kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Выучи русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 «Выучи русский язык!» Брейн-ринг

для учащихся 7 классов.

                                    Подготовила: учитель русского языка

и литературы  МБОУ «Бегишевская СОШ

 им. М.Х.Хасанова»

 Заинского муниципального района РТ

 Салихова Татьяна Куприяновна

                                                 .

                                                       2015 год.

                      «Выучи русский язык!»

Цель: Закрепление полученных знаний, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания, стремления узнать новое.

Задачи: проверить знания учащихся в области русского языка, развивать умение искать правильный ответ, размышлять над заданиями в поисках правильного ответа, развивать умение мыслить логически, развивать умение работать в коллективе, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:листочки, ручки, карточки с заданиями, компьютер, презентация с заданиями.

Ведущий:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                                             (С.Абдулла, узбекский поэт).

 Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры «Выучи русский язык! На сегодняшней игре присутствуют сильнейшие представители двух команд 7 классов – знатоки русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

 

  1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.  (!)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.   (?)

               Известно миру с давних пор,

               Что знак и я немаловажный

               И не окончен разговор…

               И начинает думать каждый     (…)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить…    (ь)

2.Какой знак препинания впервые был введён Н.М.Карамзиным? что означает сейчас этот знак препинания?

(тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка. Tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака).

3.Как вовременаМ.В.Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(! – утвердительный, - единительный, ( ) вместительный).

4.Какие знаки препинания могут ставиться в начале предложения? ( …, -  « »).

5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?  (Ё).

6.Составьте предложение, каждая буква которого должна начинаться на букву К ( или П, О, Н).

7.расставтье знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредёшь ты голова

                             (И.А.Крылов).

( Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение «умная голова»).

8. что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава;

в) точить лясы.

( шиворот-навыворот  означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот-навыворот означало «одежда, вывороченная на изнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная одежда была с длинными, спускавшимися до земли, рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать из, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, небрежно».

Точить лясы – «весело, почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перилл, балконных поручней, оконных рам. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи).

9.Закончите пословицы и поговорки.

-Весна красна цветами,…(а осень снопами),

-Весною час упустишь - …(годом не наверстаешь),

-Декабрь год кончает, …(а зиму начинает),

-В зимний холод…(всякий молод),

-Лето припасает, …(а зима поедает),

-Корень учения горек,…(да плод его сладок),

-Учись доброму,… (так и худое на ум не придёт),

-Ми освещается солнцем, …(а человек знанием),

-Золото добывается из земли, …(а знания из книги),

-Ученье – свет,…(а неученье – тьма),

-Не стыдно не знать,…( стыдно не учиться),

-Умную речь…(хорошо слушать),

-Грамоте учиться …(всегда пригодится).

10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

11. Определите, где предлоги, а где наречия.

а) Туристы расположились вокруг костра.

б) Не мешай слушать, после расскажешь.

в) После небольшого отдыха все запели.

г) Вокруг стояла тишина.              ( а,в–предлоги,  б,г – наречия).

12.укажите существительные женского рода

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь)

13. Как называются люди, живущие в Пскове, уфе, Томске, Курске, Туле?

(псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки).

14.Отгадайте загадки.

а) Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа).

б) В школьной сумке ялежу,

Как ты учишься скажу. ( дневник)

в) Открыть свои тайны любому готова.

Но ты он неё не услышишь ни слова.  (книга).

г) он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много.

Потому что он …( артист).

д) чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копыта дай резины.

И тогда. Поднявши пыль, побежит …(автомобиль).

15. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, читать произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.

(9-я рота. 12 месяцев, 12 стульев, волк и семеро козлят, сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…)

16. Вспомните произведения художественной литературы, в названиях которых есть антонимы.

(«Война и мир», «Белый Бим, Чёрное ухо»…)

?

   

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Выучи русский язык" »















Внеклассное мероприятие по русскому языку


«Выучи русский язык!» Брейн-ринг

для учащихся 7 классов.







Подготовила: учитель русского языка

и литературы МБОУ «Бегишевская СОШ

им. М.Х.Хасанова»

Заинского муниципального района РТ

Салихова Татьяна Куприяновна

.












2015 год.

«Выучи русский язык!»

Цель: Закрепление полученных знаний, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания, стремления узнать новое.

Задачи: проверить знания учащихся в области русского языка, развивать умение искать правильный ответ, размышлять над заданиями в поисках правильного ответа, развивать умение мыслить логически, развивать умение работать в коллективе, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:листочки, ручки, карточки с заданиями, компьютер, презентация с заданиями.

Ведущий:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!


Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С.Абдулла, узбекский поэт).


Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры «Выучи русский язык! На сегодняшней игре присутствуют сильнейшие представители двух команд 7 классов – знатоки русского языка. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!


  1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (!)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (?)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый (…)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить… (ь)


2.Какой знак препинания впервые был введён Н.М.Карамзиным? что означает сейчас этот знак препинания?

(тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка. Tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака).


3.Как вовременаМ.В.Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(! – утвердительный, - единительный, ( ) вместительный).


4.Какие знаки препинания могут ставиться в начале предложения? ( …, - « »).


5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё).


6.Составьте предложение, каждая буква которого должна начинаться на букву К ( или П, О, Н).


7.расставтье знаки препинания, объясните их.

Отколе умная бредёшь ты голова

(И.А.Крылов).

( Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение «умная голова»).


8. что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот;

б) спустя рукава;

в) точить лясы.

( шиворот-навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот-навыворот означало «одежда, вывороченная на изнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная одежда была с длинными, спускавшимися до земли, рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать из, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, небрежно».

Точить лясы – «весело, почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перилл, балконных поручней, оконных рам. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи).


9.Закончите пословицы и поговорки.

