Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Выучи русский язык!» Брейн-ринг
для учащихся 7 классов.
Подготовила: учитель русского языка
и литературы МБОУ «Бегишевская СОШ
им. М.Х.Хасанова»
Заинского муниципального района РТ
Салихова Татьяна Куприяновна
.
2015 год.
«Выучи русский язык!»
Цель: Закрепление полученных знаний, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания, стремления узнать новое.
Задачи: проверить знания учащихся в области русского языка, развивать умение искать правильный ответ, размышлять над заданиями в поисках правильного ответа, развивать умение мыслить логически, развивать умение работать в коллективе, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:листочки, ручки, карточки с заданиями, компьютер, презентация с заданиями.
Ведущий:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт).
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры «Выучи русский язык! На сегодняшней игре присутствуют сильнейшие представители двух команд 7 классов – знатоки русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
- О каких знаках препинания идёт речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (!)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (?)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый (…)
Он очень вежлив…
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить… (ь)
2.Какой знак препинания впервые был введён Н.М.Карамзиным? что означает сейчас этот знак препинания?
(тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка. Tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака).
3.Как вовременаМ.В.Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?
(! – утвердительный, - единительный, ( ) вместительный).
4.Какие знаки препинания могут ставиться в начале предложения? ( …, - « »).
5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё).
6.Составьте предложение, каждая буква которого должна начинаться на букву К ( или П, О, Н).
7.расставтье знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредёшь ты голова
(И.А.Крылов).
( Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение «умная голова»).
8. что означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот-навыворот;
б) спустя рукава;
в) точить лясы.
( шиворот-навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот-навыворот означало «одежда, вывороченная на изнанку в наказание».
Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная одежда была с длинными, спускавшимися до земли, рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать из, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, небрежно».
Точить лясы – «весело, почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перилл, балконных поручней, оконных рам. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи).
9.Закончите пословицы и поговорки.
-Весна красна цветами,…(а осень снопами),
-Весною час упустишь - …(годом не наверстаешь),
-Декабрь год кончает, …(а зиму начинает),
-В зимний холод…(всякий молод),
-Лето припасает, …(а зима поедает),
-Корень учения горек,…(да плод его сладок),
-Учись доброму,… (так и худое на ум не придёт),
-Ми освещается солнцем, …(а человек знанием),
-Золото добывается из земли, …(а знания из книги),
-Ученье – свет,…(а неученье – тьма),
-Не стыдно не знать,…( стыдно не учиться),
-Умную речь…(хорошо слушать),
-Грамоте учиться …(всегда пригодится).
10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
11. Определите, где предлоги, а где наречия.
а) Туристы расположились вокруг костра.
б) Не мешай слушать, после расскажешь.
в) После небольшого отдыха все запели.
г) Вокруг стояла тишина. ( а,в–предлоги, б,г – наречия).
12.укажите существительные женского рода
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь)
13. Как называются люди, живущие в Пскове, уфе, Томске, Курске, Туле?
(псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки).
14.Отгадайте загадки.
а) Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа).
б) В школьной сумке ялежу,
Как ты учишься скажу. ( дневник)
в) Открыть свои тайны любому готова.
Но ты он неё не услышишь ни слова. (книга).
г) он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много.
Потому что он …( артист).
д) чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином, на копыта дай резины.
И тогда. Поднявши пыль, побежит …(автомобиль).
15. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, читать произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.
(9-я рота. 12 месяцев, 12 стульев, волк и семеро козлят, сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…)
16. Вспомните произведения художественной литературы, в названиях которых есть антонимы.
(«Война и мир», «Белый Бим, Чёрное ухо»…)
?
?