Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 3 класса по русскому языку»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;
Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;
Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г.от 30.08.2023 г.;
Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год.
Данная программа будет реализована в 3 классе для детей с ЗПР.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетико-фонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря, трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счёт чётких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности, уменьшенного объёма заданий, большей их практикоориентированности, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учётом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм, который визуализируется и многократно повторяется ребёнком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы по уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
УЧЁТ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Целевые приоритеты
Формы работы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий; организация учебных игр на уроке, дискуссий, бесед и т.д.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
Беседы о нормах и правилах поведения, организация рефлексии и самооценки деятельности; организация дежурства классов (разбор случаев несоблюдения общепринятых норм); соблюдение правил работы в группе; взаимоконтроль обучающихся и т.д.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей
Применение на уроке интерактивных, современных форм работы учащихся
Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, онлайн – уроки, онлайн – конференции, электронные презентации, электронные учебники; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, решение проектных задач, дискуссии, «мозговой штурм», деловая игра, мастер-класс, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах и т.д.
Организация предметных образовательных событий
Проведение предметных недель, конференций, олимпиад
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с раз делительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
Ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Словосочетание. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или составленному плану.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 3 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки;
определять после совместного анализа существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
с помощью учителя выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).
работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполнении
текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий;
придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударного гласного в корне слова, синтаксический разбор предложения).
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку (не понял, забыл, не постарался, не успел);
оценивать результат действия;
сопоставлять результат с образцом;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
объяснять по наводящим вопросам значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам (с опорой на ленту букв);
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (при необходимости с опорой на таблицу морфемного разбора);
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте (при необходимости используя толковый словарь);
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени по родам (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки (с опорой на алгоритм);
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения (при необходимости по смысловой опоре);
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами (при необходимости с опорой на таблицы, правила);
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации (при необходимости с направляющей помощью учителя); создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета (с опорой на образец);
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений
определять после совместного анализа ключевые слова в тексте;
определять тему текста и по наводящим вопросам основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст (с направляющей помощью учителя);
писать подробное изложение по заданному, коллективно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
Общие сведения о языке
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
2
Фонетика и графика
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Лексика
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
Состав слова
9
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
5
Морфология
43
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
6
Синтаксис
13
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
7
Орфография и пунктуация
50
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
8
Развитие речи
30
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Резервное время
17
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
5
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАССС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8
2
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae
3
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40
4
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40
5
Определение типов текстов: повествование, описание, рассуждение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038
6
Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038
7
Определение типов текстов: обобщение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423038
8
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84239ca
9
Предложение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682
10
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное составление рассказа по картине К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423826
11
Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428268
12
Связь слов в предложении
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423682
13
Главные члены предложения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423d3a
14
Подлежащее
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84248ca
15
Сказуемое
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424a96
16
Подлежащее и сказуемое
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8424d3e
17
Второстепенные члены предложения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84252c0
18
Предложения распространённые и нераспространённые
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426be8
19
Однородные члены предложения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426dd2
20
Однородные члены предложения с союзами и, а, но
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426f80
21
Однородные члены предложения без союзов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426f80
22
Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Предложение и словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова "Золотая осень"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422ac0
23
Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая между частями сложного предложения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e, https://m.edsoo.ru/f8444bfc
24
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f168
25
Работаем с толковыми словарями
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f938
26
Прямое и переносное значение слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f50a
27
Наблюдаем за значениями слов в тексте
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c
28
Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f708
29
Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843157a
30
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя числительное
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e, https://m.edsoo.ru/f84437ca
31
Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды"
1
32
Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421468
33
Характеристика звуков русского языка
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841fb4a, https://m.edsoo.ru/f841fe24
Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423f9c
36
Соотношение звукового и буквенного состава слов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84202ac, https://m.edsoo.ru/f8420644, https://m.edsoo.ru/f8420842, https://m.edsoo.ru/f84209d2
37
План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423272, https://m.edsoo.ru/f84234ca
38
Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421800, https://m.edsoo.ru/f8421238
39
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426080
40
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е
1
41
Окончание как изменяемая часть слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842c110
42
Нулевое окончание
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e
