Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Материал представляет собой адаптированную рабочую программу по русскому языку для 2 класса учебник Рамзаевой Т.Г. В программе прописаны планируемые результаты изучения курса, содержание и характеристика курса. В календарно-тематическом планировании прописан коррекционная работа с детьми, имеющими НОДА. при изучении курса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса»
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Дистанционные технологии»
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
ОГБОУ "ЦОДТ"________
«____» _____________ 20 __ г.
«Одобрено»
на заседании Педагогического Совета
Протокол № 1
от «30» августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор ОГБОУ "ЦОДТ" ____
Приказ № ________458__ от
«__01__» __09___________ 20 __ г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Количество часов: 68 ( 2 часа в неделю)
Одобрена МО учителей начальных классов
Протокол №1 от «29» августа 2016 г.
Руководитель МО:____________Герасимова В.В.
Составители: Герасимов В.В
.Рязань, 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения),
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования,
Учебного плана ОГБОУ «ЦОДТ»
Авторской программы Т..Г. Рамзаева «Русский язык».
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предназначена для изучения русского языка в условиях дистанционного обучения в 2- м классе средней общеобразовательной школы учащимися с нарушение опорно-двигательного аппарата по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс». Просвещение, 2012 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Основными целями обучения русскому языку во 2 классе является:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
СПЕЦИФИКА КУРСА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ.
Дистанционное обучение предусматривает личностный подход и использование ЭОР, что повышает доступность образования детей с особыми образовательными нуждами и способствует развитию логического и алгоритмического мышления учащихся, предполагает пошаговое движение школьника по индивидуальной образовательной траектории, предусматривает самостоятельную познавательную деятельность учащихся (работу с различными источниками информации, учебными материалами), формирует умение самостоятельно пополнять знания по предмету. Интерактивная связь между учителем и учеником позволяет повысить коммуникативную компетентность обучающихся и обеспечивает максимальный самоконтроль при оперативной связи с учителем. Спецификой занятий является опора на ИКТ, гибкость при выборе методики проведения урока с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Особенности развития познавательной и учебной деятельности обучающихся с НОДА (группа № 4).
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся в ОГБОУ «ЦОДТ» с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Это дети, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, а также лишенные возможности самостоятельного передвижения. Они имеют нормальное психическое развитие и разборчивую речь, либо с дефицитом познавательных и социальных способностей, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности (слабая артикуляция, неразборчивое звукопроизношение), возможна задержка психического развития при НОДА (чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей). Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
Особенности в развитии учащихся с НОДА, отрицательно влияющие на формирование их познавательной деятельности и усвоение учебного материала:
нарушения в общей и мелкой моторике, часто исключающие возможность письма;
низкий темп учебной деятельности;
нарушения речи: от звукопроизношения (которое часто не может быть нормализовано из-за парезов мышц артикуляционного аппарата) до владения связной фразовой речью, особенно трудно даётся понимание переносного смысла (пословиц, фразеологизмов);
недостаточная сформированность ВПФ, эмоционально-волевой сферы, особенно при наличии ЗПР;
неадекватность самооценки;
слабая сформированность ориентации в практических и бытовых жизненных вопросах: наивность суждений, личностная незрелость.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Русский язык» во 2 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма. Что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся 2 класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить буквы и звуки в произнесённом и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. Обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, и, я и мягким знаком, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Контрольные и диагностические работы
1
Повторение в начале года
5 ч
Контрольный диктант-1
2
Звуки, буквы. Слово и слог.
12
Контрольное списывание-1, контрольный диктант-1
3
Предложение и текст
4 ч
Контрольный диктант-1
4
Согласные звуки и их обозначение буквами.
4 ч
Сочинение-1
5
Ударение. Ударные и безударные гласные.
