Внеклассное мероприятие по русскому языку " Брейн- ринг" для 8-9 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку " Брейн- ринг" для 8-9 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры " Брейн-ринг" для учащихся 8-9 классов. Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопрса из области фонетики, словообразования, морфологиии, орфографии и синтаксиса. Данное мероприятие способствует познавательной деятельности учащихся и направлено на преодоление представлений учащихся о русском языке как скучном предмете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку " Брейн- ринг" для 8-9 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа
Краснодарский край
Методическая разработка
Тема разработки: Внеклассное мероприятие по русскому языку
Форма проведения:Брейн- ринг
Адресат: учащиеся 8-9 классов
Составитель: Прохорова Елена Ивановна
должность : учитель русского языка и литературы
2016г
Цель:
преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
развивать умение логически мыслить;
способствовать познавательной деятельности учащихся;
содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.
Оборудование: карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;
Листочки и ручки.
Сигнальные флажки для каждой команды.
Правила игры:
Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.
Ход игры
Ведущий
- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»
В игре «Брейн – ринг» участвуют сильнейшие представители 8-9-х классов.
Учащиеся под музыку занимают места за столами.
Первый раунд « Фонетика. Графика.»
1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?
Злой, папа, шарим, крупа, токи
( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).
2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?
(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку неизменяемые)
Какие нарушения словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.
1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.
ответ
(1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)
Третий раунд «Морфология»
1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.
1. Сегодня днём было жарко.
2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.
3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.
4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.
5. Своим днём рождения я остался доволен.
ответ
( Существительное день употреблено в предложениях 2,3,5)
2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?
1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.
2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.
3. Тоже мне, профессор !
4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.
5. Она тоже меня не заметила и остановилась.
ответ
(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также частицей быть не может)
Четвертый раунд « Орфография»
« Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?
2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.
Краше__ые скамейки;
Некраше__ые скамейки;
Покраше__ые скамейки;
Недавно краше__ые скамейки;
Недавно покраше__ые скамейки;
Скамейки покраше_ы.
Скамейки краше_ы.
Ответ:
1.КрашеНые скамейки;
2.НекрашеНые скамейки;
3.ПокрашеННые скамейки;
4.Недавно крашеННые скамейки;
5.Недавно покрашеННые скамейки;
6.Скамейки покрашеНы.
7.Скамейки крашеНы
Пятый раунд « Синтаксис»
1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?
По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
Наша учительница очень терпеливая.
Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
Ответ
1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
3.Наша учительница очень терпеливая.
4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
( черным шрифтом выделены грамматические основы)
Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать
( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);
3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).
Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?
Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки…
Черны мои черновики, чисты чистовики.
Ответ.
В отрывке три назывных предложения: Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.
Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.