43
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842163e
44
Корень, приставка, суффикс — значимые части слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84219d6
45
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84222d2
46
Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84300e4
47
Состав слова: обобщение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84220ca
48
Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8426238
49
Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421e54
50
Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
1
51
Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8428c7c
52
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова
1
53
Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова
1
54
Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку
1
55
Непроизносимые согласные в корне слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842da88
56
Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842dcb8
57
Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842df92
58
Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня
1
59
Правописание слов с удвоенными согласными
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2
60
Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Проверочный диктант
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842a6b2
61
Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка"
1
62
Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне"
1
1
63
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8421c24
64
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842b42c, https://m.edsoo.ru/f842b648
65
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а"
1
66
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок
1
67
Закрепляем правописание суффиксов и приставок
1
68
Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки. Диктант с грамматическим заданием
1
69
Разделительный твёрдый знак
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423f9c, https://m.edsoo.ru/f8424190
70
Знакомство с жанром объявления
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430904
71
Объясняющий диктант: повторение правил правописания
1
72
Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84276d8
73
Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или
Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e974
118
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842e758
119
Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
1
120
Изменение имён прилагательных по родам
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842eb5e
121
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f036
122
Изменение имён прилагательных по числам
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842edb6
123
Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f3a6
124
Склонение имён прилагательных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fbda
125
Значения имён прилагательных
1
126
Наблюдение за значениями имён прилагательных
1
127
Значения имён прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками"
1
128
Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном числе
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842f6f8
129
Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fa4a
130
Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Диктант с грамматическим заданием
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842fea0
131
Обобщение знаний о написании окончаний имён прилагательных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430332
132
Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8430ff8
133
Обобщение знаний о написании окончаний имён существительных и имён прилагательных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84311d8
134
Местоимение (общее представление)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84313a4
135
Личные местоимения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431746
136
Как изменяются личные местоимения
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843191c
137
Резерный урок по разделу морфология: отработка темы "Изменение личных местоимений"
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431d40
138
Употребление личных местоимений в речи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431b06
139
Правописание местоимений с предлогами
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843233a
140
Правописание местоимений
1
141
Знакомство с жанром письма
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84324ac
142
Учимся писать письма
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843260a
143
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84321b4
144
Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8431fd4
145
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432768
146
Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным рисункам
1
147
Неопределённая форма глагола
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432a1a
148
Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8432d80
149
Настоящее время глаголов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843303c
150
Будущее время глаголов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433500
151
Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843337a
152
Наблюдение за связью предложений в тексте. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433e88
153
Род глаголов в прошедшем времени
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434072
154
Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени
1
155
Резерный урок по разделу морфология: отработка темы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843422a
156
Частица не, её значение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84343e2
157
Правописание частицы не с глаголами
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434784
158
Создание собственных текстов-рассуждений.Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей НЕ
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433cda
159
Правописание глаголов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433924
160
Резерный урок по разделу морфология: отработка темы. Диктант
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8433af0
161
Части речи: систематизация изученного в 3 классе
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434c84
162
Части речи: обобщение. Подробное изложение повествовательного текста
1
163
Резерный урок по разделу морфология: проверочная работа
1
1
164
Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но. Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8423b6e
165
Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях
1
166
Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами
1
167
Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425cca
168
Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8425ea0
169
Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе"
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434dd8
170
Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ef10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
5
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина Русский язык 3 кл. Учебник. Часть 1,2/Канакина В.П., Горецкий В.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Контроль в начальной школе. Приложение к журналу «Начальная школа».
Александров М.Ф., Волошина О.И. Русский язык Тесты: начальная школа. 1 – 4 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010.
Большой справочник. Начальная школа. М: Издательство АСТ. Олимп. Астрель. 2000.
Васильева Л.С. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. Саратов: Лицей, 2007.
Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000.
Волкова С.И. Контрольные работы по русскому языку в начальных классах. – М.: Дрофа, 2010.
Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх. Санкт-Петербург: Акцидент, 1996.
Гранин Г.Г. Секреты орфографии. М: Просвещение, 1991.
Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь. М: Просвещение, 1981.
Львов Л.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М: Просвещение, 1981.
Матвеева А.Н. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. М: Дрофа, 2010г.
Моршнева Л.Г. Русский язык. 3 класс. Карточки заданий. Саратов: Лицей, 2011.
Моршнева Л.Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы (1, 2 часть). Саратов: Лицей, 2011.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1987.
Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 класс. Методическое пособие. М: Дрофа, 2010.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Персональный компьютер.
Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru общеобразовательного портала.
Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com детей и родителей (1-4 класс).
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.