адаптированной рабочей программы по чтению и развитию речи 6 класса МКОУШ для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа рекомендована к реализации в процессе обучения учащихся 6 класса. Программа соответствует целям и задачам специальной (коррекционной) школы VIII вида и основывается на требованиях Положения «О порядке разработки рабочих учебных программ», утвержденного 14.08.13 г. Программа составлена в соответствии с рекомендациями автора программы (под редакцией В. В. Воронковой). Документ составлен согласно всем предъявляемым требованиям: содержит титульный лист, пояснительные записки, требования к уровню усвоению предметов, тематическое планирование, перечень литературы. Содержание учебного материала отобрано с учетом реальных учебных возможностей учащегося 6 класса. Рабочая программа учителя Маловой Е. А. учитывает степень реализации развивающего, коррекционного и воспитательного аспекта, обеспечивается методическим и дидактическим материалом, ориентирована на достижение реального результата работы учащихся. В ходе планирования учитель продумывает перспективные связи уроков по всем предметам 6 класса, в планировании используются разнообразные формы организации учебной деятельно учащихся с ограниченными возможностями здоровья, контроля для установления уровня обученности по предмету.
Реализация данной программы дает возможность более полной социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
__________ Малова Е.А. учитель русского языка
__________ Дремлюга Н. В. учитель истории
Разработчик программы: Малова Е. А. учитель русского языка
авторской программы почтению ( автор Воронкова В.В. « Чтение» сборник 1 программ специальной коррекционной школы VIII вида, 5-9 классы, под руководством В.В.Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 год- допущено Министерством образования науки и РФ и учебника для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений « Русский язык» 6 класс ( автор А.Аксенова ) – допущено Министерством образования и науки РФ,5-е издание, Москва « Просвещение», 2013 год.
Программа рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю. Основное содержание позволяет обеспечить личностно-развивающее обучение на основе традиций отечественной школы и современных достижений психолого-педагогической науки и школьной практики.
Рабочая программа педагога построена с учетом возрастных особенностей детей, постепенным нарастанием трудности в предъявлении учебного материала. Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по чтению.
В рабочей программе определены цели и задачи по чтению в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Четко указаны цели, задачи и результаты обучения. Требования к уровню усвоения курса дисциплины формируются в терминах «знать», «уметь». В учебно-тематическом планировании отражены темы курса, последовательность их изучения, основной понятийный материал, формы обучения, типы уроков, виды контроля, количество часов на изучение тем, коррекция и повторение. Помимо базовых знаний, умений и навыков указаны универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые приобретают учащиеся в процессе обучения.
Оформлено в соответствии с Положением о рабочей программе.
Таким образом, рабочая программа рекомендована к реализации в процессе обучения учащихся 6 класса.
Рецензент: А.Н. Фролова, зам.директора по УВР
Дата: «___»___________ 2016 г.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
- наизусть 8-10 стихотворений.
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- наизусть 4-6 стихотворений.
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Стр. | Коррекционная работа |
1 четверть «Учитесь видеть красоту В лучах разбуженного солнца И, воплощая в жизнь мечту, Испейте всю её до донца…» Д. Фёдорова |
1 | | 1 | Отечество. По В. Пескову | 3-4 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
2 | | 1 | Россия. М. Ножкин | 4 | Развивать память, внимание, мышление. |
3 | | 1 | Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин | 5-6 | Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
4 | | 1 | Сентябрь. В. Бианки | 6-7 | Развивать память, внимание, мышление. |
5 | | 1 | «Лес, точно терем расписной…». И. Бунин | 8-9 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
6 | | 1 | Грабитель. Ю. Качаев | 9-11 | Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
7 | | 3 | Белый домик. Б. Житков | 11-14 14-15 11-15 (пересказ) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
8 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
9 | | 4 | Звонкие ключи. А. Белорусец | 15-17 17-19 19-23 15-23 (пересказ) | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
10 | | 4 | Заячьи лапы. К. Паустовский | 23- 25 25-27 27-29 23-29 (пересказ) | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
11 | | 1 | Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев | 30 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
12 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
13 | | 3 | Хитрюга. Е. Носов | 31-33 33-35 31-35 (пересказ) | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
14 | | 1 | Октябрь. В. Бианки | 35-36 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
15 | | 1 | Будь человеком. С. Михалков | 37-38 |
16 | | 1 | Петя мечтает. Б. Заходер | 38-39 | Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
17 | | 1 | Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету | 39-41 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
18 | | 1 | Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету | 41-44 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
19 | | 1 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
20 | | 1 | Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари | 44-46 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
21 | | 3 | Пуговкин домик. Дж. Родари | 46-49 49-51 46-51 (пересказ) | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
2 четверть «В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть ещё: Совесть, Честь…» А. Яшин |
1 | | 1 | Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.) | 52-53 | Соблюдение пунктуации. |
2 | | 1 | Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка | 53-54 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
3 | | 1 | Ноябрь. В. Бианки | 55 | Развивать связную речь. |
4 | | 1 | Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву | 55-57 | Расширять словарный запас. |
5 | | 1 | На берегу Невы. По С. Алексееву | 57-60 | Соблюдение пунктуации. |
6 | | 2 | Внеклассное чтение. П. Гайдар «Тимур и его команда» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 | | 2 | Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву | 60-62 (по ролям) 62-65 (по ролям) | Развивать познавательную деятельность |
8 | | 4 | Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой | 65-66 66-67 (пересказ) 67-68 (пересказ) 69-70 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
9 | | 1 | Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову | 70-74 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
10 | | 2 | Внеклассное чтение. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
11 | | 1 | Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк | 75-78 | Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
12 | | 1 | Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной | 79-81 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
13 | | 1 | Декабрь. В. Бианки | 81 |
14 | | 1 | Новогодние загадки. Е. Благинина | 81 | Расширять словарный запас. Заучивать загадки. |
15 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом» | | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
16 | | 1 | Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин | 81-83 | Развивать познавательную деятельность |
17 | | 1 | Тёплый снег. А. Дорохов | 84 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
18 | | 1 | «Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин | 85 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
19 | | 1 | Пушкин. Д. Хармс | 85-89 | Соблюдение пунктуации. |
20 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
«Морозы – декабрю, метели – февралю, Капели первые – задумчивому марту. А я б сказать не мог, что больше я люблю» Н. Рыленков |
1 | | 1 | Январь. В. Бианки | 90 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
2 | | 3 | Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен | 91-97 97-101 (по ролям) 91-101 (пересказ) | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
3 четверть |
3 | | 2 | Ванька. А. Чехов | 101-105 101-105 (пересказ) | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4 | | 1 | «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин | 105 (наизусть) |
5 | | 1 | «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков | 106 (наизусть) | Развивать познавательную деятельность |
6 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Золотой ясень» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 | | 2 | Лёля и Минька. М. Зощенко | 107-111 (по ролям) 107-111 (пересказ) | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
8 | | 2 | Пурга. Ю. Рытхэу | 111-114 111-114 (пересказ) | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
9 | | 2 | Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев | 114-117 (пересказ) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
10 | | 1 | Февраль. В. Бианки | 117-118 | Развивать познавательную деятельность |
11 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
12 | | 3 | Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак | 118-122 122-130 118-130 (пересказ) | Развивать связную речь через пересказ. |
13 | | 8 | Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену | 130-131 131-132 132-133 133-135 136-139 139-142 142-145 146-147 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
14 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
15 | | 1 | Первые приметы. С. Смирнов | 148 (наизусть) | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
16 | | 1 | Март. В. Бианки | 149-150 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
17 | | 1 | Весна идёт. По В. Пескову | 150-151 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
«Самая большая радость в мире – Это делать счастье для других» М. Дудин |
1 | | 1 | Жаркий час. М. Пришвин | 152-153 | Развивать связную речь через пересказ. |
2 | | 2 | Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий | 153-155 156-157 (по ролям) | Развивать познавательную деятельность |
3 | | 1 | Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4 | | 1 | Жаворонок. В. Жуковский | 158 (наизусть) | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
5 | | 2 | Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой | 158-160 158-160 (пересказ) | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
6 | | 1 | «Как после мартовских метелей…». А. Твардовский | 161 (наизусть) | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
7 | | 1 | «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев | 161 | Совершенствовать словесную систему мышления. |
8 | | 2 | Апрель. В. Бианки | 162-163 (рассказ по картине) | Развивать связную речь через заучивание. |
9 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4 четверть |
10 | | 3 | Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский | 163-165 (по ролям) 165-167 (пересказ) 167-170 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
11 | | 2 | Злодейка. По В. Астафьеву | 170-173 170-173 (пересказ) |
12 | | 2 | Рассказы про зверей. По Е. Барониной | 174-175 176-178 | Развивать познавательную деятельность |
13 | | 1 | Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
14 | | 2 | Кот в сапогах. В. Драгунский | 178-183 (по ролям) 178-183 (пересказ) | Развивать связную речь. |
15 | | 1 | Заяц и ёж. Д. Хармс | 183-185 (по ролям) | Расширять словарный запас. |
16 | | 1 | Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов | 186 (по ролям) | Развивать артикуляционный аппарат. |
17 | | 6 | Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу | 186-189 (пересказ) 189-192 (пересказ) 192-194 (пересказ) 194-196 197-199 (по ролям) 200-202 | Развивать связную речь через заучивание. |
18 | | 1 | Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Голубые белки» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
19 | | 1 | «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков | 203 (наизусть) | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
20 | | 1 | Май. В. Бианки | 204-205 | Совершенствовать словесную систему мышления. |
21 | | 1 | Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин | 205 (выразительно) | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
22 | | 2 | Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев | 206-212 206-212 (пересказ) |
23 | | 4 | Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому | 213-214 215-216 216-218 213-218 (кр. пересказ) | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
24 | | 1 | Внеклассное чтение. В.В Бианки «Голубые лягушки» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
25 | | 2 | Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери | 218-219 219-222 (пересказ) | Развивать связную речь через заучивание. |
26 | | 2 | Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев | 223-225 223-225 (сочинение по наблюдениям) | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
27 | | 1 | «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков | 226 (наизусть) |