-Весна красна цветами,…(а осень снопами),

-Весною час упустишь - …(годом не наверстаешь),

-Декабрь год кончает, …(а зиму начинает),

-В зимний холод…(всякий молод),

-Лето припасает, …(а зима поедает),

-Корень учения горек,…(да плод его сладок),

-Учись доброму,… (так и худое на ум не придёт),

-Ми освещается солнцем, …(а человек знанием),

-Золото добывается из земли, …(а знания из книги),

-Ученье – свет,…(а неученье – тьма),

-Не стыдно не знать,…( стыдно не учиться),

-Умную речь…(хорошо слушать),

-Грамоте учиться …(всегда пригодится).


10.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).


11. Определите, где предлоги, а где наречия.

а) Туристы расположились вокруг костра.

б) Не мешай слушать, после расскажешь.

в) После небольшого отдыха все запели.

г) Вокруг стояла тишина. ( а,в–предлоги, б,г – наречия).


12.укажите существительные женского рода

Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь)


13. Как называются люди, живущие в Пскове, уфе, Томске, Курске, Туле?

(псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки).


14.Отгадайте загадки.

а) Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа).

б) В школьной сумке ялежу,

Как ты учишься скажу. ( дневник)

в) Открыть свои тайны любому готова.

Но ты он неё не услышишь ни слова. (книга).

г) он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много.

Потому что он …( артист).

д) чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копыта дай резины.

И тогда. Поднявши пыль, побежит …(автомобиль).


15. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, читать произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.

(9-я рота. 12 месяцев, 12 стульев, волк и семеро козлят, сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…)


16. Вспомните произведения художественной литературы, в названиях которых есть антонимы.

(«Война и мир», «Белый Бим, Чёрное ухо»…)


17. Метаграммы.

1.С буквой «в» - ночная птица.

Мебель с буквой «ф» она.

С «д» она для стирки пригодится,

С «х» в музей давно сдана. (сова, софа, сода, соха)

2.С буквой «т» - он пышный, сладкий,

С «с» - от качества разряд.

С «к» - спортивная площадка,

С буквой «б» - часть корабля. ( торт, сорт, корт, борт).

18. Неологизмы (шуточный конкурс).

Придумать смешное значение словам. Н-р, мимоза – девочка. Проходящая мимо, привратник – тот, кто любит приврать…

а) волнушка, крахмал, насупиться.

б) сорванец, циркуль, прислониться.


19. Составить как можно больше слов существительных.


Н О О

К КУ НИ

КО

НО Т ОК КА


ТЫ ТА КИ КО ТО



Задания для зрителей.

( эти задания используются по ходу игры, когда команды выполняют задания на карточках).




  1. Дайте толкование фразеологизмам.

Крокодиловы слёзы

(притворные слёзы, неискренние сожаления.Когда крокодил заглатывает свою жертву, он плачет, но не от избытка чувств, а от избытка солей, которые скапливаются у него в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз).


Жить на широкую ногу

(богато, роскошно, не стесняясь в средствах. Это выражение связано с тем, что в 14 столетии в Зап. Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина быв в полтора фута (45 см.), башмак барона в два фута ( 60 см.), а башмак князя в 2,5 фута (75 см.).по башмаку можно было узнать самого знатного.

Дело в шляпе

( о деле, уже почти законченном, за исход которого можно не опасаться. От обычая метать жребий, который обычно клали в шляпу и тянули оттуда. Другая версия: в старину все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Для безопасности важные бумаги, «дело» , зашивали за подкладку шляпы или шапки)

Чучело гороховое

( о человеке несуразно и безвкусно одетом, вызывающем всеобщие насмешки.Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях).


  1. Замени одним словом.

Тихий разговор (шёпот),

Водитель автобуса (шофёр),

Надпись на конверте (адрес),

Шуршание листьев (шелест),

Начало реки (исток),

Корка, образованная на снегу (наст),

Повар на судне (кок),

Комната на корабле (каюта) и др.


  1. Это интересно.

Сколько лет русскому языку?

( Славяне достоверно известны примерно с 6 века нашей эры. Это не значит, что их не было раньше, просто сведения о них расплывчаты и туманны. К концу первого тысячелетия произошло выделение восточнославянских языков.

Язык восточных славян примерно до 14 века называют древнерусским. С течением времени внутри древнерусского языка начинают намечаться различия между отдельными его диалектами. Итогом накопления всех изменений стало образование примерно к 17 веку русского национального языка, отличного от языка украинцев и белорусов.

Естественно, назвать какую-то точную дату, после которой язык, ещё не бывший чисто русским, вдруг стал таковым, абсолютно невозможно. Да и не нужно. Наоборот, мы должны понимать, что язык наш – достаточно солидного возраста, что корни его уходят далеко в глубь веков. Понимать и гордиться этим.


  1. Чем отличается дефис от тире?

(Дефис- это половинка тире, коротенькая черточка, которая, в отличие от тире, ставится не между частями предложения или словами, а внутри слова.)



В конце мероприятия членами жюри подчитываются баллы и объявляются результаты игры. Награждение участников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Выучи русский язык"

Автор: Салихова Татьяна Куприяновна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "КВН по русскому языку на тему «Выучи русский язык !» "
    ["seo_title"] => string(52) "kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-vyuchi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "196171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428001311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "КВН "Выучи русский язык !" "
    ["seo_title"] => string(24) "kvn-vyuchi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "228743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441471951"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Викторина по русскому языку "Выучи русский язык" "
    ["seo_title"] => string(49) "viktorina-po-russkomu-iazyku-vyuchi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "107181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403181479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Игра "Выучи русский язык!""
    ["seo_title"] => string(26) "ighra_vyuchi_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "383542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485326234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Выучи русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "konspekt_uroka_vyuchi_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "528846"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574787103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства