Урок развития речи «Объяснительная записка» | 1 | Знать жанр записки, развитие коммуникативных навыков; |
-
| Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | Повторить понятие «сложное предложение», развитие и коррекция устной речи; научить умению находить сложные предложения; развитие личностных качеств; |
-
| Диктант по теме «Повторение». | 1 | Выявить уровень знаний по теме. |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; |
-
| Урок развития речи. Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. | 1 | Развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения доказывать свою точку зрения. |
-
| Однокоренные слова | 1 | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы; |
-
| Приставка. Суффикс.Окончание. Определение. Графическое изображение. | 1 | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; формировать понятие об изменении части слов; обогащать словарный запас; развивать умение анализа и синтеза; |
-
| Образование разных частей речи с помощью приставок. | 1 | Систематизировать знания по теме «Состав слова»; учить образовывать слова с помощью приставок; |
-
| Образование разных частей речи с помощью суффиксов. | 1 | Закрепить знания о суффиксе, его графическом изображении; учить образовывать слова с помощью суффиксов; развитие коммуникативных навыков; |
-
| Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. | 1 | Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме. |
-
| Способы проверки орфограмм в корне слова. | 1 | Закрепить умения обнаруживать орфограмму в словах и применять способы проверки орфограмм в корне слова, умение работать со словарём; |
-
| Сложные слова с соединительными гласными о, е. | 1 | Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной; |
-
| Урок развития речи. Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» | 1 | Учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной |
-
| Текст. Повторение пройденного. | 1 | Обобщить сведения о тексте, известные учащимся; учить давать определение текста; формировать умение выявлять основные признаки текста; формировать и совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам; развитие коммуникативных навыков; |
-
| Существительное. Значение существительных в речи. | 1 | Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др |
-
| Описание картин окружающей действительности существительными | 1 | Учить применению имен существительных при описании окружающей действительности; определять основную мысль сочинения |
-
| Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. | 1 | Углублять знания об именах существительных, продолжить обучать выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного |
-
| Три типа склонения существительных. Несклоняемые существительные. | 1 | Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение. |
-
| Урок развития речи. Изложение «М.В. Ломоносов» | 1 | Воспитывать интерес к русскому языку, через работу с литературными текстами; развивать коммуникативные навыки. Расширение тематического словаря. |
-
| Ударные и безударные падежные окончания. | 1 | Уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения |
-
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения. | 1 | Совершенствовать навыки написания безударных окончаний имен существительных; формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность; |
-
| Диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | Проверка и оценка знаний и умений учащихся |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; |
-
| Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. | 1 | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, |
-
| Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными. | 1 | Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение. |
-
| Согласование прилагательных существительными в роде и числе. | 1 | Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью |
-
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Формировать способность к самооценке своих действий, поступков. |
-
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Формирование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
-
| Склонение прилагательных женского рода. | 1 | Формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных; обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания. |
-
| Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | 1 | Способствовать формированию знаний об имени прилагательном; развивать умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории. |
-
| Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме. | 1 | Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного. |
-
| Упражнения на закрепление «Прилагательное». | 1 | Развивать память, внимание, логическое мышление; совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи. |
-
| Диктант по теме: «Прилагательное». | 1 | Проверка и оценка знаний и умений учащихся |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками.Текст. План текста. | 1 | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; Формировать умение составлять план текста. Учить делить на главные части и подпункты. |
-
| Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа. | 1 | Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении; совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; навыки контроля и самоконтроля; умению работать в парах. |
-
| Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. | | Понятие о личных местоимениях. Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. |
-
| Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы). | 1 | Понятие о личных местоимениях. Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. |
-
| Урок развития речи. Заявление. | 1 | Развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения написания заявления. |
-
| Склонение местоимений 1 лица | 1 | Склонение местоимений 1 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи. Понятие о личных местоимениях. Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. |
-
| Склонение местоимений 2 лица | 1 | Склонение местоимений 2 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи. Понятие о личных местоимениях. Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. |
-
| Склонение местоимений 3 лица | 1 | Склонение местоимений 3 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи. Понятие о личных местоимениях. Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. |
-
| Диктант по теме «Местоимение» | 1 | Проверка и оценка знаний и умений учащихся |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; |
-
| Глагол. Значение глаголов в речи. | 1 | Расширять представления детей о значении глаголов в речи. Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза. |
-
| Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик). | 1 | Продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов; |
-
| Время и число глаголов. | 1 | Дать понятие о глаголе, повторить понятия времени и числа, развивать речь, творческое мышление, любовь и внимательное отношение к природе. |
-
| Время и число глаголов. | 1 | Совершенствовать умения определять время и число глагола; развитие орфографической зоркости, |
-
| Изменение глаголов по числам | 1 | Закреплять у учащихся понятие о глаголе, как части речи; формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола; |
-
| Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. | 1 | Развитие абстрактного и логического мышления;развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам; |
-
| Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? Что сделать?). | 1 | Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. |
-
| Урок развития речи. Сочинение «Мой день рождения» | 1 | Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств. Учить писать сочинение |
-
| Постановка глаголов в начальную форму. | 1 | Начальная форма глагола; закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова; развивать мыслительные операции, сравнения, классификации; воспитывать самостоятельность у учащихся. |
-
| Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. | 1 | Расширить знания детей о служебных частях речи познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; формировать коммуникативные умения детей; |
-
| Правописание глаголов 2 лица единственного числа | 1 | Формировать орфографическую зоркость учащихся. научить находить глаголы 1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления. |
-
| Правописание глаголов 2 лица единственного числа | 1 | Формировать орфографическую зоркость учащихся. научить находить глаголы 1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления. |
-
| 1 лицо глагола. | 1 | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. 1 лицо глагола. |
-
| 2 лицо глагола. | 1 | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. 2 лицо глагола. |
-
| 3 лицо глагола. | 1 | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. 3 лицо глагола. |
-
| Урок развития речи. Изложение «Шоколадный торт» | 1 | Учить слушать, передавать текст, извлекать необходимую информацию. |
-
| Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов |
-
| Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов |
-
| Различение окончаний глаголов I и II спряжения | 1 | Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов |
-
| Различение окончаний глаголов I и II спряжения | 1 | Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов |
-
| Различение окончаний глаголов I и II спряжения | 1 | Научиться применять правила написания окончаний и суффиксов глаголов |
-
| Урок развития речи. Анкета. | 1 | Формировать навыки заполнения анкеты.Корригировать память и внимание; Развитие устной и письменной речи через обогащение словарного запаса. |
-
| Повторение по теме: «Глагол». | 1 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение |
-
| Повторение по теме: «Глагол». | 1 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение |
-
| Диктант по теме «Глагол» | 1 | Проверка и оценка знаний и умений учащихся |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками. Местоимение. Значение личных местоимений в речи. | 1 | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. |
-
| Простое предложение с однородными членами. | 1 | Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения |
-
| Урок развития речи. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | Развитие словесно-логического мышления; развитие памяти и концентрации внимания; |
-
| Простое предложение с однородными членами (перечисление без союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания. | 1 | Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения. |
-
| Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи. | 1 | Однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; закреплять умение различать научный и художественный стили речи; закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста. развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; прививать интерес к предмету. |
-
| Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания. | 1 |
-
| Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении. | 1 | Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением. Развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении. |
-
| Урок развития речи. Сочинение по картине В.Маковского «Свидание» | 1 | Способствовать развитию навыка написания сочинения. Развивать умение работать с шаблоном и подбирать аргумент, умение писать сочинение-рассуждение. |
-
| Сложное предложение без союзов. | 1 | Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по- доброму, быть неравнодушным к людям. |
-
| Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. | 1 | Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида. |
-
| Сложное предложение с союзом а. Знаки препинания. | 1 | Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты. |
-
| Сложное предложение с союзом но. Знаки препинания. | 1 | Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты. |
-
| Сравнение сложного предложения с простым предложением. | 1 | Сравнить сложное и простое предложение; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развитие пространственно-зрительной ориентировки |
-
| Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. | 1 | Дифференциация понятий слово-предложение; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью |
-
| Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения. | 1 | Формирование умения составлять сложные предложения с опорой на рисунки. |
-
| Диктант по теме «Предложение» | 1 | Проверка и оценка знаний и умений учащихся |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками. Состав слова. | 1 | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся. |
-
| Правописание гласных и согласных в корне | 1 | Обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом. |
-
| Правописание гласных и согласных в корне | 1 | Обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом. |
-
| Правописание гласных и согласных в корне | 1 | Обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом. |
-
| Текст. Повторение пройденного. | 1 | Закрепить знания о тексте, его видах и признаках; |
-
| Правописание гласных и согласных в корне. | 1 | Повторить знания о правописании гласных и согласных в корне; развивать устную и письменную речь обучающихся |
-
| Урок развития речи «Объявление» | 1 | Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к родному языку. Составлять предложения и текст из деформированных слов. |
-
| Повторение пройденного. Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей. | 1 | Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи. |
-
| Урок развития речи. Написание изложения | 1 | Развитие словесно-логического мышления; развитие памяти и концентрации внимания; |
-
| Знаки препинания при обращении. | 1 | Знать условия постановки знаков препинания при обращении. |
-
| Повторение. Знаки препинания. | 1 | Знать знаки препинания, правила их постановки. |
-
| Обобщение курса 7 класса. Викторина «Знатоки» | 1 | Знать основные части речи, уметь отвечать на вопрос учителя, высказывать свое мнение. |
-
| Итоговый контрольный тест. | 1 | Контроль знаний и умений. |
-
| Анализ итогового контрольного диктанта | 1 | Анализ допущенных ошибок в контрольном диктанте, отработка орфограмм. |