Внеклассное мероприятие по математике
«Брейн-ринг» для учащихся 7-8 классов
Цели:
- Расширение кругозора знаний по математике;
- Развитие интереса к математике;
- Воспитание чувства коллективизма и ответственности
Ход занятия
Классы разбиваются на 4 команды, в каждой команде 6 человек. На столах лежат листочки для ответов. На обдумывание ответа даётся 1 минута.
Ведущий:
Добрый день, мои друзья!
Конкурс открываю я.
Математики тропинки
Приглашают всех вас в путь.
И смекалку, и смешинки
Взять с собою не забудь.
Ой, полным-полно здесь зрителей,
Негде яблоку упасть.
Помогите, помогите же
Место первое занять.
Вы похлопайте командам,
Поддержите лозунгом.
И тогда команда ваша
Благодарна будет вам.
Итак, я конкурс начинаю,
Всем успехов я желаю.
Представление команд
Ведущий:
Послушайте правила игры: читается вопрос, после обсуждения капитан команды сдаёт ответ на листочке жюри. За правильный ответ команда получает один балл. Так как наша игра проходит 12 апреля в день космонавтики, то некоторые вопросы будут «из космоса»
Вопросы для игры:
- Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль)
- В каком году человек впервые полетел в космос? (в 1961 году)
- Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В Ломоносов, называвший его «вратами учёности». Именно в нём впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его автора. («Арифметика» Л.Ф. Магницкого)
- Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чём идёт речь? (о биссектрисе)
- Её знакомство с математикой произошло с 8 лет, так как стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская)
- Как звали первого человека, полетевшего в космос? (Ю. А. Гагарин)
Небольшой перерыв, во время которого жюри подведёт предварительные итоги.
Ведущий:
Оказывается, что не только на уроках русского языка происходят смешные случаи при написании сочинений, но и на математике можно услышать, например, такое:
…многоугольники бывают выпуклые и впуклые…
…слагаемые бывают подобные и бесподобные…
…углы мы различаем вертикальные и горизонтальные…
…аксиома – это такая теорема, которую не надо доказывать…
…любая кривая короче прямой, на которой стоит директор школы…
…эллипс – это круг, вписанный в квадрат, размером 3 на 4…
…докажем эту теорему «методом от отвратительного»…
…равнобедренный треугольник – это такой треугольник, у которого одинаковые бёдра…
- На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)
- В древности этого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (радиус)
- «Чёрный ящик»
В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)
10) Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (гипотенуза)
- Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? (нуль)
- Назовите фамилию и имя первой женщины космонавта. (Валентина Терешкова)
- «Чёрный ящик»
Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрёл для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике? (Винт Архимеда, используется в мясорубке)
- Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр,-«ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их. (Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни)
Ведущий:
Вы ребята все устали,
Много думали, гадали.
Отдохнуть уже пора!
Вот и кончилась игра!
Подведение итогов. Награждение.
Литература:
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006
- Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: «Учитель», 2006
- Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы. – М.: «Просвещение», 1982.
- Журналы «Математика в школе». 1999. № 3, 4, 6.