5 ч
Контрольный диктант-1, изложение
6
Разделительный мягкий знак
2 ч
Контрольный диктант-1
7
Двойные согласные
1 ч
Контрольное списывание-1
8
Части речи
20 ч
Контрольный диктант-1
9
Однокоренные и родственные слова. Безударная гласная в корне.
3 ч
Контрольный диктант-1
10
Парная согласная на конце слова
3 ч
Контрольный диктант-1
11
Повторение
6 ч
Контрольный диктант-1
Итог
68 ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.
Основными разделами программы являются: «Повторение. Речь. Предложение», «Звуки и буквы», «Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначения на письме. Звонкие и глухие согласные», «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Разделительный Ь. Двойные согласные.», «Слово и предложение. Имя существительное», «Части речи – глагол, имя прилагательное, предлоги», «Родственные слова. Безударные гласные в корне. Парные звонкие и глухие согласные в корне. Предложение.», «Повторение».
Учебный курс русского языка во 2 классе состоит из 9 разделов, где №1 и №9 разделы отводятся повторению изученного материала, а №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 разделы - изучению тем. Все разделы расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждого раздела имеет внутрипредметную связь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников:
умений эффективно работать с учебной книгой;
отвечать на вопросы;
ставить вопросы ;
четко и лаконично излагать свои мысли;
выделять главное;
сравнивать;
анализировать;
группировать;
делить текст на части;
озаглавливать абзацы;
составлять план;
писать изложение, сочинение;
работать с памяткой;
элементов учебной самостоятельности
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками
Раздел №1
Тема: «Повторение. Речь. Предложение.» (5ч)
Комплексная дидактическая цель:
в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать
прием определения ударных гласных, переноса, списывания,
какая речь называется устной, а какая письменной,
как в устной речи одно предложение отделяется от другого и как в письменной,
как записывается предложение и что ставится в конце предложения.
Уметь:
различать ударные и безударные гласные.
формулировать и применять на практике правила переноса.
давать определение устной и письменной речи.
выбирать знак в конце предложения в письменной речи и интонацию - в устной.
применять знания по ударным и безударным гласным, по переносу, по знакам в конце предложения на практике.
обосновать изученные правила по устной и письменной речи.
выполнять задания творческого характера.
работать с деформированным текстом.
Раздел №2
Тема: «Звуки и буквы. Слово и слог.»(12ч)
Комплексная дидактическая цель:
в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать:
понятия - ударение, ударный и безударный слог.
гласные звуки, гласные буквы.
правила проверки безударных гласных в корне.
правило написания разделительного ь.
правила переноса слов с двойными согласными.
Уметь:
находить ударный и безударный слоги в словах.
различать гласные звуки и буквы.
обозначать звуки буквами.
формулировать правила проверки безударных гласных в корне.
формулировать правило написания разделительного ь.
формулировать правило переноса слов с двойными согласными.
группировать слова по ударным слогам.
устанавливать связь между гласными звуками и буквами.
анализировать правило проверки безударных гласных в корне.
анализировать правило переноса слов с двойными согласными.
обосновывать изучение правила.
применять полученные знания в новой ситуации.
выполнять задания творческого характера (отгадай загадку, напиши по памяти, установи связь по смыслу, разгадай ребусы).
Раздел №6
Тема: «Слово и предложение. Части речи – имя существительное.» ( 6ч)
Комплексная дидактическая цель:
в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать:
чем слово отличается от предложения.
вопросы, обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов.
какие слова относятся к именам существительным.
правила написания слов с заглавной буквы.
Уметь:
различать слова и предложения.
находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что сделал? что делает? и обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
ставить вопросы к словам.
формулировать правила написания слов с заглавной буквы.
давать определение имени существительного.
устанавливать связь между вопросом и словом.
группировать слова по вопросам.
обосновывать изученные правила.
анализировать правила написания слов с заглавной буквы.
выполнять задания творческого характера (замени букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? запиши под диктовку).
Раздел №7
Тема: «Части речи – глагол, имя прилагательное, предлоги.» (10 ч)
Комплексная дидактическая цель: в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать:
вопросы, относящиеся к глаголам, именам прилагательным.
что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делать? что делает? что делал?
что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
какие слова отвечают на вопросы что делает?, а какие на вопросы что делают?
когда слова отвечают на вопрос какие?
названия частей речи.
правила написания слов с предлогами в предложении.
правила написания самих предлогов.
Уметь:
находить в предложении слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? какой? какие? и т.д.
находить в предложении слова, обозначающие действия предметов и признаки предметов.
различать части речи.
давать определение имени прилагательному и глаголу.
формулировать правила написания слов с предлогами.
отвечать на вопросы, поставленные учителем.
устанавливать связь между вопросами и словами.
группировать слова по вопросам.
обосновывать изученные правила.
анализировать правила написания слов с предлогами.
применять полученные знания и умения в новой ситуации.
выполнять задания творческого характера: исправь деформированный текст, предложи свой алгоритм, запиши под диктовку.
Раздел №8
Тема: «Родственные слова. Предложение. Общее понятие о корне. Однокоренные слова.» ( 10ч)
Комплексная дидактическая цель: в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать:
понятие родственных слов.
правило написания корня в однокоренных словах.
правило проверки безударных гласных в корне.
правило проверки парного согласного в корне.
понятие о главных членах предложения - подлежащее и сказуемое.
Уметь:
находить однокоренные слова.
выделять корень в однокоренных словах.
формулировать правила проверки безударной гласной в корне, парного согласного звука в корне.
подбирать проверочные слова к данным словам.
вставлять безударную гласную пользуясь правилом.
выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
устанавливать связь слов в предложении.
обосновывать изученные правила.
применять знания в практической деятельности.
работать по алгоритму.
применять знания в новой ситуации.
выполнять задания творческого характера (напиши по памяти, составь свой рассказ, составь свои загадки о весне, солнце, ручейке, разгадай ребус).
Раздел №9
Тема: «Повторение.» ( 6ч)
Комплексная дидактическая цель:в результате изучения материала модуля данной темы учащиеся должны
Знать:
названия букв русского алфавита.
признаки гласных и согласных звуков.
гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.
правила переноса.
правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
виды предложения по интонации и по цели высказывания.
главные члены предложения.
о связи слов в предложении.
название частей речи.
вопросы и отличительные признаки.
Уметь:
каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 34-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв.
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.
писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях, названиях городов, деревень, рек, кличках животных.
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах.
писать слова с двойными согласными, слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями, данными в программе 2 класса.
писать раздельно предлоги со словами.
правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
выделять главные члены предложения.
различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?
употреблять большую букву в начале предложения.
ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения.
устанавливать связь слов в предложении.
производить фонетический разбор.
группировать слова по частям речи, по вопросам.
анализировать правила, изученные в течение года.
устанавливать сходства и различия между словами.
писать изложение текста в 40-55 слов по вопросам.
составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В конце 2 класса учащиеся должны знать:
названия букв русского алфавита,
признаки гласных и согласных звуков,
гласные ударные и безударные,
согласные твердые и мягкие,
глухие и звонкие,
правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
каллиграфически правильно писать слова, предложения тексты в 35 - 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв.
делить слова на слоги.
выделять ударный слог.
переносить слова по слогам.
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и ь.
писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных.
писать слова с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз)
безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно).
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота.
слова с разделительным ь.
слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 2 класса.
писать раздельно предлоги со словами.
производить фонетический разбор.
уметь делить слова на слоги.
определять ударный слог.
определять последовательность звуков и букв в слове.
определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа парта, конь.
правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета.
различать слова, отвечать на вопросы кто? что?
устанавливать связь слов в предложении.
выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения.
писать изложение текста в 40-55 слов по вопросам
составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
подлежащее и сказуемое;
гласные и согласные буквы и звуки;
согласные по твердости, мягкости, звонкости, глухости;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи.
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной деятельности для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
работы со словарём (алфавит);
соблюдение орфоэпических норм;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ф.И.О. учителя: Герасимова В.В.
Класс: 2
Коррекционно-развивающая работе на уроке, направленная на реализацию особых образовательных потребностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
активно использовать в учебной деятельности сохранные анализаторы (слуховой, зрительный) детей, используя индивидуальную, адаптированную с учетом двигательных возможностей обучающихся учебную информацию, опираясь как на традиционные методы, так и на ИКТ (тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения в ней доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов);
использовать специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные и ассистивные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения, сохранение и укрепление психофизического здоровья: использование специальной компьютерной техники (клавиатуры, джойстиков управления и др.) для детей с НОДА, при отсутствии возможности у ребёнка писать использовать печатный текст с помощью компьютера и т. п.;
использовать специальные упражнения для развития внимания, памяти, логического мышления, слухового и зрительного восприятия;
использовать совершенствование ИКТ-компетентности учащихся как средство компенсации нарушенных функций;
для учащихся с НОДА и ЗПР разрабатывать при обучении опоры с детализацией в форме алгоритмов, примеров выполнения заданий для конкретизации действий при самостоятельной работе;
стимулировать коммуникативную активность и закреплять речевые навыки (в том числе по письму и чтению), выработанные на занятиях с учтителем-логопедом (дефектологом) в соответствии с его рекомендациями;
создавать условия для развития инициативности, познавательной и общей активности у учащихся (задания проблемно-поискового характера, викторины и конкурсы и т. п.);
создавать атмосферу доброжелательности на уроке с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом, оказывать помощь ученику в осмыслении его жизненного опыта, формировании его жизненной компетенции (развитие адекватных представлений о собственных возможностях и адекватной самооценки, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей).
Виды деятельности
Ученикам доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— письменный ответ с помощью компьютера ,
— решение вычислительных задач,
— работа по алгоритму,
— наблюдение.
Формы контроля
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
-опрос
— письменный ответ
— тестирование
самостоятельная работа
диктант
№ п/п
Тема урока
Колич часов
Требования к уровню подготовки учащихся (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Домашнее задание
Вид контроля
Речь
1
Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении.
Предложение и слово.
1
знать о предложении как о единице высказывания.
уметь:
-составлять предложения из слов и словосочетаний;
- делить предложения на слова;
- выделять из сплошного текста предложения;
-оформлять предложения на письме;
-каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв.
С.3 Упр.2
С.5 Упр.4
2
Слово и слог.
1
знать какой звук образует слог.
уметь:
-делить слова на слоги;
-подсчитывать количество слогов в словах;
-находить ошибки в делении слов на слоги.
С. 6 Упр.8
С.7 Упр.11
3
Звуки и буквы
1
4
Речь в жизни человека
Устная и письменная речь
Выделение предложений в устной и письменной речи
1
знать назначение и роль речи в жизни человека.
уметь
-составлять предложения,
-озаглавливать текст,
-работать с деформированным текстом
-воспринимать звучащую речь (высказывания учителя и сверстников);
- работать с деформированным текстом
С.11 Упр.17
С.12 Упр.20
С. 14 Упр.24
5
Входной диктант
1
Звуки речи. Буквы. Слог
6
Звуки и буквы
1
знать о роли звуков в различении смысла слов.
уметь:
- различать и сравнивать звуки и буквы,
признаки гласных и согласных звуков;
- устанавливать количество слогов в словах
С.17 Упр.29
7
Гласные звуки и их обозначение буквами
1
знать отличительные признаки гласных звуков и букв.
уметь
- наблюдать за произношением слов,
- проводить их звуковой анализ.
Написать 8 слов с буквами
Е Ё Ю Я.
8
Слова с буквой Э.
Речевой этикет. Слова-приветствия.
1
знать о роли звуков в различении смысла слов.
уметь:
- различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
-различать произношение и написание.
С.23 Упр.38
С.24 Упр.39
9
Согласные звуки и их обозначение буквами
1
знать отличительные признаки гласных звуков и букв.
уметь
- наблюдать за произношением слов,
- проводить их звуковой анализ.
С.29 Упр.45
10
Согласный звук (й) и буква Й
1
знать роль буквы й.
уметь:
– давать характеристику звуку [й’];
– писать слова с буквой й;
– выполнять звукобуквенный анализ слов
С.32 Упр.50
11
Контрольное списывание
1
1
12
Шипящие согласные звуки (ж), (ш), (ч), (щ)
1
уметь
-распознавать мягкие и твёрдые шипящие согласные звуки
-правильно произносить их
С.33 Упр.52
13
Сочетания ЖИ,ШИ
1
знать о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых, правило написание сочетаний жи-ши.
уметь
- правильно писать слова с сочетаниями жи, ши
- уметь писать под диктовку
- находить, анализировать и исправлять ошибки.
С.35 Упр.56
14
Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ
1
знать о звуках [ч], [щ], как мягких
уметь:
– различать в cловах мягкие шипящие звуки;
– правильно обозначать на письме
сочетания этих звуков с гласными
- правильно писать слова с сочетаниями чу,щу,ча,ща
- уметь писать под диктовку
- находить, анализировать и исправлять ошибки
С.42 Упр.70
15
Сочетание ЧК,ЧН
1
уметь:
- различать в словах мягкие шипящие звуки;
- правильно обозначать на письме сочетание этих звуков;
- правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.
С.48 Упр.84
16
Проверочная работа «Гласные и, а после шипящих. Сочетания ЧК, ЧН»
1
1
17
Алфавит, или азбука
1
знать буквы алфавита и звуки азбуки.
уметь
- пользоваться алфавитом в практической деятельности
- анализировать звуко- буквенный состав слова
С.54 Упр.93
1
18
Слово и слог
1
знать какой звук образует слог.
уметь:
- делить слова на слоги, опираясь на количество гласных
- подсчитывать количество слогов в словах;
- находить ошибки в делении слов на слоги.
С.57 Упр.101
19
Деление слов на слоги
С.59 Упр.105
20
Перенос слов
1
знать правила переноса слов
уметь:
- делить слова на слоги, опираясь на количество гласных
- подсчитывать количество слогов в словах;
- находить ошибки в делении слов на слоги
- переносить слова с одной строки на другую.
С.63 Упр.113
21
Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине
1
знать особенности слов, которых переносить нельзя и правила переноса слов с буквой й в середине
уметь
- правильно переносить слова
- находить ошибки при переносе слов и исправлять их
С. 65 Упр.117
1
22
Предложение как единица речи
1
знать о предложении как единице высказывания.
уметь
- правильно оформлять предложение на письме
- устанавливать связь слов в предложении;
- работать с деформированными предложениями.
Составить 3 предложения, подчеркнуть
гл.члены
23
Знаки препинания в конце предложения
1
знать о видах предложений, знаках препинания в конце предложения.
уметь:
- находить в тексте разные виды предложений;
- работать с деформированным текстом;
- оформлять предложения на письме.
С. 70 Упр.126
24
Главные члены предложения
1
знать признаки главных членов предложения.
уметь:
- выделять предложение из речевого потока;
- находить в предложении главные члены;
- правильно оформлять предложения на письме;
- выделять грамматическую основу.
С. 74 Упр.131
25
Контрольный диктант
1
Текст
26
Общее понятие о тексте
1
знать основной признак текста.
уметь определять главную мысль
С. 77 Упр.137
27
Типы текста: повествование, описание, рассуждение
1
знать понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст- рассуждение»
уметь
- определять особенности текста-описания, текста-повествования, текста- рассуждения